Никто не застрахован от болезни. Люди сталкиваются с заболеваниями в самых разных ситуациях: во время многомесячных морских переходов, в автономных плаваниях на подводных лодках и, разумеется, в космосе. Но вот как поступить, если здоровье космонавта находится под угрозой, а путь к ближайшей больнице преграждает несколько сотен километров безвоздушного пространства?
Первый случай болезни в космосе
Первый случай, когда из-за болезни космонавта пришлось свернуть всю исследовательскую экспедицию, произошел летом 1976 года на орбитальной станции “Салют-5”. Экипаж состоял из двух человек - Бориса Волынова и Виталия Жолобова.
Полет начался в штатном режиме и на орбите не возникало никаких проблем. Однако, внезапно коcмонавты почувствовали неприятный запах неизвестного происхождения, который доносился из шлюза контейнера с бытовыми отходами. В жилом отсеке космической станции они ощутили ядовитые пары гептила, что исключительно негативно сказалось на их здоровье, которое из без того было подорвано нагрузками полета.
В августе на станции произошел еще один инцидент – из-за технических неполадок на орбитальной станции отключилось освещение и вентиляция. Все приборы перестали работать. Орбитальная станция сразу же превратилась из сверхсовременного форпоста советской науки в кусок мертвого, безжизненного железа, в смертельную ловушку для своих жильцов.
Космонавты взялись за ремонт систем жизнеобеспечения в кромешной космической тьме. К счастью, оборудование станции было восстановлено, но Виталий Жолобов, пережив сильный стресс, начал страдать от страшной мигрени. Сильная боль мешала ему работать, он даже почти не мог спать.
Когда информация о его здоровье дошла до Земли, космическое агентство приняло решение о немедленном возвращении экипажа домой. Планировавшиеся 60 суток полета были сокращены до 49, но важно то, что удалось спасти жизнь и здоровье космонавта.
Обострение старой болезни
На орбите планеты произошел инцидент с экипажем «Союза Т-14», который отправился на орбитальную станцию «Салют-7» в 1985 году. Болезнь одного из космонавтов, 33-летнего подполковника Владимира Васютина, прервала выполнение работы на орбите. В отличие от предыдущего случая, когда основной виной стала неисправность оборудования, в данном случае полет был прекращен исключительно по вине самого заболевшего. Он почему-то решил утаить от медицинской комиссии наличие у него хронического простатита. Болезнь обострилась в космосе, и команде пришлось свернуть свою деятельность и экстренно вернуться на Землю. Это обстоятельство сильно сказалось на планах экспедиции. Экипаж провел на орбите вместо запланированных шести месяцев всего лишь чуть более двух.
Физическая травма
Известны случаи, когда космонавту становилось плохо не из-за обострившейся болезни или специфических условий проживания на орбитальной станции, а из-за банальной физической травмы.
Во время своего пятого полета в космос выдающийся космонавт Геннадий Стрекалов случайно поранил себе руку, когда проводил работы по демонтажу душевой кабины на космической станции "Мир". Иммунитет уже не молодого человека был серьезно ослаблен. Рана не долгое время отказывалась заживать, травмированную руку раздуло. И даже ударные дозы медикаментов не приносили желаемого облегчения. Далее у мужчины начал регулярно болеть желудок. Полет хотели прервать, но Геннадий Стрекалов отказался от возвращения на Землю и мужественно выдержал все сложности полета до самого конца.