Найти тему
Академия на Неве

Люцифер с нимбом на иконе?!

Оглавление

Изображение Страшного суда, мозаика VI века в церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне
Изображение Страшного суда, мозаика VI века в церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне

Люцифер с нимбом на иконе?!

Именно такой вопрос возникает, если посмотреть на самое раннее из дошедших до нас изображение Страшного суда — мозаику VI века в церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

Почему так?

Эта мозаика основывается на тексте Евангелия от Матфея (Мф 25:31–32), где во время грядущего Страшного суда Господь отделит овец от козлов.

Художник-мозаичист буквально иллюстрирует евангельский текст. По левую руку от Христа — козлища, а по правую — овцы. Козлы — олицетворение грешников, а овцы — праведников. Художник раскрывает смысл Страшного суда за счёт двух персонажей. По одной из версий, два ангела — это персонификация добра и зла. Красный ангел символизирует добро, а голубой — зло. По другой версии, красный ангел — это архангел Михаил, а синий — Денница или Люцифер.

Художник изобразил его непривычно: его расположение рядом с грешниками и необычный, противоположный «правильному» цвет сияния вокруг головы заставляют думать, что так художник хотел показать образ падшего ангела — Сатаны.

Поскольку каноны иконографии дьявола в поздней Античности ещё не сложились, автор импровизировал, доверившись собственному воображению. Наличие нимба у негативного персонажа не должно удивлять: позднее, в Средневековье, с сиянием вокруг головы изображали бесов, Антихриста, апокалиптического зверя. Этот графический элемент служил маркером не только святости, но и сверхъестественной силы вообще, а иногда и композиционным приемом. К тому же автор мог изобразить Люцифера до его падения — и в этом случае достаточно умело передал ангельскую природу персонажа, ничем не погрешив против истины.

Традиции изображения «Страшного суда» восходят к IV веку, к живописи христианских катакомб. Затем, в раннехристианском искусстве V–VI вв. формируются отдельные части повествовательного изображения, когда в состав мозаичного декора храмов включались отдельные эпизоды Евангелия и Откровения Иоанна Богослова.

Классическая иконография Страшного суда сформировалась только к XI веку. Эта самая сложная и самая монументальная иконографическая схема в христианском искусстве. Художники всеми возможными способами старались изобразить триумф и величие вновь грядущего Бога, с бесчисленным сонмом Небесных Сил, ликующих праведников и плачущих грешников. В византийской традиции композиция Страшного суда помещалась на западной стене наоса или нартекса над главным входом. Делалось это для того, чтобы каждый раз, выходя из храма, человек помнил о часе всеобщего воскресения и всеобщего суда.

В западной традиции, особенно в период готики, изображение Страшного суда выносилось на западный фасад храма. Но самая знаменитая сцена Страшного суда (Страшный суд Микеланджело) помещена на восточной стене в качестве алтарного образа Сикстинской капеллы.

Первоначально «Страшный суд» изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах.