Итальянский послевоенный кинематограф породил столько жанров кино, что в этом аспекте у него просто нет конкурентов. Неореализм, комедия по-итальянски, готический фильм, итальянский вестерн, джалло…
Разобраться в том, что такое неореализм или итальянский вестерн – нетрудно, но с комедиями по-итальянски и триллером по-итальянски (джалло) ситуация не столь простая. Общепринятой трактовки этих терминов не существует, поэтому кинокритики не могут толком объяснить, что это за киноблюда, и как их отличить от сходных жанров.
О комедии по-итальянски я рассказал в отдельной статье, а сейчас постараюсь объяснить, что такое джалло.
К этому жанру причисляют чуть более сотни фильмов, среди которых нет ни одного киношедевра. Более того, если не относить к джалло все подряд, то настоящих джалло вряд ли наберется больше 5-6 десятков. Несмотря на это, джалло считается полноценным киножанром. Логичнее было бы назвать его поджанром триллера (как нас учит русскоязычная Википедия), но в международной классификации киножанров существует давняя традиция отводить для джалло отдельную жанровую полку. Спорить с этим не буду. Пусть будет жанром.
Откуда растут ноги у джалло? Его папой стал триллер, мамой – детектив, а ангелочком с крыльями, который их соединил – секс. Фильмы джалло относятся к чисто эксплуатационному кино, которое делалось исключительно с коммерческими целями, привлекая зрителей в кинотеатры за счет интереса зрителей к держащим в напряжении детективным историям и сексу.
Здесь уместно вспомнить историю термина giallo, что в итальянском языке означает «желтый». Сначала этим термином итальянцы обозначали книги - детективные и криминальные триллеры, которые выпускались в Италии под мягкими обложками желтого цвета.
Затем это название перешло на аналогичные фильмы любого производства. Но за рубежом, в англоязычной кинокритике, слово «джалло» стало использоваться для обозначения исключительно итальянских триллеров, которые на рубеже 60-70-х стали сниматься в стиле, который выделял их на фоне триллеров других стран.
Мы сейчас используем этот термин в том же значении.
Проблема в том, что не все понимают, чем именно отличались джалло тех лет от всех прочих триллеров, а также фильмов сходных жанров.
Основой джалло является криминальный триллер. Если искать те фильмы, на которые ориентировались авторы первых джалло, то это триллеры Альфреда Хичкока – прежде всего, «Психо» (1960), триллер с Дорис Дэй о доведении женщины до нервного срыва «Полуночное кружево» (1960), шведский фильм Арне Маттсона «Манекен в красном» (1958), а также французские криминальные картины - вроде «Лифта на эшафот» и «На ярком солнце».
Вторым источником джалло стал классический детектив, в котором полицейский или детектив-любитель расследует преступление, а читатель или зритель следует за ним по пятам.
Секс в кино может выступать в 2-х ипостасях: в виде эротики (обнаженка, имитация сношений) и порнографии (когда все взаправду и крупным планом). Джалло основано на эротике, а не на порно, но не потому что создатели этих фильмов были застенчивыми людьми. Причиной этому цензурные ограничения.
Сексуальная революция на Западе к концу 60-х годов привела к тому, что в большом кино стали допустимы обнаженные герои, которые имитировали секс. Порнография как таковая по-прежнему оставалась под запретом или имела значительные ограничения по части публичной демонстрации, что не позволяло показывать порно в обычных кинотеатрах. По этой причине джалло обручилось лишь с эротикой.
Итак, у джалло, как и у марксизма, было 3 источника, но итальянские кинотворцы все это творческим образом перемешали и на выходе мы получили джалло, у которого есть 5 признаков (составных частей):
1) Джалло - это криминальная история с убийствами, которые чаще всего совершает неизвестный зрителю преступник. В принципе фильм этого жанра может обойтись и без загадочного убийцы (например, в «Такая нежная… такая развратная» от зрителей не скрывают его личность), но убийства в джалло обязательны. И лучше, чтобы их было несколько, чтобы не возникало вопросов: а это точно джалло?...
Как правило, убийства начинаются с самого начала картины и тянутся до финала, но в ранних джалло их творцы часто тянули резину и первое убийство в их картинах могло произойти ближе к середине фильма («Зверь с холодной кровью»), а то и вовсе в самом конце («Такая нежная… такая развратная», «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений», «Лисица с бархатным хвостом»).
Немаловажно, что в джалло криминальная история важнее героя. Ради дела создатели джалло готовы без зазрения совести расстаться со своим героем прямо посреди фильма. Например, в картине «Смерть ходит на высоких каблуках» персонажа Ниевес Наварро (на которой держится вся история) убили задолго до конца, а в «Такая нежная… такая развратная» не дожидаясь финала, жестоко зарезали героя Жан-Луи Трентиньяна. И уже тем более с киногероями не церемонятся в конце истории:в «Оргазмо» нервную героиню Кэролл Бейкер заставили выброситься из дома,
2) В джалло обязательно должен быть саспенс (напряженная атмосфера), что роднит эти ленты с фильмами ужасов. Но если в типичных хоррорах страх вызывают чаще всего чудовища и нечто потустороннее, то в джалло источником страха является человек (убийца или потенциальный преступник).
Самый типичный прием в джалло для нагнетания саспенса связан с процессом убийства, который нам подробно демонстрируют, начиная со стадии выслеживания жертвы: двуногий хищник обычно следит за ней, затем подкрадывается (пугая и жертву, которая обычно чувствует опасность, и нас заодно), а затем нападает и жестоко убивает ее на наших глазах. Отнюдь не случайно, что в джалло зритель присутствует при убийстве. Вид хлещущей крови не дает нам расслабиться и держит в тонусе.
Чтобы еще больше взбодрить зрителя, создатели иногда стремятся сделать его соучастником убийства! Для этого нам показывают процесс лишения жизни «глазами убийцы» (зритель смотрит на происходящее с такого ракурса, словно сам душит или режет жертву).
Поскольку в некоторых джалло убийств немного, для поддержания саспенса используют другие приемы: настойчивое преследование героя со стороны потенциального убийцы («Все оттенки тьмы», «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» и ряд других «ранних» джалло), ужасные видения героини, которые доводят ее до истерики («Странный порок госпожи Уорд»), сгущение атмосферы в фильме с использованием чисто кинематографических приемов (музыка или «косые взгляды», которыми одаривают героя другие персонажи…) …
Во многих джалло уделяется повышенное внимание процессу лишения человека жизни, но это не самостоятельный признак жанра. Жестокие убийства использовались создателями, чтобы напугать зрителя.
3) В джалло должна быть загадка (тайна) и ее эффектная разгадка. Именно поэтому любой джалло имеет детективную основу (жестокие преступления нужны для того, чтобы зритель был заинтригован вопросом: кто убил?). Отличие джалло от классического детектива в том, что в детективе главное – это процесс расследования, который завершается раскрытием преступления, а в джалло важнее саспенс.
Формально полицейские в джалло могут весьма активно мелькать на экране («Хвост скорпиона», «Ирис в крови», «Стрекоза на каждом трупе»), но они чаще всего персонажи второплановые, поскольку это фильмы не о поиске убийцы.
Нередко преступника разоблачает не полицейский или детектив-любитель, а случайный человек – свидетель преступления, потенциальная жертва или ее приятель. Расследование преступления в джалло лишь фон, на котором действуют герои. Тайна («кто убил?») используется для нагнетания напряжения и нужна для эффектного завершения истории.
Обычно разгадка преступлений в джалло не очень правдоподобна. Для детектива нелогичный финал – это приговор, а в джалло – это норма. Здесь главное - поразить зрителя, «стукнуть» его в финале по голове – вероятно, чтобы снять накопившееся напряжение…
4) Без эротики нет джалло, но эротические сцены в этом жанре не только чередуются с убийствами, но часто совмещаются с ними. Подобная особенность джалло иногда отражалась прямо в названии фильмов: «Обнаженная… для убийства», «Голая девушка убита в парке», «Разденься для убийцы».
В последней картине Феми Бенусси сняла с себя одежду за несколько минут до того, как ее убил маньяк, и ее героиня даже не потрудилась накинуть на себя хоть что-нибудь, когда услышала подозрительные звуки в своем доме. Она предпочла дождаться убийцы в чем мать родила, что "прогрессивные" зрители не могут не приветствовать…
Иногда эротики в джалло было так много («Зверь с холодной кровью»), что голые женские тела заставляли зрителя забыть о маньяке, который бродит неподалеку. Избыток эротики убивает саспенс.
В «Джалло в Венеции» (1979) создатели так сосредоточились на эротической составляющей, что вряд ли этот фильм в принципе можно отнести к джалло, несмотря на его название. По-моему, это криминальный эротический фильм.
5) Джалло – гламурное кино. Истории в этих триллерах происходят «в наше время» на фоне «дольче вита», в подходящих для жизни богатых интерьерах (замках с «евроремонтом», загородных домах, богато обставленных квартирах).
Главные герои – представители богемы, богачи или зажиточный средний класс.
Пролетарская жизнь создателей джалло не интересует, если не считать за пролетариев жриц любви, которых режут и душат. Досуг героев – вечеринки в загородных домах, замках и ночных клубах.
Герои как на подбор красавицы и красавцы, которые элегантно выглядят в модной одежде – до тех пор, пока не снимают ее, демонстрируя молодые упругие тела без признаков целлюлита.
Даже когда действие происходит в психиатрической клинике, в джалло она выглядит как санаторий для богатой публики («Зверь с холодной кровью»).
В статьях о джалло можно прочитать, что в этих фильмах часто появляется убийца в маске и черных перчатках. Действительно, подобный прием был характерен для джалло, но его нельзя считать признаком жанра – многие настоящие джалло вполне обходились без масок и перчаток. Это скорее модный прием, свойственный европейскому триллеру 60-70-х, которые использовали те, кому лень было тратиться на художников по костюмам.
Необычные и длинные названия некоторых джалло, имеющие слабую связь с содержанием картины («Пять кукол для августовской луны», «Красные кошки в стеклянном лабиринте») – тоже своеобразная киномода тех лет. На самом деле подобные названия в джалло встречались не так уж часто. Было много названий даже из одного слова: «Торсо», «Паранойя», «Оргазмо», «Горячка»…
Отличия джалло от фильмов сходных жанров (поджанров)
Считается, что джалло стал прародителем слэшера - поджанра хоррора (фильмов ужасов), в котором маньяк убивает своих жертв одну за другой. Обычно в качестве жертв в слэшерах фигурируют подростки, поскольку эти фильмы рассчитаны на молодежную аудиторию. Собственно, и среди джалло часто встречались практически стопроцентные слэшеры: «Обнаженная… для убийства» (1968) Э.Доусона, «Кровавый залив» (1971), «Семь окровавленных орхидей» (1972), «Торсо» (1973) С.Мартино…
Но отличия между джалло и типовым слэшером все-таки есть. Родиной настоящего слэшера стали США, а американский слэшер - это "пролетарское", а не гламурное кино. Можно сказать, что когда джалло из Италии переехало за океан, то оно рассталось с красивой жизнью своих персонажей – будущих трупов, переместив их в типовые американские пригородные поселки и деревенскую глухомань.
Кроме того, американские слэшеры в основном взяли из джалло резню, а о какой-либо детективной основе и неожиданной развязке в очередной части «Пятницы 13-е» говорить не приходится.
Крайне редко в слэшерах нам преподносят действительно необычный финал (что было свойственно джалло).
В большинстве слэшеров для зрителей припасена самая примитивная схема: череда убийств в фильме заканчивается тем, что одна из потенциальных жертв остается в живых, и расправляется с маньяком.
Некоторые фильмы ужасов могут напоминать джалло. Когда смотришь фильм «Ночью Эвелин вышла из могилы» (1971) Эмилио Миральи, то почти до самого финала кажется, что это какой-то псевдоготический хоррор, поскольку в этой картине сумасшедший лорд заманивает девушек в собственный замок и убивает их, а его умершая жена тем временем «выходит» из могилы и куда-то испаряется.
На самом деле все оказывается не тем, чем кажется. Только в конце понимаешь, что это не хоррор, а весьма своеобразный джалло – с лихо закрученной интригой и тайнами.
«Кровопийца ведет танец» (1975) Альфредо Риццо вполне бы мог стать джалло, если бы время действия не перенесли в самое начало 20 века.
Иногда действие в джалло происходит в средневековых замках. Обычно подобное место действия в триллере с убийствами – это признак готических ужасов, но когда события происходят в наши дни, а замок «с евроремонтом», то это все-таки джалло («Смерть отображается в кошачьих глазах» (1973).
«Убийца зарезервировал девять мест» (1974) Джузеппе Беннати напоминает переработку «Десяти негритят» Агаты Кристи (только жертв – девять). Почти всю картину я был уверен, что смотрю типичный джалло, но примерно за 10 минут до конца фильм скатился в такую странную мистику, что настоящим джалло это кино назвать сложно. Правильнее сказать, что здесь создатели скрестили джалло с фильмами ужасов.
Джалло следует отличать от европейских детективных триллеров конца 60-70-х. В эпоху расцвета джалло особенно много хороших детективных триллеров снимали французы: «Пассажир, приехавший в дождь», «Без видимых причин», «Страх над городом»...
В последних двух действуют полноценные маньяки, что явно сближает их с джалло. Будь они итальянскими, то их бы причислили к джалло, хотя эти фильмы в первую очередь детективы, и лишь во вторую – триллеры. Во всех трех картинах главный герой - классический детектив, который ведет расследование, что исключает даже теоретическое причисление подобных фильмов к джалло.
В джалло главный герой не занимается целенаправленным поиском убийцы – он потенциальная жертва, а не охотник. Если герой весь фильм ищет преступника – это стопроцентный детектив, а не джалло.
Тем ни менее, итальянские детективы часто путают с джалло. Например, «Мой дорогой убийца» (1972) Тонино Валерии причисляют к джалло, хотя в центре истории – полицейский (в его роли Джордж Хилтон), который весь фильм ведет расследование череды жестоких убийств. Это классический детектив, который несколько напоминает джалло лишь серией подробно показанных убийств и самим Джорджем Хилтоном, который часто снимался в фильмах этого жанра.
Та же самая история произошла с не очень увлекательным детективом «Черный день для Овна» (он же «Пятый шнур», 1971) Луиджи Бацони, в котором убийцу ищет журналист (Франко Неро). Если фильм про убийства, которые совершает маньяк, снят в Италии – это еще не означает, что его надо обязательно причислять к джалло. Иных примет жанра, кроме неуловимого маньяка, здесь нет.
Справедливости ради нужно сказать, что некоторые итальянские фильмы так умело прикидываются то джалло, то обычным детективом, что после просмотра трудно прийти к определенному выводу относительно их жанровой принадлежности. Например, таков триллер Массимо Далламано «Что вы сделали с Соланж?» (1972).
В нем есть все составляющие джалло, но имеется и детективная линия, которую не назовешь второстепенной. Два героя в «Соланж» – преподаватель и полицейский сыщик активно ищут убийцу. В подобных пограничных случаях не будет ошибкой относить эти картины как к джалло, так и детективам.
Бывают и такие фильмы, что вроде все признаки джалло в наличии, а смотришь и думаешь – что это за кино такое?.. Таков, к примеру, «Цветок с железными лепестками» (1973) Джанфранко Пичьоли. Голые девчонки в нем есть, убийство есть, триллер и загадка присутствуют, имеется неожиданная концовка, в главной роли Кэррол Бейкер, но во время просмотра возникает стойкое ощущение, что это не джалло. Хотя это оно…
Продолжение по ссылке ниже: