Не секрет, что в художественных школах и изостудиях не поощряется срисовывание с фотографий. О вреде использования фотографий на этапе обучения можно узнать и не имея преподавателя, так как на эту тему уже снято и написано много роликов и статей. Фото не передает всех красок, может усиливать контраст, и искажает перспективу.
Мне хочется рассказать не о минусах срисовывания а о плюсах рисования с натуры. Лично для меня отказ от фото-референсов привел к быстрому прогрессу.
Несмотря на то, что с детства я посещала изостудию, где разрешалось рисовать только по памяти, а потом училась на архитектурном, где было много рисунка с натуры, все равно, в моем творчестве произошел период деградации.
После окончания института я стала мало рисовать, а если и рисовала, то бездумно копировала понравившиеся мне фотки из интернета. Но однажды, один хороший художник посоветовал мне больше писать с натуры и ходить на пленэр. Удивительно, но первый же самостоятельно составленный натюрморт был намного реалистичней и живее всех предыдущих работ. И даже само рисование стало вызывать больший интерес и азарт.
"Работа над этюдами - это самая что ни на есть высшая школа" - слова принадлежат советскому художнику А.А. Пластову. Кстати, этюд - это подготовительная работа, которую рисуют с натуры. Он может создаваться под открытым небом, или в помещении.
Сравнение работы в мастерской и на улице
Готовясь к этой статье, я нашла очень интересную книгу о пленэре - " Пленэр" Н.Я. Маслов 1984г. Это пособие для учащихся, а также для преподавателей. На мой взгляд, книга будет полезна тем, у кого нет системного художественного образования и тем, кто готовится к поступлению.
Вставлю отрывок из книги о работе под открытым небом:
"Выполнение учебных этюдов на пленэре (на открытом воздухе)несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в зависимости от состояния погоды и времени года - все это новые и непривычные для неопытного живописца условия, которые усложняют работу с натуры<...>
Если в академической мастерской глубина пространства учебных постановок определяется всего лишь несколькими метрами, то в пейзаже с открытым пространством глубина до объектов на горизонте измеряется десятками и сотнями метров. Например, пространство учебной постановки "Натюрморт" находится на расстоянии одного-двух метров от рисующего. Как показывают наблюдения, в цветовом отношении такая глубина не обеспечивает учащимся достаточно наглядного сравнения переднего плана с дальним. поэтому, неслучайно в мастерской многие студенты одинаково отчетливо прописывают как передний план, так и детали дальнего плана, который является лишь фоном натюрморта.
В натюрморте с белыми и темными предметами студенты часто используют светосилу палитры сразу на полную шкалу, от белил до черной краски. На пленэре весной, когда снег далеко уже не белый, некоторые студенты для его изображения используют чистые белила. среди летних учебных этюдов можно найти немало примеров, когда зеленая листва или трава при любом состоянии пишется однообразно, без учета рефлексов от голубого неба, теплого солнечного освещения и т.д.
Преодоление черноты и белильности в этюдах является одной из самых больших трудностей в процессе первоначального изучения живописи на пленэре."
В книге упоминается о неудобствах при работе на улице. Даже если погода относительно спокойная, все равно рисование в мастерской намного комфортней. Мешать может не только погода, но и шум, прохожие или быстро меняющееся освещение. Все это как минусы, так и плюсы, потому что эти условия вынуждают быстро закончить работу. Лучше вырабатывается правильный алгоритм действий, позволяющий стремительней закончить этюд. Способность быстро работать очень ценна для художника, ведь хорошо отточенная техника и скорость - это всего лишь инструменты для лучшего выражения главной идеи.
Некоторые художники специально не берут на пленэр стул, потому что в сидячем положении дело продвигается медленно.
Влияние материалов на результат
Пленэр полезен с любыми художественными материалами. Не забываем, что "пленэр" переводится с французского как "на свежем воздухе". Чаще всего под этим термином подразумевается работа с цветом, но это не обязательно. Можно взять с собой небольшой альбом с бумагой и простой карандаш, и это будет супер полезная практика, которая поможет быстро улавливать пропорции и тон. Отличная тренировка перед выходом с красками.
Конечно, что бы преуспеть в какой либо технике, нужно в ней и работать. Я брала на пленэр разные материалы: масло, акварель, пастель, гуашь. Чаще всего материал выбирался в зависимости от удобства и условий, того какой вес я могу взять с собой.
Не нужно привязываться к чему-то одному и таким образом, ограничивать себя. Ведь в конечном итоге, важно передать впечатление от пейзажа или любой другой натуры. И пусть это будет нарисовано любым мелком, который попался под руку, чем вообще ничего не сделать только потому, что не удалось протащить любимые масляные краски.
Масло нравится мне больше всего, особенно на пленэре. На моем канале можно увидеть много акварели, и может сложиться впечатление, что это мой главный материал для работы, но я выбираю материал под задумку. Акварелью люблю писать натюрморты.
О водных техниках из книги "Пленэр":
"Акварель не зря считается среди художников самой капризной техникой. Малейшие неточности в рисунке или цветовых отношениях даже в благоприятных условиях оказываются серьезной проблемой при исправлении. Не случайно в последнее годы появилось несколько разновидностей смешанной акварельной техники (акварель с белилами, гуашью, темперой, акварель с пастелью, акварель с восковыми мелками, цветными карандашами и т.п)
На пленэре применялся все основные приемы работы акварелью: по-сырому, лессировка, живопись по сухой бумаге, "мозаичный набор". <...>
Гуашь, по сравнению с акварельными и масляными красками, в чистом виде редко применяют в учебной практике на пленэре, что обусловлено в основном специфической особенностью гуашевых красок изменять тон после высыхания красочного слоя."
Техника маслом не такая капризная, и позволяет очень быстро и достоверно передавать что угодно. Одно из преимуществ - это возможность работать на морозе.
А.А. Рылов писал: "Я обыкновенно отправляюсь на этюд на лыжах. Выбрав место, расставляю свой треножник с ящиком и этюдником и пишу стоя. Что бы руки дольше не зябли, натру их снегом и высушу карманными грелками. Это плоские металические коробочки с дырочками, оклеенные снаружи бархатом. в коробочках тлеет прессованный уголь. Мне приходилось писать при большом морозе - до 20 градусах и руки не зябли. Надо избегать писать при ветре, даже слабом. Но мне приходилось писать при 12 градусах с небольшим ветром. Через каждые десять минут я прерывал работу и бегал на лыжах, что бы согреться. От мороза краски стынут, густеют, надо их обязательно разжижать керосином"
А.А. Рылов жил и писал картины в начале прошлого века, был учеником А.И.Куинджи.
Сейчас брать с собой керосин конечно не надо, подойдет любой разбавитель для масла, только в большем количестве, чем обычно.
Но не все художники так любят зимний пленэр. И.И. Шишкин не считал обязательным выходить для этюдов в это время года, и мог пользоваться снимками зимних пейзажей.
Однозначно, с фотографией нужно уметь работать и в письмах художника можно найти замечания на этот счет:
«бездарный будет рабски копировать с фотографии все её ненужные детали, а человек с чутьём возьмет то, что ему нужно»
При этом, в теплые сезоны И. И. Шишкин ходил на пленэр каждый день и призывал к этому студентов:
«Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение... "
В следующей статье я постараюсь подробней описать процесс выполнения этюдов на пленэре. Желаю всем успехов и больше времени для творчества!