Найти тему

История кино. Джалло – смесь триллера, детектива и секса…. Часть 3. Лучшие джалло. Звезды жанра.

Оглавление
Барбара Буше в джалло "Красная королева убивает семь раз"
Барбара Буше в джалло "Красная королева убивает семь раз"

Заканчиваю свое повествование о жанре «джалло», начатое в предыдущих частях:

Все фильмы в жанре джалло можно поделить на плохие, очень плохие и несколько картин, на которые можно потратить полтора часа свободного времени. Джалло и хорошее кино – понятия почти непересекающиеся, поскольку этот жанр не про кино, а про бабки.

Из тех джалло, которые стоит посмотреть, чтобы на практике разобраться с этим жанром, назову следующие:

«Шесть женщин для убийцы» (1964) Марио Бавы,

«Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970) Лучано Эрколи,

«Странный порок госпожи Уорд» (1971) Серджо Мартино,

«Хвост скорпиона» (1971) Серджо Мартино,

«Кровавый залив» (1971) Марио Бавы,

«Ирис в крови» (1972) Джулиано Карнимэо

кадр из фильма "Шесть женщин для убийцы"
кадр из фильма "Шесть женщин для убийцы"

«Шесть женщин для убийцы» - первый джалло (с оговорками, о которых я говорил в во 2 части статьи), но первый блин не вышел комом.

Это стильный и красочный фильм, с весьма запоминающейся музыкой Карло Рустикелли, в нем есть интрига и саспенс. Кино очень хорошо сделано. Даже я, непрофессионал, вижу, как постарались оператор и режиссер в этом фильме.

Фильму более полувека, а он не выглядит устаревшим, что в случае триллеров и фильмов ужасов встречается нечасто.

Сьюзан Скотт (слева) и Дагмар Лассандер в фильме «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений»
Сьюзан Скотт (слева) и Дагмар Лассандер в фильме «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений»

«Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» – неплохой образец джалло без горы трупов. В фильме есть более-менее вменяемый сценарий, нет разнузданной эротики, когда героини раздеваются без всякого повода в каждом втором эпизоде, и собран неплохой актерский состав, в котором солируют две красотки - Дагмар Лассандер и Сьюзан Скотт.

Учитывая, что в фильме звучит подходящая для джалло музыка Эннио Морриконе, можно сказать, что плюсов у картины вполне достаточно, чтобы не пройти мимо.

Рекламный плакат фильма "Кровавый залив" ничуть не обманывает...
Рекламный плакат фильма "Кровавый залив" ничуть не обманывает...

«Кровавый залив» Марио Бавы – это долгожданное возвращение «дедушки» джалло к первоистокам. И возвращение поистине триумфальное!

Баве удалось буквально за копейки снять образцовую резню, в ходе которой убивают 13 человек! И главное – на экране мы видим не туповое "мочилово" в духе «Пятницы 13-е», убийства ради убийств. Каждая киносмерть в этом фильме вполне мотивирована.

Декстер? - Нет, итальянский актер Клаудио Камазо!
Декстер? - Нет, итальянский актер Клаудио Камазо!

Особенно следует отметить работу режиссера по части разнообразия способов лишения жизни – в этом аспекте «Кровавый залив» вне конкуренции среди фильмов этого жанра. Но и в целом сюжет триллера производит приятное впечатление, как и его «картинка» (снятая Бава в качестве оператора), да и актерский состав (Клодин Ожер, Луиджи Пистилли, Леопольдо Триесте, Лаура Бетти и похожий на Декстера Клаудио Камазо).

Общий вывод: шикарное джалло! Абсолютная классика!

кадр из фильма "Странный порок госпожи Уорд"
кадр из фильма "Странный порок госпожи Уорд"

«Странный порок госпожи Уорд» нужно смотреть ради Эдвиж Фенек в ее лучшей форме, которую она охотно демонстрирует, и образцового саундтрека Норы Орланди, но это отнюдь не все достоинства «Порока».

-7

Это отличный образец классического джалло: неизвестный убийца начинает резать полуобнаженных девушек с первых минут фильма; негодяй, который преследует героиню – самый харизматичный злодей во всем жанре (Иван Рассимов); «по запросам зрительниц» в кино участвует красавец Джордж Хилтон; герои фильма живут в мире полного и всепоглощающего гламура, а финал фильма просто сносит крышу у зрителя…

Луиджи Пистилли и Альберто де Мендоса в фильме "Хвост скорпиона"
Луиджи Пистилли и Альберто де Мендоса в фильме "Хвост скорпиона"

«Хвост скорпиона» - второй джалло-фильм в карьере С.Мартино. Он несколько уступает «Госпоже Уорд», но фильм выделяется среди череды итальянских триллеров весьма увлекательной детективной интригой. При его просмотре скучно точно не будет.

В главных ролях настоящий интернационал: уругваец Джордж Хилтон, шведка Анита Стриндберг, аргентинец Альберто де Мендоса и итальянец Луиджи Пистилли. Впрочем, подобные сборные солянки были весьма характерны для джалло.

кадр из фильма "Ирис в крови"
кадр из фильма "Ирис в крови"

«Ирис в крови» имеет и другое название - «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?».

В этом кино вновь встретились Фенек и Хилтон. Сюжет фильма не особо оригинален и вращается вокруг расследования убийств молодых женщин загадочным маньяком, который явно неравнодушен к героине Эдвиж Фенек.

Это не шедевр, но кино сделано вполне добротно и все элементы джалло в нем присутствуют.

Фильмы, которые ошибочно причисляются к джалло

-10

Как я уже упоминал, не всякий итальянский триллер конца 60-х — 70-х это джалло. Здесь в полной мере действует принцип: каждый джалло — итальянский триллер, но не наоборот. И уже тем более не могут быть джалло фильмы без саспенса, которые вовсе не являются триллерами. Тем ни менее, на практике десятки криминальных итальянских картин такой влиятельный ресурс как Википедия (как русская, так и англоязычная) называют джалло, чем запутывают любителей кино.

кадр из фильма "Топор для новобрачной"
кадр из фильма "Топор для новобрачной"

«Топор для новобрачной» (1970) Марио Бавы

Фильм, который вначале несколько напоминает джалло за счет убийств красивых женщин (хотя убийца не прячется от зрителей) и гламура, довольно быстро оборачивается фильмом ужасов с мистической начинкой. Умершая жена главного героя – убийцы упорно преследует мужа, куда бы он ни направился. В джалло такого не может быть по определению.

"Изгибы плоти"
"Изгибы плоти"

«Изгибы плоти» («В складках плоти», In the folds of the Flesh (1970) Серджо Бергонзелли – весьма странный фильм про сумасшедшую семейку убийц.

На некоторых ресурсах в Сети можно встретить упоминание, что это джалло, но здесь нет никакой детективной основы! Убийцы очевидны любому зрителю. Триллера в фильме тоже не просматривается. Единственное, что напоминает здесь о джалло – безумно закрученная концовка. По жанру этот фильм - криминальная драма.

Орнелла Мути в "Идеальное место для убийства"
Орнелла Мути в "Идеальное место для убийства"

«Идеальное место для убийства» (1971) Умберто Ленци

Данный фильм тоже криминальная драма, своеобразный итальянский нуар. Тайна в фильме есть, но триллером здесь почти не пахнет.

Кино примечательно участием юной Орнеллы Мути, которая появляется в ряде сцен не совсем одетой. По нынешним временам создателей этого фильма могли бы посадить на приличный срок, но 50 лет назад нравы были другие.

Томас Милиан в фильме "Заказанная жертва"
Томас Милиан в фильме "Заказанная жертва"

«Заказанная жертва» (1971) Маурицио Лучиди

Не самый плохой фильм с весьма харизматичными Томасом Милианом и Пьером Клементи по своему жанру является криминальной драмой, с небольшой добавкой триллера. Но джалло здесь не ночевало, поскольку как таковой детективной основы в этом кино нет. Кто убил – очевидно.

Концовка несколько неожиданная (похожая на джалло), что, вероятно, и вводит людей в заблуждение.

кадр из фильма "Дьявол с семью лицами"
кадр из фильма "Дьявол с семью лицами"

«Дьявол с семью лицами» (1971) Освальдо Чивирани

В главных ролях джалло-актеры Кэррол Бейкер и Джордж Хилтон, но сам фильм не триллер, а криминальный фильм о разборках воров и бандитов. Все действие крутится вокруг похищенного бриллианта. В кино практически нет саспенса, и отсутствует как таковая загадка преступления.

"глаза страха" Джованны Ралли
"глаза страха" Джованны Ралли

«Холодные глаза страха» (1971) Энцо Дж. Кастеллари

Триллер, снятый итальянцем на современную тематику, так и просится на полочку с дисками «джалло», но «Холодные глаза страха» на эту полочку ставить не надо. В нем нет детективной основы. Преступники в кино известны изначально. Поначалу непонятен мотив преступления, но вскоре зрителю рассказывают и про него.

в "Дублере" одну из главных ролей сыграла недавно вернувшаяся в кино Лючия Бозе
в "Дублере" одну из главных ролей сыграла недавно вернувшаяся в кино Лючия Бозе

«Дублер» (1971) Ромоло Гуэрриери

Фильм, похожий на джалло наличием Жана Сореля и нескольких неодетых красоток, на самом деле является детективом с флэшбеками. Это не триллер.

"Нож для колки льда"
"Нож для колки льда"

"Нож для колки льда" (1972) Умберто Ленци

Ленци - тот человек, с которого начинался жанр. Но в данном случае режиссер отошел от канонов жанра, который сам разрабатывал. Джалло немыслимо без эротики – хотя бы легонькой, еле ощущаемой. В «Ноже» ее нет совсем, несмотря на участие Кэрролл Бейкер, которая во всех трех предыдущих фильмах у этого режиссера раздевалась много и охотно.

В джалло должна быть красивая жизнь. В этой картине Ленци ее почти нет – из ее атрибутов только большой загородный дом, где происходит действие. С саспенсом тоже проблемы, поскольку в этом фильме акцент сделан на детективное расследование.

Поскольку дело в происходит в замкнутом пространстве дома и количество подозреваемых ограничено, фильм сильно напоминает английский детектив в духе Агаты Кристи. Но и в качестве детектива его сложно воспринимать серьезно, поскольку разгадка преступлений весьма примитивная и надуманная. В итоге фильм застрял где-то на полдороге между джалло и детективом Агаты Кристи. Ни рыба ни мясо.

героиня "Убийства по телефону" увидела "доброе" лицо Телли Саваласа
героиня "Убийства по телефону" увидела "доброе" лицо Телли Саваласа

«Убийство по телефону» (1972) Альберто Де Мартино не имеет практически ни одного признака джалло. В нем нет саспенса, нет детективной основы, нет эротики, нет вменяемого сценария — с тем, что происходит в фильме, не смогли разобраться даже создатели этого кино.

такой действительно будет убивать снова и снова...
такой действительно будет убивать снова и снова...

«Убийца должен убить снова» (1973, вышел в прокат в 1975) Луиджи Коцци

Неплохой, хотя и не сильно динамичный триллер трудно пробивался на экран из-за тесной связи секса и насилия. Что-то цензорам в фильме не понравилось, хотя в нем не было ничего из ряда вон выходящего для тех лет.

«Убийца» - не джалло, поскольку здесь нет никакой детективной основы. Создатели кино сразу открывают все карты перед зрителем: нам показывают как муж (Джордж Хилтон) для убийства жены нанимает случайно встреченного маньяка (Антуан Сен-Джон). Единственное, что остается неясным: удастся ли преступникам осуществить задуманное? Это история в духе французского «Лифта на эшафот», приправленная эротикой.

Марио Адорф и Джованна Ралли в "Полиция просит помощи"
Марио Адорф и Джованна Ралли в "Полиция просит помощи"

«Полиция просит помощи» («Что они сделали с вашими дочерьми?», 1974) Массимо Далламано по какому-то странному недоразумению называется англоязычной Вики джалло, хотя это типичный итальянский криминальный фильм тех лет, в которой полиция ведет борьбу с организованной преступностью.

"Аромат дамы в черном"
"Аромат дамы в черном"

«Аромат дамы в черном» (1974) Франческо Барилли

Этот триллер несколько напоминает джалло, но по своему содержанию это чистый хоррор. Главной героине (Мимзи Фармер) мерещится умершая «дама в черном» и это отнюдь не ее глюки. Да и концовка этого кино настолько ужасающая, что только из-за нее фильм стоит отнести к хоррорам.

«Дом со смеющимися окнами» (1976) Пупо Авати

Это скорее детектив, чем триллер, без гламура и эротики. Никакого отношения к джалло «Дом» не имеет. Концовка у фильма настоящий «шедевр», достойный Дарио Ардженто. Когда молодой мужчина пытается спастись от двух старых бабок с ножом, то даже в самом «глубинном» зрителе неизбежно проснется внутренний Станиславский и закричит: да что же вы за дурь мне показываете!?….

Звезды джалло

Кэррол Бейкер (1931 года рождения)

-23

Американка Бейкер в Голливуде стала звездой, снявшись в 50-60-е годы в главных ролях в нескольких весьма известных картинах: «Гигант» (1956), «Большая страна» (1958), «Как был завоеван Дикий Запад» (1962), «Воротилы» (1964). В конце 60-х она по примеру многих своих соотечественников отправилась работать в Италию, где стала одной из главных звезд джалло - триллеров. По сути, с нее начинался жанр. Она снялась в большинстве ранних джалло.

На ее счету «Нежные руки Деборы» (1968), «Оргазмо» (1969), «Такая нежная… такая развратная» (1969), «Паранойя» (1970), «Цветок с железными лепестками» (1973), а также детектив, который причисляют к джалло - «Нож для колки льда» (1972) и криминальный фильм «Дьявол с семью лицами» (1971).

Жан Сорель (1934 г.р.)

-24

Французский мегакрасавчик Жан Сорель в итальянском фильме конца 60-х – начала 70-х сразу вызывает подозрение, что мы смотрим джалло. Учитывая гламурный характер жанра, востребованность Сореля в этих фильмах легко объяснима. Сорель был красив как Аполлон или Делон, но в отличие от другого эталонного французского красавца Делона обладал более аристократичной внешностью.

-25

Обычно в джалло он играл негодяев, чьи злодейства до финала успешно маскируются его благородной внешностью: «Нежные руки Деборы» (1968), «Паранойя» (1970), «Лисица с бархатным хвостом» (1971)… Но были на его счету и более положительные герои: например, в «Ящерице под женской кожей» (1971).

Снимался Сорель также в джаллоподобных триллерах, которые иногда относят к джалло: «Одна на другой» (1969), «Убей откормленного теленка… (1970), «Дублер» (1971). Он также сыграл главную роль в необычном детективе «Короткая ночь стеклянных кукол» (1971), где его герой ведет расследование после своей фактической смерти (он находился в какой-то мистической коме).

Эдвиж Фенек (1948 г.р.)

-26

Увидев красотку Фенек в фильме 70-х годов, вы можете быть практически уверенным, что смотрите итальянский триллер или секс-комедию по-итальянски. Если в кино с Фенек кого-то убивают – это триллер. Если рядом с Фенек Лино Банфи или Ренато Поццетто – это комедия.

-27

В фильмографии Фенек 5 джалло: «Странный порок госпожи Уорд» (1971), «Ирис в крови» (1972), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Глаз черного кота» (1972), «Разденься для убийцы» (1975) и фильм Марио Бавы, который ошибочно относят к джалло: «Пять кукол для августовской луны» (1970).

-28

Лучшая роль Фенек в джалло - «Странный порок госпожи Уорд». Вся сущность ее героини выражена в одном из писем, которое написал госпоже Уорд бывший любовник: «Худшая часть тебя – лучшее, что в тебе есть. И эта часть всегда будет моей». «Ирис в крови» с Фенек не столь хорош, но и это кино вполне пригодно для просмотра.

Джордж Хилтон (1934-2019)

-29

Ставший одним из многочисленных клонов Клинта Иствуда в жанре итальянского вестерна, красавец-мужчина Джордж Хилтон родился в далеком Уругвае, где его знали как Хорхе Хилл Акоста и Лара.

Столь экзотическое место рождения не помешало ему ловко управляться с седлом и револьверами на просторах Испании под руководством итальянских режиссеров.

-30

Из седла Хилтону удалось легко перескочить в амплуа сомнительного красавчика в джалло-фильмах и триллерах, напоминающих джалло, коих в его биографии насчитывается чуть менее десятка:

«Нежные руки Деборы» (1968), «Странный порок госпожи Уорд» (1971), «Хвост скорпиона» (1971), «Дьявол с семью лицами» (1971), «Ирис в крови» (1972), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Два лица страха» (1972), «Убийца должен убить снова» (1975).

Лучшие роли Хилтона в настоящих джалло - «Странный порок госпожи Уорд», «Хвост скорпиона» и «Ирис в крови».

Ниевес Наварро, известная также под псевдонимом Сюзан Скотт (1938 г.р.)

-31

В 60-е Ниевес снималась в итальянских вестернах, в начале 70-х переключилась на джалло, а закончила карьеру участием в эротических поделках.

В ее биографии 5 джалло: «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970 (за режиссера этого фильма - Лучано Эрколи Ниевес вышла замуж), «Смерть ходит на высоких каблуках» (1971), «Смерть приходит в полночь» (1972), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Танцевальные па по лезвию бритвы» (1973).

"Смерть ходит на высоких каблуках"
"Смерть ходит на высоких каблуках"

Ее лучший джалло - «Смерть ходит на высоких каблуках». В этом кино Ниевес «слегка за 30» и в роли стриптизерши она выглядит весьма эффектно, демонстрируя зрителям все грани своего таланта...

"Смерть приходит в полночь"
"Смерть приходит в полночь"

В фильме своего мужа Л.Эрколи «Смерть приходит в полночь» Наварро сыграла свою лучшую роль, хотя само кино не лучший образец триллера. Странно одно: в этом фильме не только сама Ниевес ни разу не сбросила одежду, что для нее было нехарактерно, но в нем вообще не было никакого намека на эротику. По этой причине этот джалло получился каким-то недоделанным. Как жареная картошка без соли или каша без масла…

Иван Рассимов (1938 – 2003)

-34

Итальянский актер славянского происхождения обладал образцовой внешностью харизматичного негодяя, что ценили создатели джалло, спагетти-вестернов и фильмов ужасов.

-35

Рассимов часто снимался в джалло у режиссера Серджо Мартино («Странный порок госпожи Уорд» (1971), «Глаз черного кота» (1972) и «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), а также сыграл в триллерах «Белое одеяние для Мариале» (1972) и «Спазм» (1974).

Луиджи Пистилли (1929-1996)

-36

Пистилли имел такую же злодейскую физиономию, как и Рассимов, но более средиземноморскую. В Италии он считался хорошим театральным актером, но стал известным в мире благодаря участию в вестернах Серджо Леоне (он сыграл харизматичного бандита в «На несколько долларов больше» и священника – брата Туко в «Хорошем, плохом, злом»).

В фильмах джалло характерное лицо Пистилли оказалось весьма востребованным: «Нежные руки Деборы» (1968), «Хвост скорпиона» (1971), «Игуана с огненным языком» (1971), «Кровавый залив» (1971), «Белое одеяние для Мариале» (1972) «Глаз черного кота» (1972).

Наиболее запоминающаяся роль у Луиджи в последнем из этих фильмов, где он сыграл спивающегося писателя, которого подозревают в жестоких убийствах.

Анита Стриндберг (1937 г.р)

-37

Красивая шведка Стринберг стала известной актрисой в Италии в начале 70-х благодаря своим ролям в итальянских триллерах и детективах, среди которых было несколько джалло: ««Ящерица под женской кожей» (1971), «Хвост скорпиона» (1971), «Глаз черного кота» (1972), «Кто видел ее смерть?» (1972).

Лучший джалло-фильм в карьере Стриндберг - «Хвост скорпиона» (1971) С.Мартино, где ее партнером был Джордж Хилтон.

Марина Малфатти (1933-2016)

-38

Малфатти - итальянская актриса, которая стала сниматься в 60-е годы, а известность получила в фильмах джалло: «Ночью Эвелин вышла из могилы» (1971), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Красная королева убивает семь раз» (1972).

Появилась Малфатти и в джалло «Семь окровавленных орхидей» (1972), но ее героиню по-быстрому убили, поэтому роль оказалась откровенно эпизодической.

-39

Был в ее биографии также фильм «Трава, окрашенная в красный цвет» (1973). Это не джалло, а какой-то жуткий безжанровый трэш, рядом с которым самое примитивное джалло выглядит как нормальное кино. Что любопытно, но помимо Малфатти в этой жути снялся и певец Лучо Далла, который через 5 лет станет самым популярным автором-исполнителем Италии (кантауторе).