Здравствуйте, уважаемые читатели. Есть на канале рубрика, посвященная фэнтезийной Вселенной Упорядоченное Ника Перумова. Правда, наполняю ее новыми материалами не так часто, как следовало бы. И это неправильно, потому что Упорядоченное Перумова - одна из первых масштабных отечественных фэнтезийных Вселенных. В советский период фэнтези было не в чести, а в дореволюционные времена современная фантастика (и ее часть – фэнтези) еще не сложилась. Так что, в фэнтези наши авторы начали уже после 1991-го года. Поскольку начало девяностых характеризуется валом переводной фантастики, дебют был достаточно скромным. Из более-менее масштабного можно вспомнить «Трое из леса» Ю. Никитина (1993). Правда, о литературной ценности никитинского фэнтези можно поспорить, но то, что данный автор был одним из первых создателей фэнтезийных циклов на русском языке и зачинателем коммерческой фантастики оспорить невозможно. Впрочем, творчество Юрия Никитина можно разобрать в специальном обзоре. Здесь, еще раз отметим его как одного из первопроходцев русскоязычного фэнтези. Через несколько лет, в 1995 году, свет увидит «Волкодав» Марии Семеновой, ставший знаковым произведением нашего фэнтези. Ну а далее произойдет рост публикаций магической фантастики в геометрической прогрессии. Ольга Григорьева, Макс Фрай, Елена Хаецкая, Святослав Логинов, Михаил Успенский, Леонид Бутяков и др. – лишь немногие имена авторов, начавших издаваться в те годы.
В один год с выходом «Трое из леса» Никитина, свет увидела дилогия молодого поклонника творчества Толкина Николая Перумова (псевдоним Ник Перумов) «Кольцо тьмы», включавшая романы «Эльфийский клинок» и «Черное копье». Позже, к ним добавилась третья часть – «Адамант Хенны», которая наиболее интересна в контексте Вселенной Упорядоченного. Собственно, «Кольцо тьмы» - это фанфик по «Властелину Колец» Толкина. В финале «Адаманта» Перумов выводит своих героев за пределы Арды. Хоббит Фолко, используя гибельный для Средиземья Адамант, создает новый мир: «-Мы назовем его Хъервард» (с).
При этом, за год до «Адаманта Хенны», публикуется первый роман автора «Гибель богов», в котором упоминается Хъервард, боги и герои Упорядоченного. Он никоим образом не соприкасается с толкиновским Средиземьем, разве что Перумов заимствует расы Средиземья (эльфов, гномов, хоббитов и др.). Но такое заимствование – общий тренд для мирового фэнтези. Это как путешествие в гиперпространстве в научной фантастике: вроде и можно придумать что-то иное, типа передвижения в космосе с помощью варп-двигателей, но привычнее и удобнее «старое доброе» гиперпространство. «Гибелью богов» открывается многолетний цикл автора, получивший название «Миры Упорядоченного». Словами Фолко о новом мире – Хъерварде, автор как-бы окончательно прощался со Средиземьем.
По сути, «Гибель богов» представляет собой эпос – сказание о восстании против неправедных божеств. Атрибутами данного эпоса является гигантское масштабирование происходящего, охватывающее вопросы бытия и эоны времени. Истинные маги Хедин и Ракот подняли очередной бунт против Молодых богов, правящих Упорядоченным. При этом, кроме, собственно, богоборческого мятежа Хедина и его лучшего ученика Хагена, в книге много времени уделено строению Вселенной Упорядоченного, ее космогонии и мифологии: падению Старых Богов, Боргильдовой битве, силам Хаоса с острова Брандей, первому восстанию Ракота и т.п. Если честно, мне «Гибель богов» не очень понравилась. Слишком эпично, могущественно и сверхмогущественно. Многовато богов, магов и прочих орлангуров на «квадратный сантиметр». Но в разговоре об Упорядоченном, «понравилось» -«не понравилось»: оценки не только субъективные, но и не важные. Потому как «ГБ» - книга краеугольная для всего цикла, на которую уже нанизываются иные произведения Миров Упорядоченного (книги хъервардской серии, дилогия АМДМ, Летописи Разлома, серия «Гибель богов 2» и т.д.).
Итак, Упорядоченное представляет собой некую часть пространства, окруженного Хаосом. Здесь был наведен порядок Творцом, что и являлось причиной создания миров, межмировой межреальности и т.п. Силы Хаоса заинтересованы в падении Упорядоченного и возвращении занятого им пространства в хаотическое состояние. Проводниками их воли в Упорядоченном стали Лорды Хаоса, что первоначально базировались на хъервардском острове Брандей. Затем Брандей был перенесен в Междумирье, ну а после, вовсе разрушен силами Новых богов. Лорды Хаоса бежали в закрытый Мир Эвиала, где стали знаменитой Западной тьмой.
В Упорядоченное входят мириады миров, имеющих самое разное устройство, законы, принципы бытия и т.п. Это может быть плоский мир, населенный всякими бессмертными эльфами и гномами, где бал правит магия, а воплощенные божества решают его судьбы наравне с иными обитателями, или мир в виде шара, функционирующий по привычным нам физическим законам. Так, толкиновская Арда и наша Земля в Упорядоченном являются лишь одними из сонма миров. Между мирами располагается межреальность, через которую сложно, но можно путешествовать. Все это очень сильно напоминает концепцию Мультивселенной Майкла Муркока.
Само Упорядоченное как-бы нанизывается на невидимое дерево Иггдрасиль, питающее и поддерживающее все миры. Ближе к корням Иггдрасиля находятся темные миры – обиталище всяких разных демонов и прочих малоприятных сущностей. В средних мирах обитают люди, эльфы, гномы и прочие небожественные расы, коих за период написания цикла Ник Перумов изобрел достаточное количество. Верхние миры отданы божествам. Даже не обладая знаниями в области мифологии народов миров, можно увидеть в таком строении подражание германской и скандинавской мифологии. Более того, Творец создал не только миры Упорядоченного и межреальность, но и богов Упорядоченного, которые появились не по его воле, но как выражение сути Вселенной. В первую эпоху Упорядоченного им правили Древние боги, главой которых был Один, создавший в верхних мирах Асгард.
Древние боги правили бесчисленное количество лет, но все когда-то меняется, даже божественное устройство. Упорядоченное явило новый пантеон, так называемых Молодых богов, что низвергли в Боргильдовой битве Древних и стали править Вселенной из нового верхнего мира – Обетованного. Именно свержением Молодых богов Ракотом и Хедином в «Гибели богов» и начинается цикл Перумова.
Другими могущественными существами Упорядоченного стали маги, чьи возможности и силы уступают божественным, но являются довольно значительными. Сменилось несколько поколений истинных магов, пока двое из них не сместили Молодых богов и стали богами Новыми. Речь все о тех же Хедине и Ракоте.
Суть и отношения Молодых богов к подвластной им Вселенной можно сравнить с семейством Амбера Роджера Желязны. В общем, Молодые боги – интриганы, склочники и завистливые ребята. Поделом им.
Ну а Хедина и Ракота (Новых богов) можно назвать «современниками» всех событий цикла. Вместе с ними, читатель переживает все драматические и эпические события. Скорее Хедин и Ракот, хоть и являются по статусу богами, но выполняют функции неких хранителей – дежурных по Упорядоченному, чья главное цель – сохранить равновесие и сами миры Вселенной.
Кроме Творца, богов и магов, в Упорядоченном действуют другие могущественные силы. К ним следует отнести Неназываемого, который вроде как является порождением иного пространства. Через Упорядоченное Неназываемый пробивал путь «домой». Проблема была в том, что в ходе этого движения Упорядоченному наступали кранты. Изначально, Творец заточил или изолировал Неназываемого и отвел угрозу от созданной им Вселенной. Впрочем, Творец далее не проявлял интереса к своему детищу, а Неназываемый был освобожден в ходе восстания Ракота и Хедина против Молодых богов. В дальнейшем, Новые Боги смогли заблокировать прожорливую сущность, но Неназываемый вновь извернулся и создал себе орды помощников, известных в мирах, как козлоногие.
Также, к отрицательным Силам Упорядоченного нужно отнести Дальних. Эти надмировые силы исполняли роль тайных злодеев, строящих козни с непонятными целями.
Есть еще Спаситель – крайне неприятный сверхъестественный субъект, питающийся погибшими мирами.
К нейтральным сущностям, значимым для Упорядоченного, относятся Демогоргон и Орлангур. Первый из них представляет собой божественную силу, занимающуюся душами умерших разумных существ. Орлангур – Дух Познания Упорядоченного, отвечающий за равновесие во Вселенной.
Это далеко не все божественные и надмировые силы, придуманные Перумовым для Упорядоченного. Все же, мой обзор посвящен именно Вселенной, а не всем ее божествам. Про основные силы, решающие и определяющие судьбы миров, я рассказал.
Что можно сказать, делая некие выводы об Упорядоченном?! В нем нет ничего такого новаторского. Где-то Николай Данилович (Ник Перумов) вдохновлялся мифологией (прежде всего, древнегерманской), где-то основывался на творчестве предшественников (Толкин, Муркок, Желязны). Какие-то идеи были взяты из иных источников. Но масштабность Упорядоченного, развитая космогония и мифология, делают его одной из самых значимых фэнтезийных Вселенных в нашей фантастике. До сих пор, кстати. Да и в переводном фэнтези не так много масштабных сеттингов, включающих в себя сонмы миров, божеств и прочих сил. На вскидку, могу назвать только Мультивселенную Муркока, «Темные начала» Ф. Пулмана, ну и «Амбер» Р. Желязны. Потому, можно и нужно говорить о фэнтези Перумова и сейчас, в наши дни. Многие критикуют автора за некую простоту его мира, несмотря на зашкаливающее количество персонажей и сил. Не знаю, возможно. Но давайте также учитывать, что за три десятилетия, с момента выхода романа «Гибель богов», Упорядоченное обрело свою индивидуальность и неповторимую атмосферу. Его невозможно спутать ни с чем.
В заключение несколько отойду от заявленной темы. Большинство почитателей фэнтези (и я в том числе) знакомо с Упорядоченным по сериям и отдельным романам девяностых и нулевых. Это Хъервардская трилогия, длиннющий подцикл «Летописи разлома», с его приквелом – дилогией про алмазный и деревянный мечи (АМДМ). Но Перумов продолжал работать над фэнтези Упорядоченного в десятые годы и в текущем десятилетии. Появился новый подцикл «Гибель богов 2», где автор вершил судьбы своей Вселенной. Пополнялись «Хроники Хъерварда» и новые ветки «Миров Упорядоченного» (к примеру, «Охотники» и «Война ангелов»). Не все знают об этом. В моем багаже прочитанного, из всего перечисленного, только роман «Когда мир изменился» (2021 г.), в котором автор оживляет Фесса и младшую Рысю. Кстати, делал на него обзор здесь, на канале. Ну а раз есть серия обзоров о творчестве Перумова, постараюсь прочесть в этом году несколько более поздних произведений автора и доложить о впечатлениях вам. На «ГБ – 2» вряд ли замахнусь, эпичность и масштабность Перумова мне не совсем заходит, а вот что-то из других серий Миров Упорядоченного можно и почитать. Благо, выбирать есть из чего.
На этом на сегодня все. Читайте фэнтези и фантастику.
Справочно-информационное сообщение: ссылки на все новые опубликованные статьи "Интересной фантастики" дублируются в ее тг-канале https://t.me/infantastika