Содержание флота изначально было не по карману Киеву. И лишилась Украина его ещё до «Крымской весны».
Источник в силовых структурах Крыма сообщил, что находящиеся в Севастополе с 2014 года корабли ВМС Украины в состав Черноморского флота передавать не станут. Когда завершится специальная военная операция и дойдут руки, их отправят на утилизацию. Удивительно, но в пабликах Незалежной это известие вызвало волну стенаний: «Россия добивает корабельный состав ВМСУ!». При том, что добивать было нечего: Украина сама лишила себя флота ещё до событий «Крымской весны», да и после них совсем не спешила выручать свой ценный металлолом из «москальского плена».
Эта история, по сути, началась с соглашения от 3 августа 1992 года между Российской Федерацией и Украиной о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР. Согласно первой статье соглашения, Черноморский флот подлежал «разделу между Договаривающимися Сторонами с целью создания на его базе ВМФ Российской Федерации и ВМС Украины...». Делили ЧФ всю вторую половину девяностых годов.
28 мая 1997 года главы правительств России и Украины подписали в Киеве три соглашения по ЧФ: «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины», «О взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины», «О параметрах раздела Черноморского флота». 24 марта 1999 года соглашения были ратифицированы Верховной радой Украины, а 18 июня 1999 года - Госдумой РФ. Соглашения вступили в силу 12 июля 1999 года. Согласно им стороны и поделили всё материальное имущество ЧФ. На тот момент в составе флота числились 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств. Украина получила 137 единиц (не все из них были на ходу или достроены).
Несколько кораблей действительно перешли в 2014 году под контроль РФ (правда, по большей части это были плавучие «руины»). Их, стоит отметить, Москва неоднократно предлагала Киеву забрать, но регулярно получала отказ. Некоторые были затоплены после начала СВО: одни в результате ударов российской армии, другие - собственными экипажами. Но большей части исходного корабельно-катерного состава ВМСУ лишились ещё до «Крымской весны». Достаточно обратить внимание на даты продаж, списаний и утилизации. К концу 2013 в распоряжении украинских адмиралов сохранилось не более двух десятков вымпелов, способных дать ход.
Главных причин данного явления можно выделить две. Во-первых, Украина изначально не обладала финансовыми, промышленными и иными возможностями для содержания крупной корабельно-катерной группировки. Во-вторых, украинские моряки очень быстро поставили на поток «дерибан», разворовывание, списание, отправку в лом и продажу за бесценок доставшихся Киеву вымпелов.
Забирать после событий «Крымской весны» свои вымпелы «эскадры вечного отстоя» Украина не спешила по двум основным причинам, которые назвал экс-командующий ВМСУ, вице-адмирал Сергей Гайдук, пытаясь обосновать такое решение руководства страны. По его словам, Украина не возвращала свои корабли в связи с нежеланием потерять аргумент против России в международных судах. А кроме того, у Киева не было ни средств, ни специалистов, ни ресурсов на возвращение этих кораблей в строй - значительная часть техники, оставшейся в портах полуострова, как уже отмечалось ранее, представляла собой плавучие «руины».
Примечательно, что «эскадра вечного отстоя», «застрявшая» в Крыму, по тоннажу превосходила ту корабельно-катерную группировку, которой Украина располагала после 2014 года на Чёрном и Азовском морях. Однако Киев возвращать имущество, как уже было обозначено ранее, не спешил. Черноморскому флоту пришлось размещать на украинских кораблях экипажи сокращённого состава. Это позволило сохранить «пленников» на плаву. Но серьёзными ремонтными работами черноморцы на вымпелах ВМСУ, конечно, не занимались. В первую очередь по той причине, что корабли продолжали считаться собственностью Украины.
Начало СВО "эскадра вечного отстоя" встретила в запредельно аховом состоянии. "Многие из них [украинских кораблей и катеров] уже не подлежат даже буксировке. В большинстве своём эти единицы технически неисправны, их боевые возможности давно устарели"Начало СВО «эскадра вечного отстоя» встретила в запредельно аховом состоянии. «Многие из них [украинских кораблей и катеров] уже не подлежат даже буксировке. В большинстве своём эти единицы технически неисправны, их боевые возможности давно устарели», - резюмировал источник ТАСС 10 июня 2022 года.
И в конечном итоге российское командование наконец-то приняло совершенно оправданное решение избавиться от этих вымпелов раз и навсегда. И это решение можно считать вдвойне оправданным на фоне продолжающейся СВО.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#украина #история #флот #крым #корабль #вооружение #геополитика #россия