На Балтике русский военный флот лишь зарождался. Однако каждый год с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге спускали все новые и новые боевые корабли. Свою лепту в создание Балтийского флота вносила и Олонецкая верфь в Карелии, близ Ладожского озера. К лету 1714 г. на воду было уже спущено несколько многопушечных фрегатов, но основной флот был галерный, насчитывавший 200 кораблей. Этими силами Петр и решил атаковать шведскую эскадру, располагавшуюся около мыса Гангут на южном побережье Швеции. Здесь русским противостояли 16 линейных многопалубных фрегатов, 8 галер и некоторое число вспомогательных судов. Общее командование русским флотом осуществлял адмирал Апраксин. Петр в должности контр-адмирала возглавлял авангард русской эскадры. Путем ряда маневров и прорывов легкие русские гребные суда навязали шведским тяжелым кораблям бой в прибрежных шхерах — среди каменистых островов и узких морских протоков, окаймленных скалистыми берегами. Шведские фрегаты с трудом разворачивались там навстречу юрким, подвижным русским судам, которые окружали их со всех сторон. Петр первым атаковал шведскую эскадру, прорвался к флагманскому кораблю и взял его на абордаж, часть кораблей ушла с поля боя. Шведский флот потерпел у мыса Гангут полное поражение.
«История России с древнейших времён», т. I, 2010 г.
Сахаров то ли поручил писать свой учебник литературным неграм, то ли стал доктором исторических наук, не зная содержания школьных учебников. Флота Петра I и адмирала Фёдора Апраксина из 99 лёгких галер не имела ни единого шанса против многократно превосходивших его сил шведов. На русских галерах было установлено от 5 до 7 пушек, в то время как шведский флот – 13 линейных кораблей, 4 фрегата и до двух десятков прочих военных судов. На них стояло порядка 1,2 тысячи орудий, причём многие из них куда мощнее русских.
Мыс Гангут далеко выступал в море из прибрежных островов и шведский адмирал Густав Ваттранг ожидал русских у его оконечности. Когда же Пётр решил перетащить свои корабли через узкий перешеек, соединяющий полуостров с Финляндией, Ваттранг направил к месту переволоки отряд из прама (парусно-гребного плоскодонного корабля) «Элефант», 6 галер и 2 шхерботов под командованием шаубенахта (контр-адмирала) Нильса Эреншельда. На помощь Эреншельду с Аландских островов двинулась эскадра шаутбенахта Эверта Таубе из фрегата, 5 галер и 6 шхерботов.
Русский царь решил воспользоваться штилем и 26 июля (6 августа) 1714 года его галеры начали обходить Ваттранга со стороны моря. Используя шлюпки для буксировки кораблей, шведы вывели часть их навстречу прорывающимся и тем самым освободили проход у берега, куда и проскользнули остальные галеры. В ходе прорыва, русские захватили шхербот и потеряли севшую на мель галеру «Конфлай». Таубе увидев, что противник превосходит его в силах, отступил и бросил Эреншельда на произвол судьбы. На следующий день, 27 июля (7 августа) галер обрушились на шведский отряд с фронта, флангов и тыла и заставили врага сдаться.
Всего за два дня шведы потеряли 10 кораблей со 122 орудиями и до 1000 человек, из которых больше половины погибло и умерло от ран, а прочие остались в плену. Русские лишились одной галеры, на которой сдалось 232 человека, а в ходе разгрома Эреншельда 127 убитыми и 342 раненными, некоторые из которых впоследствии скончались. Первая крупная победа русских моряков налицо, но Сахарову мало и он подменил уничтожение небольшой части шведского флота, разгромом его главных сил.