Найти в Дзене
Сергей Эланд

Как оценить качество и успешность игры - Рейтинг Яндекс Игр

Оглавление

Как вообще понять что игра хорошая и стоит ли на неё тратить время? Как выделить успешные проекты на фоне проходных? Как среди десятков тысяч игр в каталоге Яндекс Игр найти что-то достойное внимания?

Более 50 новых игр появляются ежедневно, но часть старых "некачественных" игр удаляется
Более 50 новых игр появляются ежедневно, но часть старых "некачественных" игр удаляется

Захотелось вдруг нам во что-то поиграть, а "Сапёр" и "Косынка" успели поднадоесть и хочется найти приятную игру для отдыха. Самый легкий способ зайти в каталог браузерных игр, чтобы ничего не скачивать и не платит. Таких платформ много, но мой рассказ пойдёт про Яндекс Игры. Этих игр там такое количество, что глаза разбегаются. Как узнать какая из них интересная, а какая нет, не тратя кучу времени на поиски, вместо того, чтобы сесть и поиграть?

Количество игроков и почему это не так важно

Яндекс долгое время предлагал нам в качестве показателя успешности индикатор количества игроков и прямо под названием игры была написана цифра. Например, Пасьянс "Косынка" 100.000 игроков. И вроде как наглядно можно понять, что в игру зашло поиграло большое количество людей - значит игра хорошая. Но так ли это?

Количество игроков зависит от времени существования игры, а также от привлекательности обложки и названия. Пасьянс "Косынка" существует многие годы и это хорошо его рекомендует, но если нам хочется чего-то нового, то этот показатель вряд ли имеет для нас значение.

Привлекательность обложки штука неоднозначная и подвержена кликбейту, т.е. провокационная, либо интригующая картинка, либо название соберут огромную кучу желающих посмотреть что за ними скрывается, вне зависимости от содержания игры. Фактически платформа считает клики уникальных игроков по обложкам игр. Как говорят сами руководители платформы:

Прежний показатель количества игроков был суммарным количеством кликов за всё время жизни игры и не раскрывал игровой опыт

Недавно Яндекс вообще отказался от этого показателя и ввёл Рейтинг игры, а количество игроков и вовсе скрыл для общего и частного пользования. При этом, судя по всему разработчики платформы решили в корне поменять ситуацию, когда бессмысленный кликер собирал тысячи игроков своей яркой обложкой, на которой, например, красовалась анимэ-девушка нереальных пропорций.

Рейтинг игры

Что же такое рейтинг и чем она нам полезен? Рейтинг игры это относительный показатель, демонстрирующий насколько игра конкурентно-способна среди других игр на платформе по трём показателям:

  • Время играния на игрока
  • Возвращаемость игроков
  • Аудитория

Причём обратите внимание, что количество игроков всё еще присутствует как один из параметров влияющих на рейтинг, но во-первых это среднее количество уникальных игроков в день, а во вторых этот показатель имеет наименьший вес в формировании рейтинга, т.е. влияет на него гораздо меньше, чем 2 других показателя.

Рейтинг игры отображается в виде цифры от 0 до 100 в углу обложки игры и виден всем. На данный момент он имеет 2 цвета - серый это от 0 до 70 и зелёный это от 71 до 100. Давайте посмотрим на вкладку популярных игр:

Даже в популярных играх есть игры без рейтинга, т.к. рейтинг формируется только через 2 недели существования игры на платформе и учитывает возвращаемость 2-ой недели.
Даже в популярных играх есть игры без рейтинга, т.к. рейтинг формируется только через 2 недели существования игры на платформе и учитывает возвращаемость 2-ой недели.

Если не учитывать игры без рейтинга, которые существуют меньше 2 недель (но очевидно набравшие хорошие показатели времени играния и аудитории), то мы видим что во вкладке "популярные игры" с рейтинг у игр от 58 и выше, что как бы намекает, что рейтинг имеет значение.

Игры с высоким рейтингом чаще попадают в рекомендации и выше отображаются на странице каталога (они не сортируются по рейтингу, но вероятность нахождения на первой странице у игр с высоким рейтингом увеличивается).

Но почему мы должны ему доверять? Что говорят нам показатели времени играния и возвращаемость игроков из которых формируется рейтинг?

Время играния

Этот не совсем по-русски сформулированный термин означает то, как долго игроки в среднем играют в данную игру. Можно ли играть в плохую и скучную игру в течении получаса? Вряд ли. 30 минут - это весьма достойный показатель для любой игры, тем более браузерной и бесплатной.

На платформе Яндекс Игр даже существует правило, что игра должна содержать в себе не меньше 10 минут геймплея. Однако теперь платформа еще и начала проводить аудит уже опубликованных игр. Если среднее время играния на игрока меньше 10 минут, то игра признается некачественной и будет удалена из каталога.

Причём по сути это 2 разных правила - в первом случае это 10 минут любого геймплея, когда в игре по мнению модераторов есть чем заняться в течении 10 минут, а во втором случае это уже 10 минут удержания внимания любого игрока зашедшего в игру, в том числе не в первый раз.

Возвращаемость игроков

Этот параметр говорит нам о том, какой процент игроков зашёл в игру снова в тот же день, на третий день и спустя неделю. Может ли плохая игра вызвать у нас желание играть в неё регулярно более недели? Очень в этом сомневаюсь. Даже далеко не каждая хорошая игра так затягивает.

Но этот показатель отчасти спорный, т.к. сюжетные игры вряд ли кто-то будет перепроходить раз за разом, а потому играм с низкой реиграбельностью придётся туго. Но в то же время этот показатель явно отсеет бестолковые, "мусорные" игры.

На графиках видно также показатели лучших игр в категориях "Карточные" и "Казуальные"
На графиках видно также показатели лучших игр в категориях "Карточные" и "Казуальные"

Как это работает на практике

На примере своей игры Новый Пасьянс, которую я опубликовал месяц назад, могу сказать, что набрав за месяц 2000 игроков (тогда еще был этот показатель), можно было констатировать полный провал. У успешных игр было по 40000 игроков в день. Т.е. разница в 60000 раз!

Глядя на метрики моей игры, где среднее время играния было в районе 40 минут, складывалось ощущение, что это низкий показатель и в успешную игру должны играть по 8 часов в день не меньше. :)

Впрочем в метриках было видно, что у самых популярных игр среднее время играния 75 минут на игрока в день против моих 40 минут. Возвращаемость моей игры в 15% игроков на фоне 25% у лидеров тоже не казалась такой уж плохой.

Но из-за разницы количества игроков моя игра выглядела аутсайдером и не рекомендовалась платформой другим игрокам, в отличии от скибиди-туалетов и аниме-кликеров.

Однако теперь похоже что-то начинает меняться и это выражается в том числе в денежном показателе. Если раньше игра зарабатывала в среднем по 40 рублей в день, то теперь это где-то 80 рублей в день. И по графикам видно, что рейтинг растёт, а время играния на игрока уже 49 минут, что весьма достойный результат и по нынешним меркам платформы её можно назвать качественной.

Я выделил только ту часть графика, в которую попадает период с момента публикации. До этого её тестировали только я и модераторы. :)
Я выделил только ту часть графика, в которую попадает период с момента публикации. До этого её тестировали только я и модераторы. :)

Получается, что даже без кликбейтных обложек платформа может выделить качественные игры и предложить их игрокам, что позволит добросовестным разработчикам расширить аудиторию своей игры и лучше зарабатывать. А мусорные "хайповые" игры с кликбейтными обложками будут скоро удалены, но даже до удаления получат низкий рейтинг, будут не привлекательны для игроков и меньше рекомендоваться.

Очень надеюсь, что у Яндекса получится задуманное и они смогут очистить платформу Яндекс Игр от мусорного контента, подняв репутацию платформы среди взрослой аудитории и став каталогом бесплатных, но качественных игр. Точно так же как и Дзен борется со всевозможной халтурой и мусорными статьями, не несущими никакой ценности ни для кого. Ну, а мы добросовестные авторы и разработчики им в этом постараемся помочь, создавая качественный и интересный контент. :)