Во второй части статьи я продолжаю рассказ о жанре джалло - итальянских триллеров.
Начну свое повествование с творчества Дарио Ардженто, который по непонятной для меня причине причисляется к создателям джалло-триллеров.
Джалло и ардженто
Дарио Ардженто – это режиссер, а ардженто – это поджанр триллера. Дарио не снимал собственно джалло – как утверждают те, кто не понимает, что это за киноблюдо. Он экранизировал криминальные истории, не обращая внимания на каноны джалло. Иногда его фильмы сильно напоминали классическое джалло, но чаще не имели с жанром почти ничего общего.
Заслуга Ардженто для джалло в том, что он сделал итальянские триллеры популярными, что привело к всплеску производства как джалло-фильмов, так и похожих на них картин. Его первая картина «Птица с хрустальным оперением» (1970) заняла в прокате Италии 13-е место, что было отличным результатом для дешевого триллера. Ничего подобного фильмы этого жанра ранее не добивались.
Успех «Птицы с хрустальным оперением» лежит в удачном соединении нескольких компонентов: добротная детективная история, приятный главный герой и напряжение, которое действительно присутствует в фильме.
Надо понимать, что все это снято задолго до «Хеллоуинов» и прочих «пятниц, 13-е». В те годы маньяки были для широкой публики в диковинку и сцены перед нападением загадочного убийцы действительно волновали зрителя. Ардженто снял детективный триллер, напоминающий джалло за счет наличия маньяка в перчатках, который нападает на красивых девушек, а также глупейшего, но неожиданного финала. Ни эротики, ни красивой жизни в «Птице» нет, а без них какое джалло?...
Следующий его фильм – «Кошка о девяти хвостах» (1971) – такой же детективный триллер, как и «Птица». В центре сюжета – 2 детектива-любителя: журналист и слепой инвалид. Единственное, что объединяет этот фильм с джалло – саспенс и таинственный убийца, чьи злодеяния смакует режиссер. Эротика в «Кошке» такая беспомощная, что можно сказать, что ее нет.
«Четыре мухи на сером вельвете» (1971) Ардженто больше напоминают джалло, чем его первые фильмы, но к классике этого жанра «Мух» не отнесешь. Эротики там с гулькин нос, гламура нет. Завязка настолько абсурдная, что даже трудно вспомнить что-то столь же глупое в каком-либо другом кино.
Концовки фильмов у Ардженто тоже были на загляденье: ничего бредовее финала «Птицы с хрустальным оперением» вы не видели и вряд ли увидите. Но итальянцам абсурд от Ардженто нравился. «Кошка о девяти хвостах» заняла в прокате 1971 года 8-е место, «Четыре мухи на сером вельвете» 12-е в 1972-м. Эти результаты были намного лучше, чем у любого джалло-фильма в истории.
В «Кроваво-красном» (1975) Ардженто вновь далеко уклонился от протоптанной коллегами джалло-дорожки. Этот фильм по содержанию сильно напоминает его же «Птицу с хрустальным оперением», а по жанру представляет собой чистейший детектив.
С джалло это кино роднит лишь неутомимый маньяк в черном плаще, который периодически возникает из ниоткуда и исчезает в никуда, да повышенное внимание режиссера к сценам убийств.
Краткая история появления джалло
Отцом жанра считается Марио Бава, снявший 2 фильма, которые считают прото-джалло: «Девушка, которая много знала» (1963) и «Шесть женщин для убийцы» («Кровь и черные кружева», 1964). Но насчет отца я как-то сомневаюсь, по мне Бава – это все-таки дед джалло, а не папа. В реальности у джалло не было папы – оно сын полка.
В первой картине Бавы, которая имеет некоторое отношение к рассматриваемой теме - «Девушка, которая много знала» (1963) под песни Челентано разворачивается загадочная история с убийствами и поиском преступника «девушкой, которая много знала». Это больше похоже на классический детектив, чем на будущее джалло.
«Шесть женщин для убийцы» Бавы содержит элементы как джалло, так и детектива, но заканчивается фильм как чистый джалло-триллер. В нем есть саспенс, по-настоящему смакуются действия убийцы, имеется и гламур, поскольку действие разворачивается в интерьерах дома высокой моды, а жертвы – манекенщицы.
Убийца ходит в чулке на голове, чтобы его не узнали зрители, что было новшеством для того времени и позднее маска на голове станет часто встречаться в джалло. Преступление раскрывает не полицейский, который ведет следствие, а сами преступники (!), которые признаются нам в содеянном. И финал у картины весьма неожиданный. Если бы Бава добавил в фильм немного эротики (ее там с гулькин нос), то получился бы вполне канонический джалло.
Кстати, есть джалло «Пять женщин для убийцы» (1974) Стельвио Масси – в этом фильме с эротикой все в порядке.
Почему я не считаю Баву отцом джалло, хотя именно он снял первый джалло-фильм? Показать образец того, как можно снимать триллеры по-новому — это одно, а запустить моду на них — более сложная задача. За появление моды на итальянские вестерны отвечает Серджо Леоне, а был ли такой человек в джалло? - Нет.
«Шесть женщин для убийцы» Бавы прошли в прокате Италии очень плохо. Зрителей не привлекла история с массовыми убийствами красивых девушек, поэтому после выхода первого джалло итальянские продюсеры не бросились снимать аналогичные истории. Моды на подобные фильмы в то время не возникло. В следующие несколько лет выходили отдельные фильмы, несколько напоминающие творение Бавы, но и только.
Например, сильно напоминает «Шесть женщин для убийцы» картина «Лезвие пронзает плоть» (1966) Э.Скардамалья, но ее правильнее отнести к жанру фильмов ужасов, поскольку резня в загородном замке в этом кино происходит в прошлом веке, а эротики в фильме нет вовсе.
Настоящее рождение джалло как жанра произошло в самом конце 60-х – в период 1968-1970 гг.
Ретроспективно мы можем сказать, что именно в это время ряд режиссеров сняли криминальные фильмы с детективной основой, которые имели некоторые общие черты (смотрите признаки джалло в первой части этой статьи). Этими людьми были Ромоло Гуэррьери, Антонио Маргерити, Лучио Фульчи, Марио Бава, Джулио Квести (если за этим именем не скрывался другой режиссер), Умберто Ленци...
Все они на самом деле снимали джалло в том значении этого слова, которое использовалось самими итальянцами, но не все эти картины мы сегодня можем отнести к джалло как новому киножанру, который придумали зарубежные критики.
«Смерть, снесшая яйцо» Джулио Квести (вышла на экраны в январе 1968-го) объединила Джину Лоллобриджиду, Жан-Луи Трентиньяна и многообещающую молодую мегакрасотку Еву Аулин.
Этот странный фильм очень напоминает ранние джалло, которые чуть позднее будет снимать Умберто Ленци, но в нем так много всего намешано (фантастика, триллер, детектив, производственное кино), а убийства, совершенные главным героем, в реальности оказываются вымыслом, что просто невозможно отнести это кино к одному жанру. Это странный киномикс с неожиданной концовкой, хотя в итальянской и англоязычной Вики данный фильм все-таки обозвали джалло…
«Обнаженная… для убийства» (Nude… si muore, премьера состоялась в феврале 1968 года) поставлена Энтони Доусоном (он же итальянец Антонио Маргерити). Один из сценаристов — Марио Бава.
Возможно, из—за участия Бавы фильм сильно похож на «Шесть женщин для убийцы». Это первое 100 % джалло и прямо в его названии отражены сразу 2 элемента жанра.
«Нежные руки Деборы» (премьера - март 1968) Ромоло Гуэррьери с тремя классическими джалло-актерами (Кэролл Бейкер, Жан Сорель и Джордж Хилтон) поначалу притворяется мелодрамой и ничем не напоминает триллер, но ближе к концу оборачивается джалло, в котором для зрителя припасено целых 2 ложных финала. Этот вид джалло можно условно назвать «джалло без горы трупов», поскольку убийство в нем только одно и происходит оно за несколько минут до конца.
«Черная вуаль для Лизы» («Смерть не имеет пола», август 1968) Массимо Далламано называют джалло-фильмом, хотя первая половина этого кино – чистый детектив, а вторая, в которой муж-полицейский заказывает преступнику убийство своей жены – скорее драма, чем триллер.
«Куколка сатаны» (июнь 1969) Феруччо Касапинта - джалло в готическом интерьере. Действие происходит в средневековом замке, но со всеми современными удобствами. Все составные части джалло в фильме присутствуют.
«Двуликий» («Лицо в темноте», июль 1969) Риккардо Фреда. Фильм – немецко-итальянский, но один из сценаристов – итальянец Лучио Фульчи.
Эротика в фильме есть, красивая жизнь есть, криминальная история имеется, а вот триллера как такового нет. Это детектив. В Германии он имел некоторый успех в прокате, но в Италии его не заметили.
«Одна поверх другой» («Одна на другой», август 1969) Лучио Фульчи с участием Жана Сореля и Маризы Мелл – триллер, который поначалу сильно напоминает типичный джалло. И концовка у него тоже вполне вписывается в стандарты жанра. В этом кино много обнаженных женщин, есть саспенс и красивая жизнь, но содержание этого триллера все-таки не позволяет отнести его к настоящим джалло.
Сюжет закручен вокруг криминальной аферы группы лиц, в результате которой невиновный человек должен быть казнен за преступление, которого он не совершал. Как таковой детективной интриги здесь нет, поскольку преступление застряло на стадии покушения, а без криминальных трупов не может быть джалло. Это история в духе Хичкока, но снятая в стиле зарождающегося джалло.
Итальянский режиссер Умберто Ленци за полтора года сделал целых 3 триллера с американской актрисой Кэролл Бейкер: «Оргазмо» (премьера - февраль 1969 года), «Такая нежная… такая развратная» (октябрь 1969), «Паранойя» (февраль 1970).
Во всех из них саспенс достигается не за счет убийств, а за счет угрозы жизням главных героев, которая возрастает к финалу. При этом до самого конца не очень понятно, чем все закончится. «Такая нежная… такая развратная» и «Паранойя» я считаю джалло, а вот насчет «Оргазмо» у меня есть сомнения. Хотя там и есть детективная основа, но она какая-то хлипкая.
«Убей откормленного теленка и зажарь его» (премьера - февраль 1970) Сальваторе Сампьери.
Лучшее в этом фильме – это название и музыка Морриконе. Джалло здесь практически не пахнет. Жанр у фильма крайне неопределенный. Очевидно одно - это невыразимо скучная криминальная история.
«Пять кукол для августовской луны» (март 1970) Марио Бава
Фактический основатель джалло в этом фильме отнюдь не стал развивать свои находки, которые продемонстрировал в «Шесть женщин для убийцы». Эту картину по какому-то недоразумению относят к джалло, хотя это даже не триллер.
Фильм снят по слегка модернизированному роману Агаты Кристи «Десять негритят», но это и не детектив, поскольку Бава не относится серьезно ко всему происходящему в фильме. Кино напоминает пародию на триллер. Убийства происходят под веселенькую музыку Пьеро Умилиани, а сами убийства зрителю не показываются – вероятно, чтобы из-за них не нарушалась легкая атмосфера этого фильма. Из примет джалло имеются только убийства, эротика и гламур, но сами по себе они не делают «Кукол» джалло-фильмом.
«Два трупа для убийцы» (июнь 1970) Альфонсо Брешия
Это триллер, но не джалло. В фильме нет детективной основы, хотя определенная загадка присутствует. Лучшее в этом кино – неожиданный и весьма забавный финал, который украсил бы любой джалло-фильм. Один из запоминающихся эпизодов в самом конце был позаимствован самим Дарио Ардженто для своей ленты «Четыре мухи на сером вельвете».
Итак, за три года (1968-1970) в Италии было выпущено достаточно много разноплановых итальянских триллеров. Два из них были замечены публикой на Апеннинах: «Одна на другой» - 39-е место в прокате и «Нежные руки Деборы» - 70-е. Для фильмов, которые были рассчитаны исключительно на взрослую аудиторию – это неплохие результаты, но они явно не могли вызвать ажиотаж среди продюсеров.
Настоящая мода на триллеры возникла лишь после выхода в феврале 1970-го фильма Д.Ардженто «Птица с хрустальным оперением», который произвел фурор. Я уже говорил, что Ардженто снял детективный триллер, который с джалло имел мало общего, но вспыхнувшая мода на триллеры привела к тому, что за следующие полтора года (1970-1971) вышло несколько десятков джалло и картин, похожих на них, которые сейчас тоже автоматически относят к джалло. Мода на джалло возникла благодаря Ардженто, который снял не джалло. Вот такой парадокс.
Но хотя в итальянском кино и возникла мода на триллеры, в целом итальянский народ не рвался смотреть джалло-дребедень в кинотеатры. На ардженто шли, а на джалло не очень. Редкие фильмы этого кроваво-эротического жанра сумели добиться приличных сборов в Италии.
В 1971 году три джалло-фильма отметились в годовом хит-параде: «Ящерица под женской кожей» Л.Фульчи – 44-е место, «Странный порок госпожи Уорд» С.Мартино – 70-е, «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» Л.Эрколи – 87-е.
В 1972 году определенный интерес зрители проявили к триллеру М.Далламано «Что они сделали с Соланж?» - 61-е место, «Смерть ходит на высоких каблуках» Л.Эрколи – 75-е, «Хвост скорпиона» С.Мартино – 88-е.
В следующем году неплохо прошел в прокате «Муки невинных» Лучио Фульчи (38-е место), который иногда называют джалло-триллером, но на самом деле это обычный детектив (голая Барбара Буше в кадре не превращает автоматически криминальную картину в джалло). На самом деле ни один настоящий фильм в жанре джалло не попал в сотню самых кассовых картин в 1973 году.
Учитывая, что за период 1971-1973 гг. вышли на экраны несколько десятков джалло, подобные невыдающиеся результаты вряд ли могли порадовать итальянских продюсеров, поэтому джалло-лихорадка завершилась довольно быстро. После пика в 1971-1973 годы количество фильмов этого жанра резко снизилось. К 80-м поток этих фильмов почти иссяк, хотя время от времени новые джалло-картины иногда появлялись на экранах: например, «Рок-убийца» (1984) Лучио Фульчи, «Слишком красивые, чтобы умереть» (1985) Карло Ванцина, «Делириум» (1987) Лучио Фульчи (в последнем среди жертв затесалась знаменитая Сабрина Салерно, чью героиню до смерти заели пчелы).
Феномен джалло – преимущественно итальянский, хотя некоторые европейские страны определенный интерес к джалло-триллерам проявили. Например, немцы и испанцы. В Германии были популярны фильмы «Что они сделали с Соланж?» и «Семь окровавленных орхидей», в Испании зрителей привлекли «Паранойя» и «Хвост скорпиона».
Но если посмотреть на реакцию французов на джалло, то создается такое впечатление, что они жили словно за «железным занавесом». Французы вообще не заметили, что у соседей появилось какое-то джалло, да и Дарио Ардженто для них остался неизвестной птицей.
Окончание по ссылке ниже: