Продолжаю удивляться, как же много тонкостей в швейном и парусном деле...
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя. Продолжаю работать над главным парусом - гротом.
Ремонт крышки
В прошлой статье я упомянул, что от швейной машинки отвалилась откидная крышка, которая очень полезна при работе с большими полотнищами. Читатели отнеслись к проблеме с пониманием и поделились советами. В итоге, я закрепил крышку глухими гайками "грибками", которые ещё называются "гайка Эриксона".
В первый день собрал конструкцию (грибки, крышку, петли) на эпоксидном клее, чтобы грибки вклеились строго соосно отверстиям в петлях. А во второй день разобрал с целью слегка усилить ДСП изнутри картонной накладкой.
И снова настройка швейной машинки
Настраивать машинку так увлекательно, что приходится заставлять себя прекращать это делать! За последние дни я прочитал несколько книг по ремонту и настройке швейных машин. Больше всего мне понравилась вот эта: А.И.Зюзин "Ремонт бытовых швейных машин" 1993 г.
Чтобы заставить машинку хорошо работать на относительно толстой, жесткой и крученой нити, пришлось сделать следующее:
- Увеличить зазор между пружиной толкателя и челноком. Проблема: верхняя нить периодически застревала, задерживалась, как со стороны носика, так и со стороны пятки челнока, периодически возникали незатянутые или перетянутые стежки, на нити появлялись повреждения. Приходилось чрезмерно увеличивать натяжение верхней нити.
- Подточить палец шпульки. Проблема: нижняя нить застревала между пальцем шпульки и боковой поверхностью челнока. На нижней нити периодически возникали незатянутые стежки даже при высоком её натяжении.
- Отрегулировать зазор между иглой и челноком: около 0.1 мм. Проблема: носик челнока затирает иглу №100, наносит повреждения нити и игле. Изначально машинка была настроена на иглу №80 или тоньше.
- Увеличить максимальную высоту зубьев транспортера до 1.3 мм спереди и 0.9 мм сзади. Проблема: в режиме "норма" зубья выходили на 0.8 мм, ткань плохо протягивалась транспортером.
Проблемы с нитью
Чтобы подавать нить с большой бобины, я сделал стойку (если помните). Со стойки нить снимается легко, без напряжения, но при этом перекручивается. Чем больше шьешь, тем больше "перекруток" накапливается, и нить начинает создавать петельки, которые то застревают в натяжителе, то оборачиваются вокруг чего им вздумается. В итоге, имею дефекты строчки.
Для устранения перекрутки испробовал следующий вариант: выточил адаптер для бобины с установкой на штатную ось машинки. Перекрутки нет, адаптер вращается легко, но инерция, вызванная большой массой бобины, приводит к неравномерному натяжению верхней нити. Одна проблема сменилась другой.
Ещё один вариант: выточил деревянную катушку двойного размера. Перекрутки и инерции теперь нет. Вращается легко. Но иногда, в процессе работы, петелька падает вниз и оборачивается вокруг оси катушки. Происходит это быстро, незаметно, а дальше перетяжка стежков и обрыв нити. Добавил ещё один нитенаправитель из куска проволоки - вроде проблема ушла.
Шагающая лапка
Решил попробовать ещё одну штуку - шагающую лапку, она же верхний транспортер. Привод лапки осуществляется от поступательного движения иглы. Лапка помогает равномерно протаскивать несколько слоев ткани без их смещения относительно друг друга.
Я купил самую дешевую лапку за 500 руб, и она вполне подошла для моей машины Чайка-132М (только пришлось заменить винт фиксации иглы на более длинный). Длительного срока службы от этой лапки ожидать не стоит - бронзовых втулок или подшипников внутри нет (я проверил), но нейлоновые втулки и силиконовая смазка имеются. Интересно, аналогичные лапки за 3500 руб чем-то отличаются от этой, кроме цены?
Испытания показали, что свою роль шагающая лапка выполняет. Ещё подумываю купить универсальный адаптер для современных лапок, тогда можно будет попробовать тефлоновую и роликовую.
Вычерчиваю, раскраиваю и сшиваю верхнюю половину грота
Нижняя половина паруса была вычерчена на полу синим маркером, верхнюю нарисовал красным. В остальном работа шла аналогично изготовлению нижней половины грота.
Мытарства с подогнутыми кромками
Закрепил подогнутые кромки прямым швом х/б нитью. Ох как не нравится мне эта операция - она стягивает ткань на 0.5-1 %, даже когда я настраиваю минимальное натяжение нитей! Очень не хочется, лень, но эти технологические швы нужно будет распарывать после того, когда сверху ляжет несущий нагрузку зигзаг. (К настоящему времени я уже распорол половину - довольно муторное дело)
Провел эксперимент: на куске бросовой ткани закрепил подогнутую кромку двусторонним скотчем, прострочил сверху зигзагом - через 5-10 см игла густо покрылась "соплями" клея из скотча. Даже не ожидал, что так сильно... Вроде как на самом скотче "соплей" замечено не было :)
Мне было сразу понятно, что подогнутую кромку следует закреплять наметочными широкими стежками вручную: не было бы стягивания ткани и распарывать легче. Но каждый упрямец будет наказан двойной работой - не захотел шить вручную, тогда распарывай в 10 раз дольше.
Парусный крюк
Парусный крюк, также называемый натяжным крюком облегчает различные виды работ, натягивая, выравнивая и удерживая ткань желаемым образом. В старых книжках по парусному делу такие крюки встречаются часто, и я решил попробовать их в деле.
Изготовил из нержавеющей проволоки диаметром 1.5 мм. Наточил до остроты швейной иглы. Я опасался, что крюк будет портить ткань - оставлять в ней уродливое вытянутое отверстие, но нет, всё нормально.
Перед соединением полотнищ булавками я приколол их с одной стороны шилом к полу, а с другой стороны равномерно растянул и зацепил крюком. Полотнища, неравномерно стянутые прямой строчкой при подвороте кромки, расправились и вернулись к исходной длине.
Булавки на растянутую ткань ставить удобнее. Соединение полотнищ получается точнее, без накапливающейся ошибки. В целом, при выбранной технологии шитья, натяжной крюк - приспособление полезное, положительно влияющее на конечный результат.
Сшиваю обе половины паруса
Две половины паруса образуют объемные рулоны, которые заполняют портал швейной машины. Мой грот - 7 квадратных метров. Думаю, парус в 12 кв.м ещё бы пролез как-нибудь с вазелином, но не более того (если не придумать какую-то более совершенную технологию). Профессиональные парусные швейные машины имеют портал полуторной или даже двойной ширины относительно моего.
В этот раз шью без электропривода - кручу маховое колесо вручную. Каждые пару сантиметров шва подтягиваю рулоны слева и справа: транспортер такое не протащит. С электроприводом просто не успею за всем уследить, опыта мало.
Швы "морщинят" на фото ужасно! Взглянул - испугался! Сбегал наверх, проверил в действительности - лучше :))) Когда распорю прямые наметочные строчки, то морщины немного разгладятся, а дальше надежда только на "обкатку". Чтобы снять душевную боль, посмотрел парочку видео со свежеиспеченными самодельными парусами на ютубе - тоже "морщинят". Полегчало :))) Конечно, парусные мастера не зря едят свой хлеб - работа у них сложная и довольно утомительная.
Ну а я закончил самую простую часть работы над парусом. Дальше предстоит наметить и вырезать контуры шкаторин, пришить фальш-ленты, боуты, лат-карманы, запрессовать люверсы. Что в итоге получится - одному Богу известно! Поедет ли этот парус против ветра? Уже можно делать ставки! :)
Итог за период
- Время: 8 часов (ремонт и настойку швейной машинки не учитываю)
- Деньги: 510 руб (на шагающую лапку)
Всего за проект
- Время: 465 часов
- Из них на парус: 20 часов.
- Деньги: 55536 руб
Следующая статья: Шью грот: фальш-ленты. Попытка удалить морщины