Во время изучения художников всегда особенно интересно смотреть на ранние работы. Как правило, они еще не похожи на более поздние - знаменитые, которые впоследствии помещают в учебники. Однако если посмотреть на ранние работы можно узнать чуть больше о жизни и судьбе художника, а может и узнать в ранних поступях что-то личное... Сегодня будет история официальной первой самостоятельной картины Василия Сурикова.
Начать хочется с обозначения того, что в этом контексте следует считать первой. Это не детский и даже не подростковый рисунок, это не этюд, созданный во время обучения в школе. Это - первая работа, выполненная во время обучения в Академии Художеств, но вне программы. Да, у студентов-художников есть определенная программа и просто рисовать для души в стенах учебного заведения они не могут :) Все формальности соблюдены, начинаем:
В 1869 году двадцатилетний Василий Суриков приехал в Петербург. Пока не началась учёба в Академии художеств Василий жил у своего старшего друга и покровителя - Петра Ивановича Кузнецову. Пока Кузнецов хлопотал о помещении молодого таланта на учёбу, Василий помимо подготовки проводил время довольно весело: фланировал по Летнем саду, ездил на гуляния в Новой Деревне, катался в Петергоф, гулял по Царскому селу. Однако скоро заветное зачисление состоялось и впереди была сложная и насыщенная жизнь юного Василия, который еще и не думал о передвижничестве, о громких продажах и успешных выставках.
В первый год учебы Суриков посетил ежегодную академическую выставку в , целью которой была демонстрация успехов студентов учебного заведения. Там же экспонировались работы выпускников Академии. Словом, эти выставки были прекрасной возможностью экспонироваться и представить свои работы. Что мог увидеть на этой выставке юный Суриков? О, он увидел там будущий Олимп живописи, по картинам которых будут писать сочинения школьники еще много и много лет... Среди экспонентов были Иван Шишкин, Илья Репин, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Архип Куинджи и еще множество других, к которым судьба оказалась менее благосклонной.
Если вы долистали карусель с изображениями, то остановите своё внимание на последней картине: Куинджи "Вид Исаакиевского собора...".
Суриков писал в письме матери и младшему брату, что картины были такие превосходные, что он и описать не может, а также что может ходить на выставку хоть каждый день, ведь ему - ученику Академии - не нужно платить за билет. Также он пишет, что на следующий год и сам что-нибудь выставит из своих работ.
Почти ровно через год Василий Суриков снова пишет родителям об этой ежегодной выставке:
Теперь пишу картину, думаю поставить на годичную выставку у нас в Академии. Картина эта изображает Исаакиевский собор и памятник Петру Великому при лунном освещении. Она у меня выходит довольно удачно, и многие художники отзываются о ней в мою пользу...
Во-первых, эта работа была написана в обход учебной программе: Суриков писал её в свободное от ученических работ и постижения наук время. Во-вторых, композиция удивительно похожа на картину Куинджи, которая тоже изображает вид Исаакиевского собора при лунном освещении. Отличаются ракурсы, а также стаффаж*: Куинджи изображает одинокую лодочку на Неве, а Суриков добавляет к композиции сани, бороздящие снег.
Эту картину Василий показал своему покровителю Петру Кузнецовым. Произведение так понравилось ему, что тот сразу же отдал за картину 100 рублей** и увез её в Красноярск. С тех пор "первая самостоятельная картина" Сурикова хранится там - в Красноярском художественном музее, который теперь носит имя Василия Сурикова.
*Стаффаж - небольшие фигуры, оживляющие композицию и создающие среду для основных фигур.
** дополнительные 100 рублей к своему месячному содержанию (которое также платил Сурикову Кузнецов) означали, что на эти 100 рублей Суриков мог оплатить своё жильё ровно 10 раз: в те годы он снимал квартиру с товарищем и платил за неё 10 рублей в месяц.
В том же году Суриков написал второй вариант картины, так как первым удовлетворён не был. Во втором варианте он значительно улучшил композицию и работу с цветом. Сейчас второй вариант первой самостоятельной картины Сурикова хранится в Русском музее.