Найти в Дзене
Кино - любовь моя

Современное иранское кино. Часть 8.

В лорогу
В лорогу
Критическая зона
Критическая зона
До завтра
До завтра

Следующий обзор просмотренных иранских картин 21 века, новых и не очень. Хорошие режиссеры Ирана не перевелись, как и хорошие фильмы. Скучных тоже хватает. Но не будем о грустном…

«Слеза холода» и «Снайпер» – драмы о ирано-иракской войне.

«Слеза холода» не новый, 20-летней давности, с юной Г. Фарахани. На границе несут службу пограничники, к которым командируют сапера Киани. Разминируя границу, он обращает внимание на красивую пастушку, которая, по словам начальника погранцов, шпионка, как и все местные курды. После исламской революции 1979 г. курды не поддержали новую власть, вместе с прочей светской оппозицией, и сражались против нее. Их считали шпионами Саддама, т.е. иракцев. И вот в снежную бурю молодые иранец Киани и курдянка Ронак оказываются заблокированными в высокогорной пещере без еды, воды и помощи. Былая враждебность вскоре переходит в нежные чувства, которые юные герои вынуждены скрывать. Потому что ни командование Киани, ни односельчане Ронак не одобряют их взаимной симпатии. Между врагами она ж неуместна. Забыв о враждебности, герои спасают друг друга от гибели в снежном плену…

Прекрасная драма, очень эмоциональная, о жестокости гражданской войны, которую принесла исламская революция, о сломанных юных судьбах. Вот заметила: никто не любит курдов, всем они враги. Интересно, почему? В русско-турецких войнах 19 в. врагами они были русским.

«Снайпер», 2021 г. - новая биографическая драма о лучшем снайпере мира, Расуле Заррине. В ирано-иракской войне молодого иранского солдата чуть не расстреляли подлые иракцы. К счастью, он был спасен иранским снайпером. Так юный Али знакомится с Расулом, которого уважительно зовут Хадж Расул. Горящего жаждой мести парня, брата которого убили на его глазах, начинает тренировать суперснайпер, бьющий врагов без промаха. Кстати, из винтовки Драгунова, советского производства. Несмотря на патриотическую тему и общую «правильность» картины, она нескучная и смотрится с интересом. Очень хорошо играет снайпера актер К. Дирбаз, которого я увидела впервые. Очень мужественный и обаятельный. Фильм суров, как и тема, без соплей и сантиментов.

«Флаги замка Каве», 2009 г. – пример религиозного кино, которое в исламской стране снимают и много. Я смотрю впервые. Путешествие Корана – так бы назвала фильм. Где-то в Палестине/Иудее, в мастерской, вручную написали Священную Книгу. И начались ее приключения по странам и народам Ближнего Востока, до Ирана, от средневековья до наших дней. Она побывает в руках разбойников, христиан, крестоносцев, персов, монголов, контрабандистов, переживет крестовые походы, монгольское нашествие, осаду замка Каве... Пока, наконец, не окажется в безопасности иранского музея доступной людям. Ничего не могу сказать о подробностях, поскольку кино не переведено. Так-то оно динамично: схватки, осада, чудесное спасение… Об игре актеров всерьез сказать не получится: представляют, как на сцене, нечто торжественное. Сюжет обязывает.

«Одиночество», 2007 г. – образец морального кино. Неглупый, но такой прямолинейный, правильный фильм о семейной трагедии. В семейной ссоре погиб родственник на глазах тестя, тещи и зятя. Свалился с лестницы. И родственник-то был так себе: бил жену и дочь, ругался со всеми. Но смерть произошла, и кто-то должен за это ответить. В тюрьму садится старший сын большой семьи Хамед. Его отец после этого слег с инсультом, мать страдает и безутешна, а младшие брат и сестра-вдова ненавидят убийцу. Просидев год в ожидании приговора, Хамед выходит из тюрьмы на пару дней, чтоб попрощаться с умирающим отцом. Дома, у постели умирающего, и разворачивается драма некогда дружной семьи. Брат с сестрой-вдовой обвиняют Хамеда в смертях и ее мужа, и их отца. Мать и тетя защищают его. Наконец, удивленный зритель начинает догадываться, что не все так просто в этом запутанном детективе. Кто ж здесь настоящий убийца? Правда ли, что Хамед всегда был самовлюбленным эгоистом? Или же благополучие семьи держалось на нем?

В картине, как я писала выше, такой исключительно правильный взгляд на семейную ситуацию, ценности, традиции. Женщины правильно одеты, т.е. в устаревших балахонах. Все герои правильно себя ведут, говорят очевидные вещи плакатным языком. Ради чести семьи – тема многих иранских картин – здесь идут на любые жертвы, вопреки здравому смыслу. И все же несчастным героям сочувствуешь. Мотив открытия тайн в финале присутствует как любимый прием иранского кино.

«Бродячие собаки», 2004 г. фильм М. Махмальбах, только не Мохсена, а Марзии. Тяжелая драма об афганских беженцах, о детях. Нищета, бездомность, ненужность никому.- грустные темы драмы. Дети-афганцы пытаются увидеться с сидящей в тюрьме матерью. Полная безнадега.

Самые интересные картины – свежие роуд-муви о современной жизни страны.

«Замок мечты», 2019 г. Семейная драма с крайне запутанным сюжетом. Некоторые скелеты в шкафу этих героев так и остались мной не поняты. Умеют же создатели так построить действие и диалоги, что все равно половина - загадка. Джалал возвращается из тюрьмы. За 3 года, что он не был дома, его жена умерла, он успел снова жениться, а его дети его забыли. Его все устраивает, он и забежал-то домой на минутку за машиной, а подлые родственники навязывают ему детей, его родных. И вот крайне раздраженный, здоровый неопрятный мужик сажает в полусломанный автомобиль детей, новую жену и куда-то их везет. Куда? Мы не знаем, или не поняли, да и зачем. На наших глазах разворачивается драма разобщенности и нелюбви. Только умершая мать Ширин любила сына и дочку и создавала для них «замок мечты» в рассказах об отце, об их семье. Ничего такого в жизни не было и нет, и грубоватый, потерянный Джалал не знает, как сказать детям об этом. А добрые дети верят, что они нужны отцу, их мама жива и впереди их ждет «замок».

Драма интересная, нескучная, эмоциональная, с драками и криками.

«В дорогу», 2021 г. Очередное путешествие семьи. Родители везут старшего сына к турецкой границе для эмиграции. От младшего сына цель путешествия тщательно скрывается, т.к. тот сильно привязан к брату и может расстроиться. Очень хорошо играют актеры, особенно роли родителей, драму предстоящего расставания, этой болью наполнен фильм, она в атмосфере. Несмотря на сюжет, картина не трагична, но полна светлых надежд.

«До завтра», 2022 г. прекрасный фильм реж. А. Асгари, похожий на его же «Исчезновение», на ту же тему с той же актрисой. Герои в трудной ситуации, переходящей в западню – так я бы назвала темы обоих картин. Живут себе в Тегеране подруги Фереште и Атефе, лимитчицы. У первой - внебрачный ребенок, дитя любви и глупости. Никто дурочке Фереште с ним не помогает, кроме верной Атефе. Живут они в маленьких комнатках, где-то работают, выживают в общем. К Фереште на день приезжают из провинции родители в гости. Все бы ничего, но о внуке те не знают, и знать не должны, по мнению дочери. У подруг есть только несколько часов, чтоб куда-нибудь пристроить младенца до завтра, пока родители не уедут. Чтоб те оставались в счастливом неведении и не дай Б-г не решили, что дочь их опозорила. В исламе так оно и есть. Две несчастные с младенцем в сумке мечутся по равнодушному городу среди равнодушных знакомых…

Фильм очень грустный и очень интересный. Раскрывает некоторые подробности жизни в стране, неафишированные.

«Критическая зона», 2023 г. , реж. А. Ахмадзаде – самый необычный фильм среди просмотренных. Неладное я заподозрила, когда герой разделся до трусов. Встревожилась, когда собака героя пыталась совокупиться с его ногой. Тут я поставила на паузу и почитала критику этого занимательного фильма. И точно! Оппозиционное, неподцензурное кино, разумеется, запрещенное. А раз запрещенное, значит, премированное везде и всюду. На европейских фестивалях. Успокоившись, продолжила просмотр. Сюжет – однодневное путешествие героя по самым темным закоулкам Тегерана, по всем кругам… Что-то вроде ада: наркомания, продавцы дури, наркоманы, их родители,.. Вместе с Амиром, похожим на Н. Мохаммадзаде из «Лантури», мы будем гонять на авто, как в ралли, ширяться, галлюцинировать, страдать, любить, покупать-продавать наркотики, жалеть несчастных, лечить их… И оставаться одиноким в толпе… И все это среди нормальных людей в современных нарядах, а не в правильных чадрах, с красивыми прическами, без хиджабов, говорящих простым разговорным языком, а не лозунгами. Все потому, что фильм снимался тайно от властей, без их разрешения, за что режиссер сейчас невыездной и под следствием. Бедное хорошее иранское кино! Такой фильм не может быть скучным и глупым, хотя такой же оппозиционер М. Расулоф умудряется снимать скучно. На мой взгляд.

Последние роуд-муви горячо рекомендую. Уже писала, что кино этой страны становится только лучше и интереснее. Что и доказывают некоторые новые картины. Жаль, что дублируют их с большим скрипом не спеша.