Найти тему

Как правильно читать романы — рассказывает профессор: чем полезна книга Томаса Фостера

Почему в романах, признанных гениальными, сплошь и рядом встречаются не просто раздражающие, а откровенно мерзкие герои? На что следует обратить внимание уже на первой странице романа? Почему не сто́ит доверять говорящему повествователю? А какие вообще существуют виды присутствия автора в тексте? —

Всё это лишь очень маленький круг вопросов, которые подробно и достаточно занимательно освещаются в книге литературоведа Томаса Фостера "Как читать романы как профессор".

Томас Фостер – профессор английского языка и литературы Мичиганского университета во Флинте, где он преподаёт курсы классической и современной художественной литературы, драмы, поэзии, а также литературного творчества. Я с его книгой познакомилась в январе этого года, впечатлилась и теперь обязательно буду читать и другие работы автора.

Большое достоинство этой книги — то, что написана она относительно несложным языком. Да, небольшая ориентация на студентов-филологов ощущается (возможно, это просто проф. деформация автора). И всё же книга может быть понятна и интересна людям без специального образования, которые просто любят чтение и хотят развивать свои читательские навыки.

Работа эта ни в коем случае не является учебником, и всё же прослеживается определённая система в том, как расположены главы. От экскурса в историю жанра романа мы переходим к тому, на что было бы неплохо обратить внимание в самом начале текста ("зачем романам первые страницы"). Затем подробно разбираются следующие темы (и в таком порядке):

- повествователи и точки зрения;

- манера, в которой автор рассказывает свою историю; средства, которые заставляют её звучать определённым образом;

- как изображены главные герои и второстепенные персонажи, что делает их живыми;

- функциональная роль отдельных глав в романе;

- место действия;

- эмблемы героев — значимые детали (значимые для развития сюжета или характеристики персонажей);

- авторский стиль (в частности, глава "Предложения длиной в жизнь");

- поток сознания, метапроза и интертекстуальность (в целом этим темам отводится несколько глав);

- откуда писатели берут идеи для романов;

- где вообще искать основную идею романа;

- концовки и почему они часто бывают мутными.

Уже из этого списка (а он не является точной копией оглавления этой работы) видно, что книга очень насыщенная. Но это не означает, что она трудна для восприятия. Автор использует минимум специальной терминологии и предпочитает объяснять на примерах из конкретных текстов.

Правда, определённые трудности могут возникнуть именно с текстами-примерами, т.е. с иллюстративным материалом. В основном здесь произведения англоязычной литературы 19 и 20 вв., изучением которых автор непосредственно и занимается. Здесь вы не встретите примеров из русской классики. Впрочем, из французской и немецкой тоже.

Но и в этом моменте можно найти плюсы. Так, после знакомства с этой книгой увеличился мой личный список книг к обязательному прочтению. Литературный кругозор (надеюсь) тоже расширился.

Добродушный разговор с читателем по душам, тонкий юмор - вот то, что отличает эту книгу. Томас Фостер много внимания уделяет именно психологии чтения, восприятию художественных текстов. Причём умеет сделать это так, что начинаешь задумываться о вещах, которые давно кажутся чем-то само собой разумеющимся.

"К вашему сведению, я никогда не был ни полковником какой-либо южноамериканской армии, ни кокеткой викторианских времён, ни странствующим рыцарем, ни рабом на плоту, ни найдёнышем восемнадцатого века, ни жителем резервации индейцев чиппева, ни солдатом вьетнамской войны, ни учителем английского языка в греческой мужской школе. Если бы представилась возможность, я бы, наверное, стал южноамериканской кокеткой, сплавляющейся на плоту, но такого просто не могло быть. С другой стороны, читая то один, то другой роман, я побывал всеми этими людьми. <...> Вот в чём одна из прелестей чтения".

В общем книгу Томаса Фостера "Как читать романы как профессор" однозначно рекомендую всем тем, кто хочет прикоснуться к литературоведению в увлекательной форме, узнать больше о важных авторах англоязычной прозы, получить дельные советы, как глубже понимать прочитанное.

Романы
1426 интересуются