Найти тему
Яблоки для Евы

Женщины, которые играют роли

А давайте сегодня вспомним Вильяма нашего Шекспира? Вернее, одну из самых известных и широко растиражированных его цитат: "Мир - сцена, где у каждого есть роль" (или в другой версии "Весь мир - театр, а люди в нём - актёры").

Безусловно, Шекспир был гением, но это никогда не мешало ему заимствовать идеи у других, зачастую не менее гениальных предшественников. И в этом случае тоже так произошло. Первоисточником вдохновения Великого Барда был древнеримский писатель Гай Петроний. Его строка на латыни "Mundus universus exercet histrionam" ("Весь мир занимается лицедейством") украшала фронтон шекспировского театра "Глобус". Но корни этой метафоры уходят в еще более глубокую античность, к Сенеке, Пифагору и Гомеру, так что она куда древнее, чем принято считать.

Правда, ее часто понимают в духе доктора Хауса - мол, все лгут. Но мы с такой трактовкой не согласны. И не мы одни, и не без оснований - недаром еще в первой половине XX века появилась знаменитая теория ролей, которая вовсе не про ложь и лицедейство, а про типовые модели или образцы человеческого поведения. Это и есть роли.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников
В социальной психологии роль определяется как набор норм, предписывающих, каким образом должны действовать люди, занимая определённую социальную позицию.

При всей разнице в подходах к определению, учёные согласны, что социальная роль - это узловая точка, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. По крайней мере, так считают сторонники теории ролей - а их немало, ведь последние 80 лет она весьма активно развивалась в рамках многих социальных наук. Поэтому сегодня мало кто сомневается в том, что все мы играем какие-то роли - с младенчества и до самой смерти.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Мужчина и женщина — это тоже социальные роли (не побоимся этого слова, гендерные). За каждой из них на уровне норм и обычаев закреплены определенные поведенческие паттерны. В патриархальных обществах (слово "патриархальный" мы, разумеется, используем не в научном, а в самом общем смысле - за отсутствием релевантного определения для тех общественных структур, где мужчины занимали/занимают более выгодные по сравнению с женщинами позиции) стереотипные представления о женщине и женских социальных ролях оказываются связаны со сферой приватного: это деторождение и забота о детях, домашний уют, красота, эстетическое и физическое удовольствие, которое женщина доставляет мужчине. Мужчин же стереотипы относят обычно к публичной сфере: сфере производства, активной деятельности вне дома и общественной власти.

Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Поэтому для мужчин главными социальными ролями считаются профессиональные - воин, работник, добытчик, кормилец, правитель, судья. А для женщин?..

В тех обществах, где на протяжении столетий доминировали довольно замкнутые и устойчивые гендерные системы, статус женщины было принято определять по статусу мужчины. Когда эссеист Ричард Стил пытался в 1710 г. дать определение женщине, он сделал это в сжатой, но абсолютно типичной для своего времени манере: «Женщина — это дочь, сестра, супруга и мать, простой придаток рода человеческого...».

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Действительно, во времена Ричарда Стила (и в подавляющем большинстве предыдущих эпох) за редким исключением женщинам доставались роли семейные - или, как говорят ученые, социально-демографические. Содержание этих ролей было твердо закреплено, формализовано и довольно-таки статично. Практически все они были предписанными - т. е., автоматически определялись полом, возрастом и семейным положением женщины: эти роли соответствовали определенному этапу жизненного цикла и не требовали от самой женщины особых усилий для их получения. При этом от социальной роли напрямую зависели права и возможности женщины - да и вся жизнь ее зависела.

Так, на Руси девочка после полового созревания превращалась девку (или девицу), после свадьбы становилась молодкой или молодухой, после первых родов - бабой, после свадьбы сына, если повезет, большухой, а после появления первых внуков - бабкой или старухой.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Общеизвестно, что девку могли, не спрашивая ее мнения, выдать замуж. Молодуха выполняла в доме, как правило, самую тяжелую и черную работу под строгим надзором свекрови. И только баба приобретала хоть какую-то самостоятельность и определенный семейный статус (в частности, потому что благодаря деторождению постоянно соприкасалась со Смертью, с миром мёртвых - но об этом мы еще поговорим отдельно). Безбрачие и бездетность считались отклонением от нормы, поэтому не было женской доли горше, чем остаться старой девой - вековухой.

Казалось бы, где мы и где те несчастные молодухи с вековухами. Но фокус в том, что мир меняется быстрее, чем наши представления о нём, - социальные стереотипы относительного "женского" и "мужского" не сдают свои позиции и в просвещенном XXI веке. Сегодня и у женщин, и у мужчин стало куда больше возможностей быть разными, но большинство "традиционных" гендерных ролей мы продолжаем играть - и будем это делать дальше, никуда не денемся (а к ним ведь еще и всё время новые добавляются, и совмещать их бывает ужасно трудно, ой-ёй!..).

Поэтому так важно изучать их - чтобы не лицедействовать, вынужденно играя по чужому сценарию, но и жить в своих ролях, пребывая в гармонии с собой и сценой.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Ещё:

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.