Найти тему

История кино. Джалло – смесь триллера, детектива и секса. Часть 1.

Эдвиж Фенек в фильме "Странный порок госпожи Уорд" (1971)
Эдвиж Фенек в фильме "Странный порок госпожи Уорд" (1971)

Итальянский послевоенный кинематограф породил столько жанров кино, что в этом аспекте у него просто нет конкурентов. Неореализм, комедия по-итальянски, готический фильм, итальянский вестерн, джалло…

Разобраться в том, что такое неореализм или итальянский вестерн – нетрудно, но с комедиями по-итальянски и триллером по-итальянски (джалло) ситуация не столь простая. Общепринятой трактовки этих терминов не существует, поэтому кинокритики не могут толком объяснить, что это за киноблюда, и как их отличить от сходных жанров.

О комедии по-итальянски я рассказал в отдельной статье, а сейчас постараюсь объяснить, что такое джалло.

К этому жанру причисляют чуть более сотни фильмов, среди которых нет ни одного киношедевра. Более того, если не относить к джалло все подряд, то настоящих джалло вряд ли наберется больше 5-6 десятков. Несмотря на это, джалло считается полноценным киножанром. Логичнее было бы назвать его поджанром триллера (как нас учит русскоязычная Википедия), но в международной классификации киножанров существует давняя традиция отводить для джалло отдельную жанровую полку. Спорить с этим не буду. Пусть будет жанром.

Флоринда Болкан в фильме "Ящерица под женской кожей" (1971)
Флоринда Болкан в фильме "Ящерица под женской кожей" (1971)

Откуда растут ноги у джалло? Его папой стал триллер, мамой – детектив, а ангелочком с крыльями, который их соединил – секс. Фильмы джалло относятся к чисто эксплуатационному кино, которое делалось исключительно с коммерческими целями, привлекая зрителей в кинотеатры за счет интереса зрителей к держащим в напряжении детективным историям и сексу.

Здесь уместно вспомнить историю термина giallo, что в итальянском языке означает «желтый». Сначала этим термином итальянцы обозначали книги - детективные и криминальные триллеры, которые выпускались в Италии под мягкими обложками желтого цвета.

Джалло-книжки
Джалло-книжки

Затем это название перешло на аналогичные фильмы любого производства. Но за рубежом, в англоязычной кинокритике, слово «джалло» стало использоваться для обозначения исключительно итальянских триллеров, которые на рубеже 60-70-х стали сниматься в стиле, который выделял их на фоне триллеров других стран.

Мы сейчас используем этот термин в том же значении.

Проблема в том, что не все понимают, чем именно отличались джалло тех лет от всех прочих триллеров, а также фильмов сходных жанров.

кадр знаменитой сцены в душе из "Психо"
кадр знаменитой сцены в душе из "Психо"

Основой джалло является криминальный триллер. Если искать те фильмы, на которые ориентировались авторы первых джалло, то это триллеры Альфреда Хичкока – прежде всего, «Психо» (1960), триллер с Дорис Дэй о доведении женщины до нервного срыва «Полуночное кружево» (1960), шведский фильм Арне Маттсона «Манекен в красном» (1958), а также французские криминальные картины - вроде «Лифта на эшафот» и «На ярком солнце».

Вторым источником джалло стал классический детектив, в котором полицейский или детектив-любитель расследует преступление, а читатель или зритель следует за ним по пятам.

Эдвиж Фенек - олицетворение секса в итальянском кино 70-х
Эдвиж Фенек - олицетворение секса в итальянском кино 70-х

Секс в кино может выступать в 2-х ипостасях: в виде эротики (обнаженка, имитация сношений) и порнографии (когда все взаправду и крупным планом). Джалло основано на эротике, а не на порно, но не потому что создатели этих фильмов были застенчивыми людьми. Причиной этому цензурные ограничения.

Сексуальная революция на Западе к концу 60-х годов привела к тому, что в большом кино стали допустимы обнаженные герои, которые имитировали секс. Порнография как таковая по-прежнему оставалась под запретом или имела значительные ограничения по части публичной демонстрации, что не позволяло показывать порно в обычных кинотеатрах. По этой причине джалло обручилось лишь с эротикой.

Итак, у джалло, как и у марксизма, было 3 источника, но итальянские кинотворцы все это творческим образом перемешали и на выходе мы получили джалло, у которого есть 5 признаков (составных частей):

кадр из триллера "Ирис в крови"
кадр из триллера "Ирис в крови"

1) Джалло - это криминальная история с убийствами, которые чаще всего совершает неизвестный зрителю преступник. В принципе фильм этого жанра может обойтись и без загадочного убийцы (например, в «Такая нежная… такая развратная» от зрителей не скрывают его личность), но убийства в джалло обязательны. И лучше, чтобы их было несколько, чтобы не возникало вопросов: а это точно джалло?...

Как правило, убийства начинаются с самого начала картины и тянутся до финала, но в ранних джалло их творцы часто тянули резину и первое убийство в их картинах могло произойти ближе к середине фильма («Зверь с холодной кровью»), а то и вовсе в самом конце («Такая нежная… такая развратная», «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений», «Лисица с бархатным хвостом»).

кадр из джалло "Смерть ходит на высоких каблуках"
кадр из джалло "Смерть ходит на высоких каблуках"

Немаловажно, что в джалло криминальная история важнее героя. Ради дела создатели джалло готовы без зазрения совести расстаться со своим героем прямо посреди фильма. Например, в картине «Смерть ходит на высоких каблуках» персонажа Ниевес Наварро (на которой держится вся история) убили задолго до конца, а в «Такая нежная… такая развратная» не дожидаясь финала, жестоко зарезали героя Жан-Луи Трентиньяна. И уже тем более с киногероями не церемонятся в конце истории:в «Оргазмо» нервную героиню Кэролл Бейкер заставили выброситься из дома,

2) В джалло обязательно должен быть саспенс (напряженная атмосфера), что роднит эти ленты с фильмами ужасов. Но если в типичных хоррорах страх вызывают чаще всего чудовища и нечто потустороннее, то в джалло источником страха является человек (убийца или потенциальный преступник).

Самый типичный прием в джалло для нагнетания саспенса связан с процессом убийства, который нам подробно демонстрируют, начиная со стадии выслеживания жертвы: двуногий хищник обычно следит за ней, затем подкрадывается (пугая и жертву, которая обычно чувствует опасность, и нас заодно), а затем нападает и жестоко убивает ее на наших глазах. Отнюдь не случайно, что в джалло зритель присутствует при убийстве. Вид хлещущей крови не дает нам расслабиться и держит в тонусе.

-8

Чтобы еще больше взбодрить зрителя, создатели иногда стремятся сделать его соучастником убийства! Для этого нам показывают процесс лишения жизни «глазами убийцы» (зритель смотрит на происходящее с такого ракурса, словно сам душит или режет жертву).

Поскольку в некоторых джалло убийств немного, для поддержания саспенса используют другие приемы: настойчивое преследование героя со стороны потенциального убийцы («Все оттенки тьмы», «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» и ряд других «ранних» джалло), ужасные видения героини, которые доводят ее до истерики («Странный порок госпожи Уорд»), сгущение атмосферы в фильме с использованием чисто кинематографических приемов (музыка или «косые взгляды», которыми одаривают героя другие персонажи…) …

-9

Во многих джалло уделяется повышенное внимание процессу лишения человека жизни, но это не самостоятельный признак жанра. Жестокие убийства использовались создателями, чтобы напугать зрителя.

3) В джалло должна быть загадка (тайна) и ее эффектная разгадка. Именно поэтому любой джалло имеет детективную основу (жестокие преступления нужны для того, чтобы зритель был заинтригован вопросом: кто убил?). Отличие джалло от классического детектива в том, что в детективе главное – это процесс расследования, который завершается раскрытием преступления, а в джалло важнее саспенс.

Формально полицейские в джалло могут весьма активно мелькать на экране («Хвост скорпиона», «Ирис в крови», «Стрекоза на каждом трупе»), но они чаще всего персонажи второплановые, поскольку это фильмы не о поиске убийцы.

Нередко преступника разоблачает не полицейский или детектив-любитель, а случайный человек – свидетель преступления, потенциальная жертва или ее приятель. Расследование преступления в джалло лишь фон, на котором действуют герои. Тайна («кто убил?») используется для нагнетания напряжения и нужна для эффектного завершения истории.

"Странный порок госпожи Уорд": кровавая разгадка преступлений все ближе...
"Странный порок госпожи Уорд": кровавая разгадка преступлений все ближе...

Обычно разгадка преступлений в джалло не очень правдоподобна. Для детектива нелогичный финал – это приговор, а в джалло – это норма. Здесь главное - поразить зрителя, «стукнуть» его в финале по голове – вероятно, чтобы снять накопившееся напряжение…

4) Без эротики нет джалло, но эротические сцены в этом жанре не только чередуются с убийствами, но часто совмещаются с ними. Подобная особенность джалло иногда отражалась прямо в названии фильмов: «Обнаженная… для убийства», «Голая девушка убита в парке», «Разденься для убийцы».

бедная Феми Бенусси...
бедная Феми Бенусси...

В последней картине Феми Бенусси сняла с себя одежду за несколько минут до того, как ее убил маньяк, и ее героиня даже не потрудилась накинуть на себя хоть что-нибудь, когда услышала подозрительные звуки в своем доме. Она предпочла дождаться убийцы в чем мать родила, что "прогрессивные" зрители не могут не приветствовать…

Иногда эротики в джалло было так много («Зверь с холодной кровью»), что голые женские тела заставляли зрителя забыть о маньяке, который бродит неподалеку. Избыток эротики убивает саспенс.

В «Джалло в Венеции» (1979) создатели так сосредоточились на эротической составляющей, что вряд ли этот фильм в принципе можно отнести к джалло, несмотря на его название. По-моему, это криминальный эротический фильм.

Гламурная Ниевес Наварро
Гламурная Ниевес Наварро

5) Джалло – гламурное кино. Истории в этих триллерах происходят «в наше время» на фоне «дольче вита», в подходящих для жизни богатых интерьерах (замках с «евроремонтом», загородных домах, богато обставленных квартирах).

Главные герои – представители богемы, богачи или зажиточный средний класс.

Пролетарская жизнь создателей джалло не интересует, если не считать за пролетариев жриц любви, которых режут и душат. Досуг героев – вечеринки в загородных домах, замках и ночных клубах.

Джордж Хилтон и Эдвиж Фенек
Джордж Хилтон и Эдвиж Фенек

Герои как на подбор красавицы и красавцы, которые элегантно выглядят в модной одежде – до тех пор, пока не снимают ее, демонстрируя молодые упругие тела без признаков целлюлита.

Даже когда действие происходит в психиатрической клинике, в джалло она выглядит как санаторий для богатой публики («Зверь с холодной кровью»).

-14

В статьях о джалло можно прочитать, что в этих фильмах часто появляется убийца в маске и черных перчатках. Действительно, подобный прием был характерен для джалло, но его нельзя считать признаком жанра – многие настоящие джалло вполне обходились без масок и перчаток. Это скорее модный прием, свойственный европейскому триллеру 60-70-х, которые использовали те, кому лень было тратиться на художников по костюмам.

Необычные и длинные названия некоторых джалло, имеющие слабую связь с содержанием картины («Пять кукол для августовской луны», «Красные кошки в стеклянном лабиринте») – тоже своеобразная киномода тех лет. На самом деле подобные названия в джалло встречались не так уж часто. Было много названий даже из одного слова: «Торсо», «Паранойя», «Оргазмо», «Горячка»…

Отличия джалло от фильмов сходных жанров (поджанров)

-15

Считается, что джалло стал прародителем слэшера - поджанра хоррора (фильмов ужасов), в котором маньяк убивает своих жертв одну за другой. Обычно в качестве жертв в слэшерах фигурируют подростки, поскольку эти фильмы рассчитаны на молодежную аудиторию. Собственно, и среди джалло часто встречались практически стопроцентные слэшеры: «Обнаженная… для убийства» (1968) Э.Доусона, «Кровавый залив» (1971), «Семь окровавленных орхидей» (1972), «Торсо» (1973) С.Мартино…

Но отличия между джалло и типовым слэшером все-таки есть. Родиной настоящего слэшера стали США, а американский слэшер - это "пролетарское", а не гламурное кино. Можно сказать, что когда джалло из Италии переехало за океан, то оно рассталось с красивой жизнью своих персонажей – будущих трупов, переместив их в типовые американские пригородные поселки и деревенскую глухомань.

"Пятница 13-е"
"Пятница 13-е"

Кроме того, американские слэшеры в основном взяли из джалло резню, а о какой-либо детективной основе и неожиданной развязке в очередной части «Пятницы 13-е» говорить не приходится.

Крайне редко в слэшерах нам преподносят действительно необычный финал (что было свойственно джалло).

В большинстве слэшеров для зрителей припасена самая примитивная схема: череда убийств в фильме заканчивается тем, что одна из потенциальных жертв остается в живых, и расправляется с маньяком.

кадр из фильма "Ночью Эвелин вышла из могилы"
кадр из фильма "Ночью Эвелин вышла из могилы"

Некоторые фильмы ужасов могут напоминать джалло. Когда смотришь фильм «Ночью Эвелин вышла из могилы» (1971) Эмилио Миральи, то почти до самого финала кажется, что это какой-то псевдоготический хоррор, поскольку в этой картине сумасшедший лорд заманивает девушек в собственный замок и убивает их, а его умершая жена тем временем «выходит» из могилы и куда-то испаряется.

На самом деле все оказывается не тем, чем кажется. Только в конце понимаешь, что это не хоррор, а весьма своеобразный джалло – с лихо закрученной интригой и тайнами.

«Кровопийца ведет танец» (1975) Альфредо Риццо вполне бы мог стать джалло, если бы время действия не перенесли в самое начало 20 века.

"Смерть отображается в кошачьих глазах"
"Смерть отображается в кошачьих глазах"

Иногда действие в джалло происходит в средневековых замках. Обычно подобное место действия в триллере с убийствами – это признак готических ужасов, но когда события происходят в наши дни, а замок «с евроремонтом», то это все-таки джалло («Смерть отображается в кошачьих глазах» (1973).

«Убийца зарезервировал девять мест» (1974) Джузеппе Беннати напоминает переработку «Десяти негритят» Агаты Кристи (только жертв – девять). Почти всю картину я был уверен, что смотрю типичный джалло, но примерно за 10 минут до конца фильм скатился в такую странную мистику, что настоящим джалло это кино назвать сложно. Правильнее сказать, что здесь создатели скрестили джалло с фильмами ужасов.

кадр из французского триллера "Пассажир, приехавший в дождь"
кадр из французского триллера "Пассажир, приехавший в дождь"

Джалло следует отличать от европейских детективных триллеров конца 60-70-х. В эпоху расцвета джалло особенно много хороших детективных триллеров снимали французы: «Пассажир, приехавший в дождь», «Без видимых причин», «Страх над городом»...

В последних двух действуют полноценные маньяки, что явно сближает их с джалло. Будь они итальянскими, то их бы причислили к джалло, хотя эти фильмы в первую очередь детективы, и лишь во вторую – триллеры. Во всех трех картинах главный герой - классический детектив, который ведет расследование, что исключает даже теоретическое причисление подобных фильмов к джалло.

В джалло главный герой не занимается целенаправленным поиском убийцы – он потенциальная жертва, а не охотник. Если герой весь фильм ищет преступника – это стопроцентный детектив, а не джалло.

кадр из детектива "Мой дорогой убийца"
кадр из детектива "Мой дорогой убийца"

Тем ни менее, итальянские детективы часто путают с джалло. Например, «Мой дорогой убийца» (1972) Тонино Валерии причисляют к джалло, хотя в центре истории – полицейский (в его роли Джордж Хилтон), который весь фильм ведет расследование череды жестоких убийств. Это классический детектив, который несколько напоминает джалло лишь серией подробно показанных убийств и самим Джорджем Хилтоном, который часто снимался в фильмах этого жанра.

Та же самая история произошла с не очень увлекательным детективом «Черный день для Овна» (он же «Пятый шнур», 1971) Луиджи Бацони, в котором убийцу ищет журналист (Франко Неро). Если фильм про убийства, которые совершает маньяк, снят в Италии – это еще не означает, что его надо обязательно причислять к джалло. Иных примет жанра, кроме неуловимого маньяка, здесь нет.

реклама фильма «Что вы сделали с Соланж?» (1972).
реклама фильма «Что вы сделали с Соланж?» (1972).

Справедливости ради нужно сказать, что некоторые итальянские фильмы так умело прикидываются то джалло, то обычным детективом, что после просмотра трудно прийти к определенному выводу относительно их жанровой принадлежности. Например, таков триллер Массимо Далламано «Что вы сделали с Соланж?» (1972).

В нем есть все составляющие джалло, но имеется и детективная линия, которую не назовешь второстепенной. Два героя в «Соланж» – преподаватель и полицейский сыщик активно ищут убийцу. В подобных пограничных случаях не будет ошибкой относить эти картины как к джалло, так и детективам.

Бывают и такие фильмы, что вроде все признаки джалло в наличии, а смотришь и думаешь – что это за кино такое?.. Таков, к примеру, «Цветок с железными лепестками» (1973) Джанфранко Пичьоли. Голые девчонки в нем есть, убийство есть, триллер и загадка присутствуют, имеется неожиданная концовка, в главной роли Кэррол Бейкер, но во время просмотра возникает стойкое ощущение, что это не джалло. Хотя это оно…

Продолжение по ссылке ниже: