"Как станцию назовешь - так она и повезёт!" - хотелось бы переиначить известную поговорку, но, как показывает практика, для пассажиров метро его суть почти всегда была важнее имени.
Несмотря на кажущуюся простоту операции - возьми, что называется, да перевесь металлические буковки на стенах, станции подземки переименовывали не так уж охотно и часто. Сегодня мы с вами вспомним наиболее яркие случаи переименований в российских и постсоветских метрополитенах, а также узнаем, где это приобрело наиболее значительный характер.
Столица переименований
Чистая математика - где транспортная система физически больше, там и ожидаемо больше случаев, когда станции меняли свое название и очевидным чемпионом в нашем обзоре, конечно, является московская подземка. За почти век жизни первого советского метро переименования затронули 30 станций.
Александровский сад
До первого переименования станции старейший в России метрополитен прожил всего 11 лет - под занавес 1946 года была переименована одна из самых центральных станций подземки, которую многие сейчас знают как "Александровский сад".
При открытии в 1935-м году одна из самых необычных по конструкции станций с боковыми платформами, да еще и расположенная в "кривой" (в повороте) называлась в духе времени своего строительства - "Улица Коминтерна". Это аббревиатура обозначала Коммунистический интернационал - организацию, призванную объединять коммунистические партии различных стран в 1919—1943 годах.
В 1943-м году Коминтерн, как организация, тактически (но не идейно) был распущен для взаимодействия с антигитлеровской коалицей, поэтому название станции довольно быстро стало своеобразным рудиментом. Поводом для переименования стала смерть высокопоставленного партийного руководителя - Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина в 1946-м году. Так станция "Улица Коминтерна" стала "Калининской".
В такой формации станция прожила ни много ни мало 44 года, сменив на постперестроечной волне в 1990-м году название на "Воздвиженка", которое, впрочем, осталось в памяти только на указателях - металлические буквы на стены не вешали.
Название практически поставило антирекорд долгожительства - уже в июле 1991-го года станции присвоили название "Александровский сад", под которым станция существует и по сей день.
Партизанская
Таким образом, как мы заметили, станцию переименовывали трижды и такой пример в столичной подземке не единичный. Еще примером тройного переименования являются нынешние станции "Партизанская" и "Алексеевская".
Строительство первой станции велось в тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны, тем не менее, открытая в январе 1944 года, станция предстала очередным шедевром подземного зодчества и поразила своим масштабом - вместо привычных двух путей здесь под тремя сводами поместили сразу три пути и две платформы.
Несмотря на обилие конспирологических теорий, такому увеличенному количеству путей имеется разумное объяснение - по первоначальному проекту станция должна была называться "Стадион имени Сталина" и в этом наименовании, собственно говоря, и крылась целевая аудитория будущей станции - многочисленные болельщики.
Стадион, который так никогда и не построили по изначальным параметрам (его стройку бросили в 1939 году и достроили только в 1960-х в значительно упрощенном формате), должен был генерировать по меньшей мере 100 тысяч зрителей, что могло потребовать высадки или, наоборот, посадки сразу в два состава, во избежание людских заторов. В итоге хитрая планировочная задумка не пригодилась, но в копилку уникальных станций метро Москвы однозначно прибавилось. Но вернемся к названиям...
Трехпутная станция на востоке Москвы открыла двери для пассажиров под названием "Измайловский ПКиО им. Сталина". Переименовали ее довольно быстро, но когда - пока никто не знает, документального подтверждения не смогли найти даже признанные исследователи. Известен только диапазон - произошло это с 1945 по 1947 год. На снимках и в документах 1947-го года и позднее станция фигурирует уже как "Измайловская".
В августе 1963 года произошло довольно примечательное и также редкое, можно сказать редчайшее событие - две соседние станции поменялись названиями - название "Измайловская" переехало на два километра восточнее, став новым названием для прежней станции "Измайловский парк", а "Измайловским парком", собственно, стала бывшая "Измайловская". Надеюсь, вы не запутались.
И последняя, наконец, смена названия произошла уже в XXI веке - в 2005 году "Измайловский парк" стал "Партизанской". И это название, наверное, в большей степени стало соответствовать станции, ведь с самого открытия залы были украшены скульптурами, посвященных партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны - это, в первую очередь, центральная скульптурная группа "Партизаны", а также памятники Зое Космодемьянской и Матвею Кузьмину.
Да, чуть не забыл, а третий путь-то пригодился в итоге - в дни празднования дня рождения метро на "Партизанской" на нем стали экспонировать образцы исторического подвижного состава.
Алексеевская
Многократное переименование постигло и станцию времен оттепели, известную нам сейчас под именем "Алексеевская". Образчик умеренного архитектурного метродекора открыли в 1958 году на новом участке Калужско-Рижской линии, причем под довольно лаконичным и при этом рекордным именем - "Мир". Спрашивается, в чем же рекорд? Рекорд в количестве букв используемых в названии - это было самое короткое название станции метро на всём советском (и постсоветском, кстати, тоже) пространстве, состоящее всего из трех букв.
Своими коротким названием станция была обязана Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившего в столице СССР летом 1957 года - в это время набирал популярность лозунг движения за мир во всем мире.
С миром, по всей видимости, не шибко задалось, поэтому в октябре 1966 года станции дали новое имя - "Щербаковская", хотя, строго говоря, имя это было не новым, а изначально предусмотренным еще до ввода станции.
На старых картах и планах, конечно же, никаких населенных пунктов в округе станции с таким названием не существовало прежде - иными словами, топоним оказался новодельным и связанным с безвременно ушедшим из жизни в 1944 году советским партийным деятелем Александром Щербаковым. Пример подобных наименований, пожалуй, знаком каждому, в чьем городе есть улицы и проспекты Ленина, Фрунзе, Калинина и имен других государственных деятелей. Станции метро отнюдь не исключение.
Под занавес 1990-го года станции присвоили "на бумаге" новое название - "Новоалексеевская" (в память о действительно существовавшей деревне), однако до производства металлических букв дело не дошло. Летом 1991-го года буквы все-таки отлили, но у слова исчезли первые четыре буквы - так на схемах московского метро появилась станция "Алексеевская".
Охотный ряд
Среди многократно переименованных станций есть единоличный победитель - эта станция меняла своё имя четыре раза. Открывшись в 1935 году под своим нынешним названием, "Охотный ряд" была одной из первых 13 станций московской подземки. Своим именем со станцией поделилась одноименная московская улица, исторические корни которой восходят еще с XVII века - в те времена в этой округе велась торговля дичью и живой птицей - отсюда и ряд торгующих охотников.
В течение двухлетнего периода, с 1955 по 1957 год станции дали имя Лазаря Кагановича - известного партийного деятеля, среди заслуг которого было кураторство строительства первого советского метрополитена. Причем названием было дано в довольно непривычном формате - "Имени Л.М. Кагановича". Возможно, при объявлении станции это звучало несколько удобнее - "Станция имени Кагановича", но факт разлома шаблона фиксировался многими. В связи со снятием Лазаря Кагановича со всех руководящих постов в 1957-м году актуальность потеряло и название для станции - ей вернули изначальное "Охотный ряд". Впрочем, опять не надолго...
В 1961 году улица Охотный ряд вместе с двумя другими небольшими московскими улицами и проездами стали частью вновь образованного проспекта Маркса. В унисон с изменениями на поверхности была переименована и станция метро - она тоже стала "Проспектом Маркса".
Третий приход "Охотного ряда" под землю и, надеюсь, заключительный, произошел 5 ноября 1990 года - тогда в один день было произведено переименование сразу десяти станций московской подземки. Большая часть из этих названий по-прежнему на схемах метро и уже настолько привычны, что кажется, что они всегда так и назывались.
Переименования логичные и не очень
Переименовывали в Москве станции настолько много, что просто не имеет смысла рассказывать о каждом подобном случае. Отметим только, что переименования могли носить политический характер, либо же обосновывались логическими и практическими соображениями.
Политических переименований в московском метро уже нет более 30 лет, хотя периодически та или иная инициативная группа так и норовит поднять вопрос о целесообразности названия "Войковская", например.
А вот логические и практические соображения связывались нередко с несбывшимся статусом чего-то, что должно было появиться на поверхности, но так и не появилось. Об этом мы как раз с вами вспомнили при рассказе о "Партизанской" - там стадион в итоге построили, но не имени Сталина и совсем не такой огромный, как планировали изначально.
Похожая история с нынешней и тоже очень красивой станцией "Кропоткинская", которая при открытии в 1935 году носила имя "Дворец советов". Дворец, как известно, так и не построили, но его металлические конструкции оказали бесценную материальную помощь при возведении мостов на новых железных дорог на севере страны.
Но есть в истории переименований и довольно странные решения, которые логикой описать не удастся. Одним из таких ярких примеров является относительно современная смена названия на южном конце Калужско-Рижской линии. В 1990-м году был открыт пока что последний её участок со станциями "Ясенево" и "Битцевский парк". Название конечной было дано по одноименному парку, располагавшемуся в непосредственной близи - другими словами, имелась вполне конкретная географическая привязка к местности.
Все было бы хорошо, однако в 2009 году Правительство Москвы решило переименовать станцию в связи с грядущим открытием новой станции Бутовской линии, строящейся по соседству, с которой планировалось организовать пересадочный узел. Логического объяснения здесь найти вряд ли удастся, тем не менее официальные представители столичного транспортного комплекса обосновывали странное переименование тем, что две (три и так далее) станции метро одного пересадочного узла не должны иметь одинакового названия, так как это якобы путает и дезориентирует пассажиров.
Хорошо, допустим если это и так, то что в таком случае мешало назвать иначе вторую, строящуюся станцию Бутовской линии? Наверное, это было бы слишком просто, поэтому историческое название станции 1990 года взяли и передали новой станции, а для конечной Калужско-Рижской выбрали название "Новоясеневская" - по расположенному рядом Новоясеневскому проспекту.
Напомню, что соседняя станция линии, открытая также в 1990-м году, называется "Ясенево". "Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Новоясеневская" - сообщает нам голос из динамиков вагонов. Неужели производство новых металлических букв, перепечатывание бесчисленного количества схем и элементов навигации стоили это?
Выставочная
Аналогичная несуразица произошла годом ранее на ответвлении Филевской линии под комплексов небоскрёбов "Москва-сити". 10 сентября 2005 года здесь была открыта первая и единственная на тот момент станция под названием "Деловой центр" - как ни крути, но квартал изначально был нацелен на коммерцию и размещение многочисленных офисных центров.
Как известно, еще на этапе возведения цоколя будущих небоскрёбов в сити в конструкциях фундаментов были оставлены многочисленные заделы для строительства сразу трёх станций метрополитена - проектировщики конца 1990-х были весьма дальновидными, чтобы предсказать в перспективе довольно большой пассажиропоток. И вот когда подошла очередь повода других линий метро и реализации двух, скажем так, "предустановленных" станций, какая-то "светлая" голова вновь отличилась и распорядилась использовать "Деловой центр" для именования этих двух новых станций, а прежней присвоить имя "Выставочная" - для ориентирования на имеющийся в пределах сити Центральному выставочному комплексу "Экспоцентр".
В марте 2024 года, тем не менее, "Выставочную" переименовали обратно в "Деловой центр" - таким образом все три станции одного пересадочного узла стали называться одинаково. И вместе с тем переименование затронуло еще одну станцию небоскрёбного района - "Международную" - так с открытия в 2006 году называлась нынешняя конечная короткой отвилки Филёвской линии.
Новое название "Москва-сити" вместе с переименованием наземных станций МЦК и МЦД было призвано внести географический порядок и сделать более очевидным факт возможности взаимных пересадок между транспортными системами.
Так что, как мы видим, иногда логика побеждает.
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге переименовывали станции всего 4 раза за всю историю транспортного предприятия, причем три из них были сделаны в рамках одного решения 1992 года, направленного на декоммунизацию названий.
Так, вслед за возвращением исторического названия одноименной площади станция метро "Площадь мира" Московско-Петроградской линии стала "Сенной площадью". Конечная первой линии и по совместительству единственная станция метро в Ленинградской области "Комсомольская" стала называться "Девяткино" - название действительно было искусственным и было присвоено в 1978 году по причине празднования 60-летия комсомольской организации. Подробнее, кстати, про станцию в отдельном видеоролике нашего канала:
И еще одной переименованной станцией ленинградского метро в 1992 году стала нынешняя "Новочеркасская", которая с 1985-го по 1992-й год называлась "Красногвардейской". Это единственный пример из троицы, где переименование по-прежнему вызывает вопросы и споры, ведь район как был, так и остался Красногвардейским, да и сохранившееся архитектурное оформление по-прежнему напоминает о прежнем названии.
Четвёртое переименование станции петербургской подземки произошло относительно недавно - в ковидный период. В это время метрополитен искал способы оптимизации и в связи с падением пассажиропотока решил закрыть на проведение ремонтных работ одну из самых новых станций метро (нонсенс, конечно!) - "Новокрестовскую".
Появлению этой станции, а также соседней, нынешней конечной третьей линии "Беговой", петербуржцы обязаны Чемпионату мира по футболу 2018 года, часть матчей которого прошли на новом и крайне долгостроящемся стадионе в западной части Крестовского острова.
Новый участок был открыт 26 мая 2018 года и спустя два с небольшим года по рекомендации Топонимической комиссии Санкт-Петербурга "Новокрестовскую" переименовали в "Зенит" - новый стадион по соседству стал новой домашней площадкой главного футбольного клуба Северной столицы, который в 2020-м году завоевал в очередной раз Кубок России, да и еще к ряду отметил своё 95-летие. Предположим, что не мог остаться в стороне от вопроса и начальник петербургского метрополитена, известный своей неподдельной и временами чрезмерной любовью к городскому футбольному клубу.
Устранение водопроявлений и ремонт облицовки, проводимые на станции, позволили относительно безболезненно и обновить нехитрое оформление - нейтральные абстракции с образами льда, моря и грозовых туч сменились на лаконичные элементы футбольной команды "Зенит" с крупными копиями завоеванных в разные годы кубков.
Другие города России и бывшего СССР
За исключением двух крупнейших метрополитенов Российской Федерации, в остальных пяти российских подземках станции не переименовывали. То ли не было достаточно амбиций по возвращению исторических названий городских топонимов, то ли дотируемые местными бюджетами транспортные предприятия настолько экономили финансовые ресурсы, что просто не допускали необоснованных трат на перепечатывание схем и элементов навигации, а также кадастрового переоформления. Это же не шутка на самом деле - смена названия станции это не только отливка и перевеска буковок.
По этим причинам в метро Самары, например, по-прежнему используются типичные для советского периода названия, типа "Кировской" (вокруг всё кировское - проспект, площадь, памятник Кирову и даже одноименный рынок) или "Советской" (по названию Советского района). Аналогично станция "Ленинская" в Нижнем Новгороде, названная также по названию района.
Что же до столиц бывших союзных республик, щедро осчастливленных в своё время собственными подземками, то здесь ситуация вполне ожидаемая - с момента отделения от СССР многие транспортные системы начали переименовывать станции, построенные до 1991 года.
Тбилиси
Довольно много переименований было в Тбилисском метро, причем львиная доля не была связана с отказом от прежних советских названий. Думаю, что не стоит сильно заморачиваться с перечислением всех случаев, но несколько примеров привести стоит.
Вот, например, нынешняя станция "Гурамишвили", открытая в 1985 году. Сейчас имя станции отсылает к грузинскому революционеру Гураму Гурамишвили, хотя при пуске станция именовалась немного забавным для нашего уха названием "Темка" - это означало ТЭВЗ.
Ярые железнодорожники без труда узнают в этой аббревиатуре известное в советские годы предприятие - Тбилисский электровозостроительный завод, которое выпускало в огромном количестве грузовые электровозы, разошедшиеся почти по всему советскому союзу, а также в страны СЭВ, Индию, Пакистан, Китай и др.
Станция находится в относительной близи от проходной завода, но спад производства, случившийся в годы независимости, по всей видимости, повлиял на своеобразный городской статус - доминантой и ориентиром он быть перестал.
Второй пример - это одна из немногих наземных станций Тбилисского метро и единственная на советском пространстве полностью открытая, без каких-либо навесов и колонн - "Гоциридзе". Станцию открыли еще в далеком 1966 году в составе первого пускового участка и тогда станция называлась довольно лаконично и просто - "Электродепо", так как оно по соседству и размещалось.
Переименовали метроостановку в 2012 году, присвоив новое имя "Гоциридзе" - в память о Викторе Гоциридзе, выдающемся грузинском инженере-тоннельщике, внесшим вклад в строительство и развитие единственного грузинского метрополитена.
Пример на редкость достойного переименования, так как метростроительная отрасль на всём постсоветском пространстве довольно долгое время оставалась как бы за кадром популяризации и посвящения. Метро строится и приносит пользу десятилетия, а пассажирам особенно было и не встретить в подземках архитектурных форм, которые бы отдавали дань уважения непростому труду подземных строителей.
Но без устранения "призраков коммунизма" не обошлось, конечно. Так, открытая в 1967 году станция "Площадь Ленина" (груз. "Ленинис моедани") спустя сорок лет стала называться "Площадью Свободы". Под стать новому названию было заменено и оформление станции.
Баку
Подземка в Азербайджанской ССР появилась буквально следом за своим кавказским соседом - уже в 1967 году. Складывается даже ощущение, что столицы союзных республик словно соревновались, пытаясь опередить друг друга в строительстве престижного вида городского транспорта.
Сейчас единственная подземка Азербайджана превосходит по размеру метро из Тбилиси - там 27 станций и 3 линии (против 23 станций и 2 линий). А вот переименовывали станции реже. Вот некоторые примеры:
Нынешняя "Ичери-шехер" (азерб. İçərişəhər «Внутренний город») при открытии в 1967 году (одна из станций первой очереди) имела название Бакы Совети (с азерб. — «Бакинский Совет»). В данном случае вновь приобретенное в 2008-м году название стало отражать близость к старинному жилому кварталу — историко-архитектурному заповеднику Ичери-шехер, ведущему свою историю еще с серебряного века.
Также переименовали и две соседние с "Ичери-шехер" станции - тоже из первой очереди строительства: это "Сахил" и "28 мая".
Первая "в девичестве" носила имя "26 Бакы Комиссары" - думаю, понятно и без перевода на русский. Со второй произошел и вовсе курьез - станции поменяли в названии только месяц, оставив число "28". С 1967 по 1992 год станция называлась "28 апреля" - в знак памяти о дате установления советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920 года). Теперь станция называется "28 мая" - именно в этот день теперь отмечается День Республики.
Ереван
Самый младший из кавказских метрополитенов насчитывает всего 10 станций, однако и там некоторые станции поменяли свои названия - "Площадь Ленина" превратилась в "Площадь Республики", а "Октемберян" ("Октябрьская") стала называться "Зоравар Андраник" в память об одном из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX — начала XX веков.
Украина
Здесь подземок побольше - целых три, соответственно, и переименований было немало в разные годы. Начнем с главного метрополитена страны, киевского.
Также, как и в кавказских республиках, основная волна переименований пришлась на начало 1990-х годов. Всего в период с 1990-го по 1993-й год сменили свои названия 11 станций - фактически четверть всего метрополитена.
В качестве примера одна из самых центральных станций Киева - "Майдан Незалежности", которая была открыта в 1976 году как "Площадь Калинина", однако в таком статусе просуществовала совсем недолго.
Менее чем через год вслед за переименованием одноименной площади на поверхности станция сменила название на "Площадь Октябрьской Революции". Нынешнее название было присвоено в 1991 году.
Еще раньше, в 1990-м году, аналогично вслед за переименованиями на поверхности перестала быть "Красной площадью" (укр. «Червона площа») нынешняя станция "Контрактовая площадь". Площадь, давшая станции название, была тезкой легендарной московской площади с 1919-го по 1990-й год (с кратковременным возвращением "Контрактовой площади" с 1944-го по 1952-й), затем было вновь возвращено историческое название.
Похожих смен названий станций метро, связанных с отказом от советских топонимов, было еще несколько, но не сказать, что много. Из наиболее примечательного - это станция "Ленинская", которая в 1993-м году стала "Театральной".
Сама по себе станция славится тем, что стала второй на всем советском пространстве, построенной между двумя ранее действующими станциями. Пионерами же в этой области стали московские метростроители, которые смогли "вклинить" в 1979 году станцию "Тверская" на Замоскворецкой линии и которые, по всей видимости, в обозримой перспективе смогут повторить такой подвиг уже на кольцевой линии.
Будучи уже переименованной, дух Ильича продолжал жить на "Театральной" более 20 лет, взирая на пассажиров с монументального металлического барельефа, которым был по традиции украшен торец станции. В феврале 2014-го года барельеф был закрыт стеной, на которой через какое-то время появилось изображение зрительного зала киевской оперы.
Ну и несколько других примеров тезисно:
- В 2011-м году станция "Республиканский стадион" стала "Олимпийской"
- В 2018-м году станция "Петровка" стала "Почайной"
- В 2023-м году станция "Дружбы народов" стала "Зверинецкой"
Харьков
Самобытный харьковский метрополитен довольно долго сохранял изначальные названия своих станций - пик переименований пришелся уже на второе десятилетие XXI-го века. При этом, будучи меньшим по размеру, чем метро Киева и, соответственно, с меньшим количеством станций (30 станций против 52-х), здесь переименовали едва ли не больше, чем в столице. Просмотрим тезисно:
- В 1994-м году станция "Комсомольская" стала называться "Маршала Жукова" (для станции даже специально был изготовлен соответствующий барельеф), а в 2016-м была переименована в "Дворец спорта"
- В 2015-м году станция "Советская" стала "Площадью Конституции".
- В 2016-м году станция "Советской армии" стала "Армейской"
Днепр (Днепропетровск)
В этой небольшой метросистеме, состоящей до сих пор, как и при пуске, из шести станций, также меняли название. Правда, всего одной станции. Наречённой при открытии в 1996 году "Коммунаровской" спустя 19 лет дали новое название - "Покровская".
До сих в сети встречаются споры какие коммунары имелись в виду, когда давалось название району, по которому, в свою очередь, назвали станцию метро - в память о коммунарах - участниках Парижской коммуны или же бойцах частей особого назначения 1917—1925 гг.
Ташкент
Подземка в столице Узбекистана однозначно переживает новый рассвет - за последние пять лет была введена в эксплуатацию 21 станция метро, включая новую надземную линию в юго-восточной стороне города.
Переименовывали в Ташкенте станции довольно охотно. С момента открытия и по сегодняшний день было переименовано 12 станций. Старт был дан независимостью 1991-го года.
Первой "пала" станция "Площадь Ленина". Вслед за переименованием одноименной площади наверху, ставшей теперь в переводе на русский площадью Независимости (узб. Мустакиллик майдони), аналогичное название приобрела и одна из центральных станций ташкентского метрополитена.
1 мая 1992 года сменила своё название "Комсомольская" (довольно распространенное название среди советских подземок), которая стала называться Ёшлик (с узб. молодежная). Однако в 2015-м году станцию вновь переназвали - теперь она "Миллий бог" (Национальный парк).
Одномоментно с "Комсомольской" было утрачено и довольно странное название "50 лет СССР", которое очевидно устарело уже через год после пуска станции в 1977 году. Новое название - "Мирзо Улугбек" (в честь среднеазиатского государственного деятеля, внука "Тамерлана").
Ну и тезисно еще некоторые примеры:
- В 1997-м году станция "Максим Горький" стала называться "Великий Шёлковый Путь".
- В 2010-м году станция "Сабира Рахимова" (в память о Герое Советского Союза генерале-майоре Сабире Рахимове) стала называться "Алмазар" (с узб. яблоневый сад).
- В 2012-м году станция "Чкалов" (расположенная, к слову, недалеко от Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова - ТАПОиЧ) стала называться "Дустлик" (с узб. дружба).
Минск
И завершает наш обзор образцовый метрополитен из столицы Беларуси. За сорок лет существования транспортного предприятия ни одну из 33 станций не переименовывали.
О том, как развиваются и строятся подземки во всех перечисленных городах можете прочитать в отдельной статье:
Расскажите, пожалуйста, в комментариях как вы относитесь к переименованиям? Должны ли названия, как страницы истории, сохранять память об эпохах, в которые они строились, или же более правильным является корректировка в соответствии с текущими политическими и не только реалиями?
Спасибо за ваше внимание! Подписывайтесь на канал "Человек-метро"!