Приветствую всех в очередном выпуске о ретроаудиотехнике, и сегодняшнюю статью хотелось бы посвятить магнитофону-легенде − Sharp GF-800. И сразу вопрос: "А почему легенде?" Чем он заслужил почитание любителей и фанатов винтажа и чем таким выдающимся отличается? Каков его функционал? Что за особенности дизайна присутствуют? В каких вариациях выпускался и какие аппараты стояли в одной линейке с ним до и после?
Сейчас мы коснемся всех этих вопросов. Во-первых (мое субъективное мнение, но подкрепленное сотнями тысяч единомышленников), он красивый! Это действительно классика дизайна 80-х! В дизайне его мы видим разные цвета и стили: черный и серый (в зависимости от цвета корпуса), хром и пластик передней панели, красные, синие цвета оформления. Во-вторых, этот Шарп многофункционален! В магнитофоне присутствует пиковый светодиодный индикатор уровня сигнала по двум каналам звука (когда сигнал превышает допустимый уровень, загораются красные диодики), программирование воспроизведения и перемотки по трекам вперед и назад, ускоренная перезапись с кассеты на кассету, нажатие перезаписи одной синей кнопкой посередине корпуса, съемные прикрепляющиеся колонки, усиление входного сигнала при использовании магнитофона в качестве усилителя, панель с часами и таймер − возможно включение и отключение аппарата по таймеру, многодиапазонный радиоприемник.
Как гласит описание из руководства, "характерной особенностью дизайна также является вынесенная на середину передней панели блок-схема магнитолы", да не простая, а, опять же, подсвечивающаяся диодиками в зависимости от того, какой из режимов в данный момент выбран. Также присутствует возможность выбирать тип ленты для воспроизведения и записи. В 80-е годы, когда эта опция была актуальна, можно было выбрать либо ферромагнитную, либо хромовую кассету. В 90-е, когда уже все пошло на упрощение и на удешевление, пленка из оксида хрома не нашла широкого применения.
Из его предшественников можно обратить внимание на магнитофон Sharp - 780. А среди последователей − Шарп GF 900. В колонках этих магнитофонов на слое поролона, защищающего от пыли динамики, красовалась надпись "Hi-Fi". Конечно, данная характеристика номинальна − у магнитофона, на мой взгляд (если использовать его родные колонки, а через усилитель и серьезную акустику не пробовал), самый обычный звук...
А самое главное! У этого магнитофона есть огромная армада клонов! Не знаю, так ли это, или нет, но 800-й известен как самый копируемый аппарат ХХ века! По числу копий, мимикрий и откровенных подделок с ним может сравниться еще три модели − Sharp WF 939 и Sharp HK-9000.
Итак, что же представляют из себя эти пародии на Шарп, зачем и для кого они выпускались, имели ли успех и насколько качественны были? Ответ таков: да, они имели рынок сбыта, да, они имели успех у покупателей − многие из клонов были качественно собраны. На то время Шарп был довольно дорогим магнитофоном, клоны же могли стоить в разы дешевле. Подделками я бы такие изделия не назвал: копировать дизайн и ставить на него свой знак производителя, в принципе не возбраняется, а подделка − это когда на изделии неизвестного происхождения пишется марка известной фирмы, того же Шарпа. Так что с этой точки зрения производители закон не нарушали.
Правда, с точки зрения здравого смысла полностью лицензионной копией можно было лишь назвать Johnson GF-800, а этот тот же Шарп, но собранный по лицензии в Китае. Все остальное − это творчество уже теперь ушедших в старину, известных и неизвестных китайских, корейских (и даже европейских) мастеров. Но даже европейские клоны Шарпа (International, собираемый в ФРГ да и в Великобритании) уступали японцам в качестве.
В основном, рынок клонов был ориентирован за развивающиеся страны, особняком − на советский Союз. Наши неискушенные потребители порой просто не видели разницы между оригиналом и копией (а многие даже и не знали про оригинал!!!) Что позволяло производителям производить и успешно сбывать данную технику.
Очень многие меломаны и знатоки в наше время очень ругают такие "недошарпы", и порой, весьма необоснованно (а когда и обоснованно). И их можно понять: копия − всегда хуже оригинала. Но у коллекционеров они имеют определенный вес: ведь Шарпов было выпущено видимо-невидимо, а клоны − более редкие, и, соответственно, могут хорошо цениться знатоками. Тем более, если они в хорошем состоянии: Шарпы по возможности берегли, а то, что было подешевле, эксплуатировалось нещадно. К тому же, именно эти более доступные по деньгам и самой возможности купить реплики связаны у многих пользователей с теплыми светлыми воспоминаниями об эпохе золотой эры бумбоксов.
Конечно, все в мире относительно. Шарп − далеко не лидер в области воспроизводящей аппаратуры, его не сравнить ни с "Пионером", ни с "Накамиши", ни с другой серьезной техникой. Но то, что у него не отнять, так это то, что он был красив, достаточно мощен и при этом полностью портативен, имел очень удобные функции для не особо притязательных потребителей, классику дизайна своего времени и даже, можно сказать, роскошный внешний вид. На одной из его реплик (Shanghai L979) так и написано − "Stereo Radio Deluxe Cassette Recorder", что значит "Шикарный стереомагнитофон с встроенным приемником". Такая роскошь (весьма "цыганская" − много яркости и хрома, обилие блестящих деталей и элементов дизайна) нравилась не всем, но большое количество пользователей были в восторге от своих магнитофонов, а я сам, помимо обладания двумя модификациями Шарпа-800, приобрел в коллекцию также значительное количество его разных реплик!