Найти тему
Книжный чайник

"Когната": обзор 1-3 серий. Что известно о новой вселенной Алексея Сальникова?

21 февраля в Букмейте стартовал книжный сериал Алексея Сальникова «Когната». Известный российский автор- лауреат "Большой книги” и “Национальный бестселлер” - представляет свою очередную книгу в новом для себя жанре.

Новые серии выходят каждую среду, а полную печатную версию стоит ждать лишь осенью 2024 года - выпуск которой запланирован в «Редакции Елены Шубиной»

На сегодняшний день вышло уже три эпизода: самое время пообсуждать, что же на этот раз приготовил для нас Алексей Сальников.

О формате. Признаться, ранее у меня опыта чтения книг в таком формате не было и я была совершенно уверена, что это не мое: я - любитель длинных историй с полным непрерывным погружением. И каково же было мое удивление, когда, начав читать «Когнату» сразу же, в день премьеры- мне неожиданно и очень зашло.

А спустя неделю я и вовсе обнаруживаю себя в нетерпении, ожидая продолжения, что также удивительно, поскольку я читаю много а первые впечатления вполне могли поутихнуть за семь дней.

Однако этого не произошло, и поэтому из своего скромного опыта делаю вывод, что Алексею Борисовичу новый формат удался и "Когнату" несомненно ждет успех.

Интересно только - что же все - таки этому способствовало: стиль, задумка, слог или…?

Так, я ради эксперимента вновь обратилась например к "Оккульттрегеру" автора и прочитала примерно столько же, как если бы этот роман был представлен по эпизодам как "Когната." Конечно же, интригующее начало свойственно перу автора, но не в таком размахе как в текущем книжном сериале.

Думаю, вы уже догадались, что все - таки "Когната" изначально писалась как сериал. Кроме того, текст правился и редактировался “с оглядкой на то, как все будет звучать”:

И я не против, кстати, – порой я бываю излишне многословен, и слишком большие предложения случаются. Иногда надо и лаконичнее писать. Мне кажется, в целом получилось динамично.
- Алексей Сальников о работе над “Когнатой”

Словом, на пару с редакторском составом получилось действительно динамичное, захватывающее начало истории, при которой сохранен уникальный стиль Сальникова, горячо любимый поклонниками.

Лаконизация теста совершенно, на мой взгляд, слога не испортила - напротив. Так например, при чтении "Оккульттретега"порой складывалось ощущение, что именно этого городскому фэнтези и не хватало, поскольку жанр сам по себе уже требует некой динамичности, а пробраться сквозь плотный текст автора в самых захватывающих моментах - бывает не только трудновато, но и способствует снижению остроты восприятия.

О сюжете: сотрудник госбезопасности Константин, последнее время выполнявший преимущественно бумажную работу, внезапно получает ответственное задание - доставить девочку-дракона домой.

Название книги, совпадающее с именем главной героини, кстати, несет собой несколько смысловых значений.

Когнаты (как предусмотрительно поясняется в начале) это

в лингвистике: исторически однокоренные слова, которые имеют общее происхождение в двух и более языках. Звучание таких слов часто похожее, но может сильно разойтись в разных языках. В большинстве случаев значение когнат совпадает не полностью

Однако у слова есть еще одно определение, которое хотя и не раскрывается в книге, тем не менее, возможно, имеет значение:

в римском праве: лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники

Идея, легшая в с основу сюжета не новая - отсылки и схожести легко угадываются. На них указывает и сам автор:

Поначалу это была история в духе Крапивина. Там уже был мир Зеркала, куда попадали дети из обычного мира, а главным героем был проводник – прообраз Максима Сергеевича из «Когнаты» ­– который этих детей из Зеркала выводил. Драконы тоже были. Проводник старается всячески их избегать, но вот он провожает очередного мальчика и выясняет, что эти самые драконы и есть повзрослевшие дети.
- Алексей Сальников о сюжете "Когнаты"

Крапивина, признаться, я не читала: несмотря на то, что я рано пристрастилась к чтению - вся детская литература прошла мимо меня (я начала с "Джейн Эйр" 🤷‍♀️).

Тем не менее, Стругацкие угадываются легко, да и драконы сами по себе тоже частые герои книг- конечно, жанра фэнтези. Это случается так часто, что становится уже неким клише. Однако неоспоримая заслуга Сальникова заключается как раз в том, как он умеет встраивать мистическое в реалистичное и наоборот.

Именно поэтому так интересно представление драконов именно от Алексей Борисовича.

Вот мы и посмотрим клишированные они вышли или нет.

В первой серии -“Дракон в городе”- как раз случается именно то, что описано в аннотациях: Константин работает в структуре государственной безопасности- обрабатывает доносы населения и перенаправляет по подведомственности.

Внезапно его вызывает начальство, от которого он узнает, что драконья девочка попала скорее всего к ним- в мир людей- через Зеркало, а сопроводить ее обратно надлежит именно Константину.

В лучших традициях жанра, первый эпизод "Когнаты" закидывает множество интригующих “крючков”:

  • сюжет развивается в послевоенное время - война между людьми и драконами была недавно: еще свежи раны от потерь, а достигнутый мир “хрупок”. Причины войн, условия мира - всё это нам только предстоит узнать;
  • известно что мир людей и драконов разделяет Зеркало - как это работает и что там в зазеркалье?
  • главный герой и его история: как он познакомился с драконьей семьей и почему именно его выбирают для выполнения столь ответственной миссии?
  • Когнату - автор нам описывает уже в конце первой серии, но опять же не раскрывая - как же она… летает? (зато она очень смешно разговаривает-спойлер)

Во втором эпизоде герой вместе с Проводником отправляются за Зеркало: завеса тайны начинает приоткрываться. Но конечно лишь слегка: детали фэнтези мира хоть и прорисовываются, но по прежнему оставляют больше вопросов, чем ответов. Зато со слов Когнаты мы узнаем историю знакомства Константина и матери девочки, а из рассказов Проводника - новые детали вселенной.

“Мальчик в замке” - третья серия ретроспективна и повествует о начале истории главного героя - как он впервые встречается с драконами и как ему удается выжить после этой встречи. Кроме того, через эту историю нам раскрываются подробности драконьего мироустройства, на примере одной семьи, в которую и попал, волею судьбы, Константин.

Кстати, отрывок этого эпизода зачем -то уже был заспойлерен: так что некоторые моменты были известны, но радости от неожиданных поворотов и новых витков сюжета - это не поубавило.

Словом, я еще не заскучала, и подписку таки придется продлевать.

Тем временем - ждем новые серии, ближайшая уже в эту среду👍