Жанрист Фирс Журавлев (1836 - 1901) творчески сложился и вырос под воздействием И.Н.Крамского, вместе с ним ушёл из Академии художеств, работал в Артели художников и создал картины, правдиво показавшие окружавшую его жизнь.
Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове в 1836 году в семье местного мещанина, цехового мастера. Он начал обучаться в уездном училище, но вскоре отец забрал его из него. Отец хотел видеть сына портным и Журавлеву пришлось до девятнадцати лет заниматься портновским ремеслом. Мы не знаем, как пробудился в нем интерес к искусству, от кого он впервые услышал про далёкую от Саратова Петербургскую Академию художеств. Журавлев поступил в Академию в 1855 году по "старому уставу", т.е. не должен был проходить общеобразовательных предметов, слушать лекции и сдавать экзамены. Журавлев сблизился с Крамским. В 1858 году оба они получили по Малой серебряной медали. Приятель Крамского М.К.Тулинов вспоминал:
"Собирались почти каждый день, после вечерних классов в Академии, к Ивану Николаевичу. Он установил как бы программу. Один из товарищей обязан был, по очереди, читать что-либо из лучших произведений тогдашней литературы, другие занимались окончанием заданных в Академии работ; третьи - работами для добывания средств, иные готовили эскизы и проч. Но все слушали читающего... Шустов, Лемох, Корзухин, Дмитриев-Оренбургский, Журавлев и другие не раз вспомнят о том счастливом времени и тогдашней жизни, полной огня, энергии, силы, молодости и воли..."
Кружок Крамского был очень полезен Журавлеву. Занятия в Академии шли успешно. В апреле 1860 года он получил ещё одну Малую серебряную медаль, а в декабре Большую серебряную.
Журавлев дал на академическую выставку 1861 года картину "Умирающий отец", совершенно необычную для Академии. Она изображает смерть художника, в комнате виднеются начатая картина, рисунки, маска.
Журавлев подчеркнул благородные черты исхудалого лица умирающего, показал безнадёжное отчаяние его жены, слезы матери, растерянность бросившегося к отцу старшего сына и трогательную испуганность младших детей. Семейству, вызывающему сочувствие, он противопоставил равнодушного толстого врача и появляющегося в дверях священника. Многое в этой имевшей успех картине свидетельствует ещё о неопытности 25-летнего художника.
Следующая картина была показана на выставке 1862 года "Кредитор, описывающий имущество вдовы". Она принесла Журавлеву Малую золотую медаль.
В картине слева изображена вдова с мальчиком, задумавшийся юноша, плачущая девушка. Справа, у стола, стоят кредитор - безбородый толстый купец с орденом на шее и пристав с безразличной физиономией. Писарь нюхает табак, приказчик кредитора что-то объясняет вдове. Журавлев столкнул обе стороны, показав бессердечие, бесчеловечность кредитора. Каска полицейского и горящая свеча видны на комоде слева. Журавлев в картине снова вернулся к судьбе художника - это его жалкое имущество сейчас описывают у бедной вдовы. Это его этюды и рисунки выброшены на пол из чемодана, его картины ещё висят на стенах. А тот кто писал их, кто возлагал надежды на свой талант, лежит в соседней комнате в гробу и священник отпевает его. Семью обирают, когда ещё покойник в доме.
В картине персонажи сцены жизненны, каждый из них обладает своим характером. Их переживания и позы естественны и выразительны. Полицейский, писарь и кредитор, его приказчик показаны зло, но без шаржа и преувеличений. Журавлев создал отрицательные образы, сохранив чувство меры и поэтому они несут в себе отпечаток подлинной правды в рассказе о жутком мире бессердечия.
Стасов писал, что эта картина, где "квартира наполнена ужасом казенной расправы... была полна хватающего за сердце драматизма".
9 ноября 1863 года Журавлев вышел из Академии в составе тринадцати "протестантов" во главе с Крамским. Затем он стал членом Артели художников, жил и работал вместе с другими. За время пребывания в Артели, Журавлев создал ряд произведений, достойных серьёзного внимания. К их числу относится картина "Дети-нищие".
Немногословно, но впечатляюще изображены закутанные в тряпье мальчик и девочка. Они выпрашивают подаяние у бегущего через лёд Фонтанки чиновника, промерзшего в жалком своём пальтишке и смотрящего перед собой остановившимися остекленевшими глазами. Нищие, просящие милостыню у нищего же, показаны на фоне зданий министерства, возвышающихся вдали в розовом свете петербургского морозного утра.
В картине "Знахарка" Журавлев впервые обращался к деревенской теме. В полутемной избе с занавешенным окном находятся больная девушка в белой рубахе с печально опущенной головой, едва поднявшаяся со скамьи, да пригорюнившаяся мать и склонившаяся над чашкой с питьем знахарка. Печальное чувство разлито во всем. Люди, страдающие какое-нибудь тяжелой болезнью, не могут найти в тёмной, старой деревне иных путей борьбы с ней, как только с помощью нашептываний знахарки. Удачно передал Журавлев свет, падающий из приоткрытой двери и мягко потухающий в помещении. Художник без назойливости изобразил немногие детали.
За свои следующие картины "Приезд извозчика домой" и "Возвращение с бала" Журавлев был удостоен в 1868 году звания классного художника I степени. Петербургский корреспондент П.М.Третьякова А.Г.Горавский сообщал:
"Картина Журавлева, - Извозчик приехал домой в деревню и встречает свою жену в беременности. Это его озадачило, он ещё не собрался с мыслью, что ему делать; платок, который он привез жене в подарок, так и сжался в кулаке".
Журавлев подошёл к изображенному как к психологической драме. Это было новым для русского бытового жанра.
Сильным светом выделена жена, стоящая в стороне, на тёмном фоне. Её опечаленное, с выражением покорности лицо особенно привлекательно. Старуха-мать кажется уговаривает сына выслушать, узнать, простить. Опасливо ждёт его решения отец, отступивший назад и удачно написанный в рассеянном свете, в полутоне. Симпатию вызывает и извозчик, молодой богатырь с красивым лицом, человек добрый и любящий, тяжелопораженной новостью. Все изображенные хорошие люди. Ожидание крестьянкой ребенка не говорит о её распущенности. Это понимают даже родители мужа, не находящие сил полностью осуждать её.
Большое впечатление произвела на современников картина "Возвращение после бала".
"Вы видите внутренность кареты: муж и жена... возвращаются с бала. Бедная женщина сидит уныло и бесцельно смотрит на что-то; ее спутник развалился и спит. Хорошо, должно быть, живётся бедной женщине..." - писал критик "Петербургской газеты".
Женщина богато одета, она купчиха. Лицо печально, не только это возвращение домой с пьяным мужем тяжело ей, но безрадостна вся её жизнь.
Журавлев испробовал свои силы и в педагогической области, он преподавал в Рисовальной школе ОПХ.
Членом Товарищества передвижников он не был. Выставляя свои произведения в Академии, Журавлев всегда тяготел к передвижникам, а в 1888 году пришёл к ним в качестве экспонента.
Многие его работы начала 70-х годов были посвящены различным явлениям повседневной жизни. Не все картины известны в наши дни. Рядом с такими картинами, с трудом продававшимися, Журавлев был вынужден писать и другие, отличавшиеся анекдотизмом сюжетов. Таков пользовавшийся известностью "Трубочист".
Изображение чумазого трубочиста, любезничающего на кухне с поломойкой, понравилось одному из великих князей и Журавлев трижды её повторил только в 1875 году.
В середине 70-х он приступил к подготовке эскизов, а затем картонов для храма Христа Спасителя в Москве. Работа затянулась на несколько лет и закончилась в 1883 году, когда Ф.Журавлев, В.Маковский, В.Суриков, Г.Семирадский, А.Корзухин и другие получили за неё ордена.
Официальные заказы не отвлекли Журавлева от картин реалистического характера. В 1872 году он создал картину "Модница-жена", найдя в ней как бы новый вариант темы "неравного брака".
В картине изображены усталый, на мгновение оторвавшийся от работы муж и жена, весело собирающаяся на бал в новом дорогом туалете. Психологическая обрисовка обоих помогает лучше понять, насколько они далеки друг от друга. Журавлев изобразил литератора, писателя, критика - человека интеллектуального труда. На его письменном столе и на полках книги, журналы и портреты. Он поставил бюст В.Г.Белинского напротив себя. Ссутулясь, склоняется труженик над рукописью и даже оглядываясь на жену, почти не меняет позы, он сидит, подперев голову левой рукой. Молча смотрит он на синее атласное платье с кружевами и лентами.
"Модница-жена" начинала ряд значительных произведений Журавлева. За ней последовала известная его картина "Перед венцом" (Русский музей). Он получил за неё звание академика и пятьсот рублей, "первую премию по живописи домашних сцен". Картина имела бесспорный успех и Журавлев написал два её повторения (ГТГ и Киевский музей русского искусства).
Стасов писал:
"Невеста в богатом свадебном уборе, рыдающая на коленях у отца в кабинете, не старинный обряд причитанья совершает; нет, она в самом деле в отчаяньи, вся её душа измучена и дрожит, там что-то оторвано безжалостной рукой. Поза, выражение - все в этой фигуре чудесно и правдиво".
То, что отец не деспот, составляет сильную сторону картины. Отец весьма обыкновенный старик, досадующий на дочь, самим укладом купеческой жизни лишён понимания мечтаний, привязанностей. Свою дочь он толкает на горе, желая ей по-своему добра. Мать смотрит на плачущую дочь почти спокойно, "стерпится - слюбится". Равнодушны стоящие сзади тётка и молодой во фраке купец. Только молодая купчиха кажется немного потревоженной отчаянием невесты. Другое, сегодня позабытое название этой картины - "Брак по приказу".
А.Н.Савинов считает, что одежда родственников позволила художнику красиво разобрать цветные пятна в свету и в полутенях второго плана, "потухающие в глубине цветовые пятна, привлекая к себе глаз зрителя, заставляют его всматриваться в людей, тихо стоящих сзади". Мастерски Журавлев написал мерцание золота на окладах икон, белое шелковое платье.
Следующую картину Журавлева "Купеческие поминки" (1876, ГТГ, уменьшенное повторение ГРМ) Стасов считал лучшим созданием художника и нашёл такие слова для её содержания:
"Нахлебники и приживалки, сладкоглаголевые "батюшки" или буйные гости, пожирающие похоронный обед, плерезы на одних, разгульный хохот у других, и в центре всего подгулявший наследник, толстопузый купец, которого прёт врозь и который разметавшись на стуле, в верхнем конце стола, ни в грош не ставит всю эту дармоедную сволочь, покорную его взгляду, - какой это все трагический мир, какая это трагическая сцена".
Священник указывает на небеса, вернее на потолок, вилкой с куском закуски. Слушающая его вдова наверное единственный человек на поминках ещё думающая об умершем. Лакеи несут сладкое, обед идёт к концу. Пьяные шумят, ходят, поют. Журавлев не даёт возможности зрителю отдохнуть на каком-либо положительном лице. На первом плане и на втором, где пьяные застревают в дверях, и во второй половине зала - везде идёт разноголосица, повсюду люди теряют свой облик, спешат пить и есть за чужой счёт.
В дальнейшем у Журавлева не появилось в его творчестве новых содержательных сюжетов.
В 70-х и 80-х годах Журавлев стал заниматься портретной живописью. Одним из наиболее удачных портретов является его "Автопортрет".
Он изобразил себя в ермолке, рубашке-косоворотке и халате с большими нагрудными петлями, несколько стилизованная наружность "под барина". Лицо написано без следа стилизации, правдиво и точно. Художник всматривается в самого себя, через зеркало, чуть сдвинув брови. Крупные черты красивого лица воплощают природный ум и спокойную энергию.
Журавлев был деятельным участником Общества выставок, связанного с Академией. Картины Журавлева принадлежат к лучшему в области бытового жанра.
В начале 80-х основное внимание Журавлева было посвящено картине "Девичник в бане". Она была задумана давно. Ещё в 1875 году А.В.Прахов писал художнику В.М.Максимову:
"...Журавлев готовит интереснейшую картину - поминки в купеческом семействе - и набросал эскиз весьма пикантной сцены также из купеческого быта: невеста со своими бабами в бане. Вещь весьма эффектная ".
Интерес к картине был понятен. После изображения обнаженного тела в мифологических и в аллегорических произведениях Академии художеств Журавлев делал попытку широко использовать тему наготы в реалистическом бытовом жанре. Однако, когда картина была закончена разочаровала. Богатое пиршество невесты и подружек кажется слишком напоминающим многочисленные академические "римские бани".
На академической выставке 1887 года Журавлев дал "Троицын день". Он изобразил девушку в старинном народном одеянии, которая задумчиво смотрит на дорогу, сидя у окна комнаты, убранной ветвями берёзы. Журавлев любовно написал узорный сарафан и жемчужный кокошник девушки.
И Фирс Журавлев сошёл со сцены. Умер Фирс Сергеевич в 1901 году, шестидесяти пяти лет от роду.
Источник: Биографический очерк "Ф.С.Журавлев", С.Н.Савинов, издательство "Искусство", 1962
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.