Найти тему

Фирменный поезд "Вятка". Вечно живой! Сравниваем расписание 1987 и 2024 гг. И любуемся красотами Вятки!

Иногда за отдельные регионы страны берёт гордость. Как умудряются не самые развитые административно-территориальные единицы сохранять фирменные составы - это одному Богу известно. Да и то он сомневается (шутка). Причем, я бы сказал, что перспектив для того, чтобы сохранить свой состав "Вятка" у Кирова было немного. Но ребята этого добились! Вроде бы прерывалось его движение совсем в лихие 90-е (или состав просто терял фирменность), но и в 1987 году, и в 2024 году фирменный "Вятка" присутствует в расписании. Только номер изменился. И уж коли мы идем в своем рассмотрении фирменных поездов по рекам, то почему бы не продолжить с "Вяткой"?!

Более ранние публикации цикла можно посмотреть по ссылкам ниже:

  • поезд "Нева":
  • поезд "Ангара"
  • ссылка на всю подборку:
Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен

Сначала мы, как обычно, сравним расписание тогда и сейчас, а затем поговорим немного о красотах края. Сравнивать будем опять вариант при движении в восточном направлении. И интересно даже и то, что очень незначительно отличается время отправления составов с Ярославского вокзала Москвы:

  • 1987 год - 19:05;
  • 2024 год - 20:05.

Разница ровно час.

После минутной остановки в "Петушках" состав в 1987 году снова устремлялся на Владимир. В 2024 году у "Вятки" нет и этой промежуточной остановки - сразу на Владимир, куда составы прибывали:

  • 1987 год - 22:23 (стоянка 15 минут);
  • 2024 год - 22:54 (стоянка 26 минут).

В момент отправления из Владимира разница вместо ровно 60 минут в Москве сокращалась до 42 минут. Кстати, мы же не вспомнили расцветку состава! А она была прямо очень красочной!!!

Фирменный поезд "Вятка". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фирменный поезд "Вятка". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот после Владимира "Вятка" 1987 года шла без остановки прямо до Горького. В настоящее время на участке до Нижнего Новгорода у поезда будет пара остановок на станциях Ковров-1 и Вязники

Время прибытия в Нижний Новгород / Горький:

  • 1987 год - 02:02;
  • 2024 год - 02:11.

И это при двух лишних пусть и двухминутных промежуточных остановках.

Московский вокзал Нижнего Новгорода. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Московский вокзал Нижнего Новгорода. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Затем и состав времен перестройки и состав нашего времени сделают остановку в Шахунье:

  • 1987 год - 05:53;
  • 2024 год - 05:12 (время везде московское, конечно).

То есть, если бы Вятка -1987 и Вятка-2024 следовали бы в одну историческую эпоху, то где-то между Нижним Новгородом и Шахуньей и состоялся бы этот исторический обгон.

Шахунья. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шахунья. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот уже Котельнич-1:

  • 1987 год - 07:47;
  • 2024 год - 06:43.

Современный состав не только отыграл 1 час, но и "привёз" уже поезду 1987 года 1 час 04 минуты.

Котельнич. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Котельнич. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А дальше какая-то фантастика. Справочник Б.А. Таулина за 1987 год после Котельнича сразу же дает следующую остановку Киров. В 2024 году "Вятка" сделает три дополнительных остановки: Марадыковский, Оричи и Лянгасово-Пасс. И вот время прибытия на станцию Киров-Пасс.:

  • 1987 год - 09:30;
  • 2024 год - 08:33.

Несколько минут состав 1987 года даже отыграл у состава 2024 года. Но в целом был ровно 1 час в одну сторону, а осталось 57 минут в другую. То есть состав 2024 года выиграл у "Вятки" 1987 года на всем маршруте 1 час 57 минут. И было это не из-за сокращения числа остановок. И это на расстоянии около 900 км. Средняя скорость была 62 км/ч, а стала 72 км/ч.

Ну и после поездки на, надеюсь, не самом плохом поезде (всё-таки фирменность обязывает), предлагаю вам посмотреть на красоты Кировской области. По площади регион твердый середнячок среди всех российских субъектов - 30-е место. Если бы Кировская область была отдельной страной, то она разместилась бы в конце первой сотни среди всех государство членов ООН. Примерно площадь региона соответствует площади КНДР. Но область больше Болгарии, Кубы, Венгрии, Португалии, Австрии, Чехии.

По численности населения ситуация похуже - в начале пятого десятка среди всех регионов России - около 1138 тыс. чел. Причем около 470 тыс. чел проживает в Кирове.

Естественно, что свое современное имя область получила в честь С.М. Кирова. Не так и много регионов в стране сохранили такую увязку. На память тут же приходит Хабаровский край, Свердловская область, Ульяновская область, Калининградская область, Ленинградская область. Ну а из старых - Ярославская, Владимирская, Ивановская области. Но это скорее в честь имен уже. Может кого-то забыл в этом списке. Писал просто по памяти.

Кстати, пару лет (без двух дней) существовал Кировский край (он выделился из Горьковского края). Но с 1936 года это уже Кировская область. Ну а теперь стандартное занятие для статей этого цикла - придумать названием вагонам фирменного поезда "Вятка". Как правило, они у нас именуются в честь наиболее интересных достопримечательностей соответствующего региона. Не будем делать исключение и в этот раз.

Вагон № 1. Шайтан. Всегда хочется поставить на первое место что-то интересное, необычное, то, что будет отличать этот регион от других. И вот я выбрал в качестве такого объекта озеро Шайтан. Знаменито оно, прежде всего, своими дрейфующими островами, которые мигрируют по поверхности водоема. Причем на островках могут расти деревья и кусты. Они могут выдержать одновременно массу 4-5 человек.

Озеро Шайтан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Озеро Шайтан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

У местных жителей озеро всегда пользовалось дурной славой. Ну тут как бы название одно чего стоит! В нем не ловили рыбу, Да и вообще старались близко не подходить. Люди полагали, что в озере живет злой дух. Когда вода начинала бурлить, то местные в ужасе считали, что дух сердится. Если же из озера поднимался фонтан, то дух просто взбешен.

Всё бы ничего, но от Кирова озеро далековато - около 235 км. Да там от Йошкар-Олы ближе.

Вагон № 2. Часовой. Так называется скала на территории области. Считается что совсем рядом с ней был похоронен некий князь, который у местных считался заступником. Более того, в случае беды князь может ожить и вступиться за обиженных.

Скала "Часовой". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Скала "Часовой". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 3. Дымковская игрушка. Это один из символов региона. Очень известный народный промысел по изготовлению глиняной игрушки. Раньше это была слобода, а сейчас фактически район Кирова. Там расположен музей этого вида игрушки. Она была настолько популярна, что ее изобразили даже на автоматах с газированной водой. Были такие красного цвета в СССР. Шурик в "Операции Ы" из такого употреблял воду.

Музей Дымковской игрушки. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей Дымковской игрушки. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 4. Атарская Лука. Здесь ведется очень активная работа по созданию национального парка. Во-первых, здесь во множестве были найдены останки древних животных, в том числе мамонтов. Во-вторых, здесь сразу несколько природных достопримечательностей, например, поющие пески.

Атарская Лука. Поющие пески. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Атарская Лука. Поющие пески. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 5. Вятские динозавры. На территории региона вроде бы действительно нашли останки не только мамонтов, но и динозавров. Там создан даже специальные тематический парк. Недалеко от Котельнича там были найдены два полных скелета парейазавров.

Вагон № 6. Жуковлянские валуны. Есть такое очень интересное место на месте попытки разработки карьера. Экскаватор постоянно натыкался на огромные камни, которые складировались сначала где-то в стороне. Но когда их набралось больше 1000, то поняли, что эксплуатировать это бессмысленно. Причем у некоторых камней достаточно правильная форма.

Жуковлянские валуны. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жуковлянские валуны. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 7. Бушковский лес. Это заказник на территории области. В нем как раз и располагается озеро Шайтан. Считается, что тех, кто незаконно заготавливал тут лес, местный помещик купал в озере Шайтан.

Бушковский лес. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бушковский лес. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 8. Волконскоит. Это такой уникальный минерал, который обнаружили только на территории Кировской области. Из него получают какую-то уникальную зеленую краску. Считается, что за ней "охотился" сам Пабло Пикассо.

Ну а количество людей, связанных с Вятской губернией / Кировской областью исчисляется десятками. Здесь можно вспомнить художников Васнецовых, космонавта Виктора Савиных (с ним вообще интересно - он 50-й советский и 100-й космонавт в мире), хоккеисты Мальцев, Мышкин, Трефилов (все они из Кирово-Чепецка). Но при этом самое поразительное, что у меня в аспирантуре был однокурсник из Кирова. Он на полном серьезе говорил, что делать в их регионе туристам нечего.

Вот таким получился рассказ про фирменный поезд "Вятка". Спасибо, что читаете!