Хмурое, но уже относительно теплое питерское утро. Конец февраля. Мы с В. едем по центру города в районе станции метро "Чернышевская" и планируем перекусить. Этот район богат на здания конца XIX-начала XX века. В. вчера прочитал интересную статью и сейчас я слушаю краткий пересказ о сохранившихся в Санкт-Петербурге витражах. Основная масса сосредоточена на Петроградской и Васильевском острове.
Кстати, тут совсем рядом, на Чайковского есть дом с потрясающе красивыми витражами,- говорит В.
Ни слова больше,- я поворачиваю на проспект Чернышевского, потом направо на Чайковского, и мы направляемся к дому под номером 42.
"Ростикс", куда мы изначально планировали заехать, остается по левую руку где-то сзади и мысли уже заняты другим.
Нас встречает разноцветная (вероятно низ перекрасили в скучный серый из-за очередных проделок вандалов) потускневшая от тяжести лет и пережитых потрясений дверь в парадный подъезд. Элегантное остекление в стиле модерн. Над дверью лепнина – барочный завиток в виде раковины в волнах. Это наводит на размышление – дом то, конечно, эклектика, здесь еще не сформирован чистый модерн. Справа на стене приютился домофон фирмы VIZIT. У нас, к сожалению, нет кода от этого домофона, так что, если вы захотите туда попасть, придется подключать фантазию и сноровку.
Мы внутри. Не отвлекаемся на детали интерьера, болтаем на отвлеченные темы и поднимаемся на последний этаж, чтобы оттуда, сверху вниз, постепенно и не торопясь прислушаться и присмотреться к тому, чем готов поделиться с нами этот дом.
Доходный дом купца Назарова был построен в 1905 году. Почетный гражданин, владелец дома был старостой церки Александра Невского при оружейных складах. Церковь эта не сохранилась, но часть ее колокольни до сих пор можно обнаружить на пр. Маршала Блюхера, 12. Назаров выстроил доходный дом на Чайковского, где проживал и сам со домочадцами. После революции дом был приспособлен под коммуналки, однако многое здесь сохранилось почти в первозданном виде.
Первое, что мы видим, в изумлении задрав головы наверх - лепнина на потолке.
Под ногами – элементы оригинальной плитки. Узор не слишком оригинален, но гармоничен.
Мы начинаем спускаться вниз.
А вот и первый витраж, - В. кивает в направлении окна.
На подоконнике расставлены растения, составляя единый ансамбль с цветочными узорами на витраже. Красотища!
Не в силах оторвать взгляды от окна, мы не сразу обращаем внимание на балясины лестничных перил. Узор на них в рамках все той же "растительной" концепции и прекрасно сохранился. Бывает, что идешь по лестнице старого дома, а балясины через один сломаны, заменены, спилены на чермет в 90-ые предприимчивыми оптимизатиорами. Тут же мы будт очутились прямо в начале XX века. Определенно, за домом следят, в отличие от той же Кирочной 6, и, что важно, поддерживают исторический интерьер реставрационными работами, а не заливают по кругу однотонной краской, как Жигули.
Спустившись на этаж ниже, мы видим второй витраж. К сожалению, сохранилась только верхняя часть, что лишь делает этот экземпляр еще ценнее.
Кстати, каждый этаж освещает современный светильник, более-менее адекватно вписывающийся в обстановку.
Спускаясь еще на один пролет, мы обращаем внимание на украшение пролета. Галльский петух, широко раскрыв клюв, истошно пытается разбудить обитателей дома
Третий витраж издалека бросается в глаза ярко красным цветом. Рядом на полу стоит симпатичная ваза.
Неужели старинная? - спрашиваю я у В.
Тот в ответ лишь молча наклоняется и начинает её изучать. -Внутри, определенно, ива, а ваза – чугунная, это можно утверждать. По всем остальным вопросам нужны лабораторные анализы! - наконец выносит вердикт В.
Продолжаем путешествие по этажам и натыкаемся на оригинальную вишневую дверь, выгодно выделяющуюся среди современных металлических не только цветом и формами, но и интересным звонком и табличкой.
Кстати в этой квартире под номером 5 проживал Евгений Константинович Суворов, ихтиолог, зоолог и крупный специалист по систематизации рыб.
Конец путешествия не за горами и от этого немного грустно. Но как же сияет предпоследний витраж!
Первый этаж, последний витраж, спокойные умиротворяющие цвета - небесно голубой и желтый.
Кстати, сглазили - на нижних этажах балясины и поручни залиты зеленой краской в тон стенам.
В. укоризненно качает головой и тут его взгляд падает на плитку в вестибюле. Она сильно отличается от той, что мы видели на лестничных клетках. Это метлахская, оригинальная или максимально приближенная к образцам начала XX века плитка. Очень красиво!
Вестибюль освещает типовая люстра как на этажах, но тут она приютилась на своем месте - в розетке.
Орнамент и колонны в прихожей - последнее, что мы видим, прежде чем, повернувшись, бросить последний взгляд на эту удивительную парадную.
Мы на улице.
Жаль печи не сохранилось, - я как большой любитель исторических каминов и печей не мог не заметить ее отсутствие. В. заговорщически подмигивает:
-В дворовом подъезде есть великолепная немецкая печь в хорошем состоянии.
Не веря своим ушам и в предвкушении этого зрелища, я следую за ним чуть ли не вприпрыжку, как ребенок...
Продолжение увлекательного путешествия по этому удивительному дому ожидайте в ближайшее время! Заглянем в дворовые подъезды, чтобы составить полную картину. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!