Найти тему

Гиперактивность / СДВГ и нарушение внимания. Какие симптомы, что делать?

Определить есть ли у ребенка гиперактивность, и есть ли в диагнозе СДВГ, может только медицинский работник. Это надо запомнить! Поскольку это реальное заболевание, психиатрическое расстройство, которое очень часто путают с личностными особенностями ребенка, естественными проявлениями психики, которые перерастают с возрастом.

Меня зовут Людмила Лобода, я детский и семейный психолог. Консультирую в Москве и по всему миру онлайн. Для записи на консультацию оставляйте запрос в комментариях, пишите на почту info@ludmilaloboda.ru

СДВГ? Да или Нет?

Если у ребенка проявляется гиперактивность на уровне физической активности, неусидчивости, импульсивности и повышенного эмоционального поведения, то вполне возможно, что факторами развития таких симптомов является воспитание, личностный темперамент ребенка, факторы социальной среды. Если такие проявления более-менее компенсируются на фоне развития ребенка, не мешают его образованию, общению внутри семьи и в быту, то ребенок постепенно перерастет этот кризис, состояние нормализуется, т.е. надо просто на время примириться с тем, что таким образом происходит его индивидуальный онтогенез (процесс развития).

Если ребенок разносит квартиру в пух и в прах, не хочет учиться (для дошкольников) и не делает уроки (для школьников), много дерется и часто бывает агрессивен, то имеет смысл показать ребенка психиатру, который поможет выявить есть ли одна из форм СДВГ у ребенка (всего их 3):

1. С преобладанием расстройства дефицита внимания

2. С преобладанием гиперактивности

3. Смешанная форма

Не все симптомы могут быть выражены одновременно. Может присутствовать и всего один из вышеуказанных.
Не все симптомы могут быть выражены одновременно. Может присутствовать и всего один из вышеуказанных.

СДВГ. Симптомы у детей

В мире СДВГ выявляют у каждого десятого ребенка, по статистике российской медицины – у каждого двадцатого ребенка в возрасте 5-15 дет диагностирован СДВГ. 90-95% детей с СДВГ – мальчики.

До 75% детей с СДВГ сохраняют свое заболевание во взрослом возрасте, что связано с низким процентом длительной по времени коррекции заболевания.

Синдром СДВГ у детей можно определить примерно с 4-5 лет, реже можно заметить его у детей, начиная с года-двух. Обычно такие малыши очень гиперактивны. Не могут сидеть неподвижно даже несколько минут, не могут дождаться своей очереди. Их мышечный тонус повышен. Присутствует дефицит внимания. Часто такие дети испытывают нетерпение, гнев, враждебность к другим детям и взрослым нередки вспышки длительных истерик и капризов. Такие дети имеют ярко выраженные нарушения сна (рано отказываются от дневного сна в дошкольном возрасте, плохо засыпают и мало спят в ночное время).

Также симптомы, которые сопровождают СДВГ:

· Нарушение речи (ее отсутствие до 3-4-5 лет, слишком быстрая или слишком медленная, с ошибками)

· Нарушение координации движений, суетливость

· Различные тики

· Первичный или вторичный энурез.

У девочек СДВГ выявляют реже в связи с тем, что они более спокойны в физической активности, в то же время много девочек, которые не диагностированы имеют дефицит внимания, имеют проблемы с обучением.

-3

СДВГ. Симптомы у подростков

У подростков к детским симптомам могут добавиться различные фобии, расстройства настроения и поведения, плохая успеваемость в учебном заведении, проблемы общения и социальная изоляция. Сюда же следует отнести проблемы с употреблением запрещенных веществ, криминальное поведение и поступки, конфронтацию со взрослыми.

Что делать родителям детей с СДВГ?

В первую очередь нужно перестать бояться врачей - психиатров и нейропсихологов, которые реально могут помочь в такой непростой ситуации. Родителям детей с СДВГ приходится переживать примерно тот же уровень стресса, который проживают родители детей со слабоумием, аутизмом, биполярным расстройством личности.

Во-вторых, нужно снизить агрессию к ребенку и перестать ругать, шлепать и наказывать ребенка. Иначе это будет усугублять ситуацию.

В третьих, не сравнивайте ребенка ни с кем, не манипулируйте им, вызывая чувство вины, не требуйте взрослого адекватного поведения, но в то же время говорите с ним, объясняйте, что плохо, а что хорошо.

В четвертых. Проводите короткие, но емкие занятия, развивая интеллект ребенка. Старайтесь, чтобы ребенок проговаривал свои эмоции и учите его управлять собой.

В пятых. Запишите ребенка на нейропсихологическую психокоррекцию – комплексную программу, которая включает работу с нейропсихологом как для ребенка, так и для его родителей. В программу включаются как психомоторные, аутомануальные упражнения, дыхательная гимнастика, занятия на развитие пространственных и когнитивных способностей, поведенческая коррекция, развитие эмоционально-волевой сферы и пр.

Дополнительно рекомендую к чтению статьи:

Благодарю, что дочитали до конца. Буду рада видеть Вас в числе подписчиков моего канала, содержащего интересную и полезную информацию по психологии для детей и взрослых. Напоминаю, что консультирую в Москве, а также по всему миру онлайн. Для записи на консультацию оставляйте запрос в комментариях, пишите на почту info@ludmilaloboda.ru

Здоровья Вам и Вашим детям!