Найти в Дзене
Яблоки для Евы

А я нашёл другую, или Зачем люди изменяют?

С точки зрения эволюции любовь – важный инструмент для выживания человеческого вида (по крайней мере, так думают британские некоторые ученые). А что с верностью?.. Антрополог Хелен Фишер убеждена в том, что три типа любви (влечение, влюбленность и привязанность) - это системы, которые могут работать не только последовательно, но и параллельно и независимо друг от друга. То есть, человек не способен любить более одного партнера одновременно - но только если речь идет о страстной влюбленности. А вот одновременно испытывать три разных чувства к трем разным людям вполне возможно. «Вот вы лежите в кровати с кем-то, кто очень вам дорог, к кому вы очень привязаны, но одновременно не испытываете никакого влечения. При этом вы можете быть безумно влюблены в кого-то еще и в то же время не возражать против того, чтобы переспать с кем-то третьим». Хелен Фишер, "Почему мы любим". Это обусловлено двумя взаимодополняющими репродуктивными стратегиями, которые присущи человеку: с одной стороны, мы ищ
Оглавление

С точки зрения эволюции любовь – важный инструмент для выживания человеческого вида (по крайней мере, так думают британские некоторые ученые). А что с верностью?.. Антрополог Хелен Фишер убеждена в том, что три типа любви (влечение, влюбленность и привязанность) - это системы, которые могут работать не только последовательно, но и параллельно и независимо друг от друга.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

То есть, человек не способен любить более одного партнера одновременно - но только если речь идет о страстной влюбленности. А вот одновременно испытывать три разных чувства к трем разным людям вполне возможно.

«Вот вы лежите в кровати с кем-то, кто очень вам дорог, к кому вы очень привязаны, но одновременно не испытываете никакого влечения. При этом вы можете быть безумно влюблены в кого-то еще и в то же время не возражать против того, чтобы переспать с кем-то третьим».
Хелен Фишер, "Почему мы любим".

Это обусловлено двумя взаимодополняющими репродуктивными стратегиями, которые присущи человеку: с одной стороны, мы ищем одного основного партнера для деторождения, а с другой - параллельные пути для распространения своих генов, увеличения числа своих потомков (мужчины) и получения дополнительной пищи/защиты для своих детей (женщины).

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Моногамность + измены = эволюционный компромисс

Некоторые учёные полагают, что для выживания нашего вида выгодно, чтобы часть самцов была верными заботливыми отцами, а другая часть - активно спаривалась с чужими самками и оставляла как можно больше потомства. Тем самым достигается баланс полового отбора.

При этом и самцы, и самки заинтересованы если не в собственной верности, то в верности партнера/партнёрши - хотя самки, пожалуй, все-таки в меньшей степени. Если самец бросит самку, ее детеныши погибнут (но от эпизодических измен на стороне ее эволюционные интересы не пострадают - главное, чтобы мужик детям бананы носил самец продолжал кормить ее и ее потомство). Но и самец вкладывает ресурсы в свою семью, поэтому с эволюционной точки зрения заинтересован в том, чтобы самка оставалась ему верна. Внебрачные дети самки от другого самца для него – это катастрофа. Мало того, что он трудится на "того парня", так еще и его гены не будут переданы в следующие поколения. Поэтому самцы вынуждены активно охранять самок.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Однако по мере повышения плотности самцов в группе выгода от такого поведения снижается, поскольку у каждого самца появляется больше соперников, с которыми нужно бороться, и потенциальных партнерш, за которыми надо следить. В таких условиях появляется другая потенциально выигрышная стратегия – создание постоянной пары. Эмоциональная привязанность между партнерами способствует формированию таких пар, помогая и самкам, и самцам лучше добиваться своих непосредственных эволюционных целей.

Кроме того, отложенным эффектом моногамии, вероятно, стало снижение уровня внутригрупповой агрессии, что в свою очередь создало предпосылки для развития эффективной кооперации и сплоченности.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Высочайший уровень социализации, которого достиг наш вид, наш разум, наше экологическое доминирование на планете, вполне вероятно, заслуга любви, моногамии, верности - выбирайте тот вариант, который вам больше по душе.

При этом не будем забывать, что в процессе эволюции нашего вида первобытная «любовь» давно вышла за рамки нейробиологии и биохимии, обросла новыми смыслами, превратившись из эволюционной необходимости в мощнейший социокультурный и психологический концепт. И стала от этого только лучше.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Еще:

Что почитать по теме:

  • Фишер Х. Почему мы любим: природа и химия романтической любви = Why We Love: The Mature and Chemistry of Romantic Love / пер. с англ. Е. И. Милицкая. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012.

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.