История становления мадьяров — основного этноса современных венгров — берет начало среди финно-угорских племен, живших в степях Южного Урала (современная Башкирия). Мадьяры долгое время были загадкой для историков — лишь в конце 19 века группа филологов установила, что язык венгров близок к языку ханты и манси.
Так вот. Примерно в 830 году н.э. будущие венгры — среди них были и финно-угорские, и болгаро-оногурские и даже хазарейские рода — отделились от Хазарского каганата и заняли территории бассейна Карпат и северного берега Черного моря, а затем и степи Северного Дуная. Как и многие кочевники того времени, венгры стали настоящим бичом (во всех смыслах) для христианских государств. Искусные наездники на быстрых лошадях, использующие тактику конной «карусели», долгое время господствовали на территориях Европы. Единственной угрозой для них оставались тяжелая конница, от которой, однако, венгры с легкостью ускользали.
Тут стоит отметить, что по каким-то причинам венгры практически не совершали набеги на славянские страны. Ни Чехия, ни Польша, ни Киевская Русь не становились целью грабежей, а Хорватия, успешно отразив одно нападение, сразу же стала важным венгерским союзником 🤷♀️
Конец непрекращающимся грабежам в 955 году положил король Германии Оттон I. Немецкие войска смогли поймать и жестко разбить мадьяров во время осады Аугсбурга. Причиной поражения степняков стала недисциплинированность — привыкшие грабить, большая часть их спешилась, лишь увидев обозы противника. Этим и воспользовался Оттон — он хитро уничтожил значительную часть сил противника на земле с помощью тяжелой конницы из засады, а затем перебил и оставшихся всадников. Поражение было настолько тяжелым, что венгры прекратили всяческие попытки захватить западные земли.
После этого венгерский князь Такшонь угомонился развернул свои набеги на Балканы и, в частности, Византию, но не фартануло и тут, и он потерпел поражение в 971 году. В 972 году к власти пришел его сын — князь Геза, который, несмотря на то, что часть мадьярских вождей уже исповедовала христианство, да и сам он был прежде всего христианином, умудрялся активно приносить жертвы языческим божествам: «[я] достаточно богат, чтобы приносить жертвы как старым богам, так и новому Богу». Геза также сформировал в своем княжестве отряды тяжелой конницы, которыми командовали швабские рыцари, и запретил совершать набеги против новых единоверцев. Именно это послужило началу христианизации и европеизации местных земель.
Уже в 1001 году племенной князь Вайк стал первым королем в истории Венгрии — он, как и его предшественники, принял христианство (но уже более искренне), получил титул «апостольское величество» и новое имя — Иштван (Стефан) I. Именно он окончательно превратил мадьярский союз племен в средневековое европейское королевство, разделил страну на комитаты, во главе которых стояли королевские чиновники — ишпаны. Также Иштван I окончательно крестил страну, подавил мятеж в Трансильвании, ввел свод законов, отменил рабовладение и выиграл войну с Польшей за Словакию. В общем, к успеху пришел.
Отдельного внимания стоит тот факт, что в процессе христианизации венгров Иштван активно обращаться за помощью как к латинским, так и к греческим (читай, византийским) священникам (тогда еще не было тотального раскола). Более того, после смерти он был причислен к лику святых и до сих пор почитается как православным, так и католическим духовенством.
Так в Центральной Европе появилось новое государство — Королевство Венгрия, а самих венгров перестали принимать за восточных мигрантов. Особенно это стало заметно после того, как венгры храбро отразили монгольское нашествие в 1285 году.