Хотела написать про этимологию слов пацан и чушпан, снова вошедших в моду после выхода сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (впрочем, слово пацан никогда из моды не уходило, хотя меняло эмоционально-экспрессивные оттенки значения, а слово чушпан уже было в моде в 90-е). Однако писать про этимологию передумала, лучше поделюсь с вами своими мыслями по поводу сериала.
Почему он стал вдруг таким популярным? Неужели так привлекают зрителей романтика молодежных уличных банд, или виновата ностальгия тех, чья молодость пришлась на 90-е?
Мне кажется, особенно популярным этот фильм сделала общая обстановка в стране. Обстановка именно сейчас, в наши дни, в последнее время. Сейчас поясню.
Это разделение на реальных пацанов и чушпанов в 90-е, на котором строится весь фильм, по сути равноценно делению на своих и не своих.
Свои (реальные пацаны) – это те молодые люди, которые являются членами банды. Они здесь живут, они знают свои обязанности в банде, они признают лидерство вожаков, они будут стоять за своих в любой передряге и за каждого из них тоже будет стоять их банда.
Не свои (не члены одной банды) – это либо чужие (члены чужой банды), либо ничьи. Чушпаны – это именно ничьи. Им хуже всего. Они не привязаны к месту, они не играют никакой роли в группе, у них нет обязательств, они никому не подчиняются. Они беззащитны.
В современном обществе, на наших глазах, также происходит бурное разделение на своих и не своих. Одни люди предпочитают быть со своими – своей страной, своим народом, своим лидером. Другие, которые всегда ненавидели свою страну и своего лидера, презирали свой народ, отказываются от своих и либо сами выбирают чужих, либо становятся ничьими – людьми без роду без племени. Параллельно народ «не своих» отвергает, выталкивает на обочину.
Процессы разделения на своих и чужих происходят и внутри страны, и снаружи: сейчас становится, как никогда, очевидным, кто нам друг, а кто враг (или просто не друг), кого можно считать своим, а кого нет, кому можно доверять, а кому доверять нельзя, потому что предать может. Слово предательство вообще стало часто звучать в медиапространстве.
Эти слова – реальные пацаны и чушпаны (особенно чушпаны) – оказались очень востребованными и активно употребляются сейчас уже и безотносительно к фильму. В одной из телепрограмм слово чушпаны прозвучало по отношению к мечущимся либералам, которые не знают, к кому примкнуть – или к своим, или к чужим. Болтаться этим людям, как болтается нечто в проруби, уже не получается – и свои, и чужие требуют, чтобы они определились со своей позицией.
Таким образом, высокая популярность фильма в некоторой степени обусловлена совпадением настроений в обществе.
О выражении «испуганные патриоты»
Жизнеспособны ли патриотические идеалы Дмитрия Лихачева?
Государственная идеология – нужна ли она России?