Найти в Дзене
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

ЖЕСТКИЕ ПРАВИЛА ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Становятся привычными сообщения официальных информационных источников (инет сайты, сводки правоохранительных органов и т.д.) о случаях проявления жестокости детей и подростков друг к другу в школе и за ее пределами. В последнее время в системе образования термин «буллинг», ставший популярным, заменили на новое название – травля.

ДЕТИ – ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Предполагаю, что указанная выше фраза общеизвестна. Дети копируют, подражают значимым для них людям, например, родителям, родственникам, своим ровесникам, «героям» блог-сайтов, фильмов и многим другим. Стоит заметить, что каждый ребенок\подросток самостоятельно выбирает интересных ему людей и манеру поведения. Встречаются ситуации, когда в близком окружении ребенка не наблюдается примеров открытого проявления агрессии, однако, не следует забывать о человеческой склонности к обидам, игнорированию, опосредованной агрессии, скрытом домашнем насилии и т.п., с чем дети могут познакомиться, прежде всего, в своей семье.

ПСИХОТИП ЧЕЛОВЕКА

В детско-подростковой среде встречаются разные формы проявления агрессии, например, вербальная (обзывания, присвоение прозвищ, оскорбления, …), физическая (подставил подножку, толкнул, ударил, …). То, что одним человеком воспринимается в качестве шутки, другим может быть понято как оскорбление или агрессия.

Согласно учениям великих психологов, не каждый психологический тип человека предполагает способность к агрессивным ответным действиям. Есть люди предпочитающие бесконфликтное решение любого вопроса. К сожалению, человек с подобным психотипом нередко становится жертвой различного рода абьюза.

СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ

О том, что ребенок/подросток, ставший жертвой какого-либо насилия (психологического, физического и т.д.) должен самостоятельно справиться с ситуацией, найти в себе «мужество» противостоять своим обидчикам, сформировать в себе способность к сопротивлению, смелость отстоять право быть собой и т.д. Да, такая версия имеет право на существование, с поправкой на то, что при этом человеку не следует «ломать» свою психику и до завершения жизни страдать от последствий полученной психологической травмы.

КОГДА РЕБЕНОК ДОВЕРИЛ РОДИТЕЛЯМ СВОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Иногда родители оказываются в сложном положении:

  • можно ли верить рассказам ребенка об его обидах?
  • вдруг, ребенок преувеличивает серьезность ситуации?
  • где найти время, чтобы пойти в школу и вникнуть в происходящее?
  • как помочь ребенку решить проблему, не обострив отношения с педагогами, родителями других учеников класса?
  • с чего начать? И многое другое.

О ЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ВЕРНО РЕАГИРОВАТЬ НА СЛОВА РЕБЕНКА

Если ваш сын/дочь сообщают о своих обидах на одноклассников, то для оценки ситуации следует знать о том, что различают травлю (буллинг), как:

- психологическое насилие, которое чаще всего проявляется в вербальных (словесных) оскорблениях либо угрозах; запугивании, что может причинять эмоциональные страдания человеку;
- социальный вариант (исключение из общения в группе, классе, игнорирование, бойкот, распускание различного рода неправдоподобных, оскорбляющих слухах);
- физическое насилие (порча вещей, причинение физической боли, увечий);
- кибербуллинг или травля в интернете (получение сообщений, содержащих оскорбления, угрозы).

ВОЗМОЖНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ

  • Выслушав подробный рассказ ребенка о совершенных в отношении него действиях, оскорбляющих его человеческое достоинство со стороны других детей родителям следует обратиться к педагогу класса, педагогу-психологу школы, с просьбой помочь разобраться в ситуации, получив какую-либо информацию.
  • Собрать факты, подтверждающие присутствие (или отсутствие) травли вашего ребенка со стороны других учащихся школы, например, интернет сообщения содержащие оскорбления, угрозы, поступающие в его адрес; видеоматериалы, подтверждающие совершение противоправных действий в отношении него; копировать обсуждения в чатах (детей, родителей) о происходящей ситуации; обратиться за медицинской помощью и справкой подтверждающей наличие травм, полученных в результате нанесения побоев ребенку); фиксировать ваши официально поданные обращения к специалистам и администрации школы, сохранить письменные (электронные варианты) полученных психологических заключений и педагогических характеристик на вашего ребенка.
  • Предложить педагогу класса свое участие, помощь с целью положительного решения вопроса.
  • Обратиться к педагогу класса, педагогу-психологу школы с просьбой принять участие в поиске совместного решения с родителями одноклассников причиняющих различного рода вред вашему ребенку.
  • В случае продолжения травли в адрес вашего сына/дочери обратиться в правоохранительные органы и быть готовым к переводу ребенка в другой класс или школу.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ

нейтральность суждений и высказываний, т.е. говорить о фактах, не переходя к эмоциональным проявлениям. Это поможет вам быть услышанным, понятым, а также привлечет на вашу сторону большее количество участников ситуации.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.