Найти в Дзене
Исторический загул

Париж наш

Но Бог помог - стал ропот ниже,

И скоро силою вещей

Мы очутилися в Париже,

А русский царь главой царей!

А.С. Пушкин

Сегодня 210 лет триумфу русской императорской армии - в 1814 году Наполеоновские войны для России завершились взятием Парижа. Из 100 тысяч союзных войск, штурмующих французскую столицу, более 60 тысяч составляли русские. Полдень Российской империи. Героический эпос, за которым последует золотой век культуры.

24 января 1814 года император французов Наполеон простился с семьёй и отбыл в войска. Враг уже ступил на территорию Франции, медлить было нельзя. Понимая, что в любом случае не успеет вернуться ко дню рождения сына (мальчику исполнялось три года), император заранее сделал подарок - пару дуэльных пистолетов. Инкрустированные золотом, они специально были сделаны игрушечного размера, для детской руки.

Стволы от Бонапарта. Фото из открытых источников
Стволы от Бонапарта. Фото из открытых источников

Играя в последний перед отъездом вечер с сыном, Наполеон подбрасывал его вверх, приговаривая:

  • Иду бить дедушку Франца!

Австрийский император Франц II приходился Бонапарту тестем. А с недавнего времени состоял в Антинаполеоновской коалиции...

Император уезжал под утро. Ночью он тихонько вошёл в комнату наследника, на цыпочках прокрался к кроватке и долго смотрел на спящего сына. Тягостное предчувствие одолевало его. Ерунда! Всё образуется, враг будет разбит, как уже столько раз бывало. И наследника император ещё успеет воспитать и подготовить к нелёгкой миссии... Поздний ребёнок, Франсуа Жозеф Шарль Наполеон при рождении получил титул Римского короля. Для начала. В окружении императора его называли Орлёнком. Его портрет демонстрировался войскам перед Московрецким сражением (для нас - Бородинским). В присутствии мальчика грозный император как будто преображался. В нём просыпался любящий отец. Посреди дня малыш мог зайти в кабинет, и великий и ужасный Корсиканец, на чьей совести сотни тысяч прерванных жизней, десятки разрушенных городов, уничтоженных государств, тут же оставлял все дела и садился расставлять оловянных солдатиков...

Отец и сын Наполеоны. Фото из открытых источников
Отец и сын Наполеоны. Фото из открытых источников

Наполеон так же тихонько вышел из детской. Внизу ждала карета. Император ехал к своей армии. Ни жену, ни сына, он больше никогда не увидит...

Сразу после Нового 1814 года войска союзников перешли Рейн и вторглись в пределы Франции. Все крепости на территории германских государств, отчаянно обороняемые французами, пали. Огромные потери под Лейпцигом. Очередной набор в солдаты толком не успели довести до конца. И то: французский народ уже устал от бесконечной войны, небывалое прежде число дезертиров и уклонистов. И всё-таки... Всё-таки император подготовил достойную встречу.

Большую часть кампании 1814 года Наполеон воюет как никогда успешно. Победы при Бриенне, Шампобере, Монмирале, Шато-Тьери. Выручает, как уже было не раз, манёвренность французов и излишний разброс союзных войск. Русские и прусские корпуса веером нацелились на Францию, и их громят по очереди. Кроме того, в отличие от русских, прусский командующий Блюхер пренебрёг кавалерией - главным тогда фактором внезаапности. В результате при Бриенне старик Блюхер разметал французский авангард и встал на отдых как ни в чём не бывало. А ночь нагрянули основные силы во главе в самим императором... Прусский фельдмаршал едва избежал плена.

Далее союзники задумали слишком сложный для себя манёвр: наступление на Париж начали двумя группировками - вдоль Сены и вдоль Марны. Связь между корпусами снова слабая. А Наполеон карту читает, мгновенно манёвр считывает, десятки комбинаций одновременно в голове проводит и тут же определяет, куда ударить. Император лично проводит войска через Сен-Гондские болота и как снег на голову обрушивается на противника. Итог: три разгромленных русско-прусских корпуса, 16 000 человек и 50 орудий как не бывало... На пике удара оказался самый малочисленный корпус генерала Олсуфьева. Всего-то 3,5 тысячи солдат. Не корпус - смех один! Стойко бились русские - около полутора тысяч прорвались и ушли. Прикрывающий прорыв Олсуфьев захвачен в штыковой свалке.

Наполеон сначала не может поверить, что русских было так мало:

  • Вы лжёте, генерал! Вас было не меньше 18 тысяч!
  • Спросите у своих бригдных генералов, сир. Не думаю, что они будут лгать...

Потом император вспомнил былое:

  • Скажите, господин Олсуфьев, почему вы, русские, ведёте себя как скифы? Зачем Москву сожгли? Такой прекрасный город!
  • Ваше величество! Русские не сожалеют о своих деяниях, а гордятся ими!

Наполеон разозлился и молча кивнул на выход из палатки. Напоминание о злосчастном, всё перевернувшем в его судьбе 1812 годе, то и дело выводило его из себя. "Я должен был умереть в Москве!" - эта назойливая фраза то и дело буровила ему мозг.

И снова были победы. Пруссаков выбили из Труа. Всего за шесть дней одержано шесть побед. Правда, численное неравнество не может не сказываться. Союзники к лету готовы выставить до миллиона человек. Такое число не победить никаким умением, и никакой отваги не хватит. Надеяться остаётся только на разлад внутри коалиции. Австрийцы - самые "надёжные" в этом плане. С самого начала колеблются, склонны к переговорам, компромиссам. Очередной манёвр в марте Наполеон задумывает как раз для них. Решено наступать на северо-восток Франции. С одной стороны - чтобы деблокировать осаждённые крепости, пополнить ряды армии за счёт гарнизонов, с другой - рассечь коммуникации австрийского командующего Шварценберга. Разгром его армии обязательно усилит тенденции к миру. Можно будет хотя бы выиграть время.

И кто же думал, что на это раз тактический приём военного гения не сработает! Хитрый византиец, он же русский император спутал все карты. Настоял на том, чтобы на северо-восточном направлении оставить слабый кавалерийский заслон - пусть отвлекает внимание французов - а все основные силы бросить на Париж. К этому Александра I подтолкнул Талейран, давно предавший Наполеона. "Корсиканец в военном отношении ещё очень силён, но в политическом слаб. Бейте по столице, и всё рухнет!".

И Наполеон несколько дней преследует 10-тысячный отряд генерала Винценгероде, принимая его за русский авангард... Прозрение наступило слишком поздно. Винценгероде принял на себя удар, понёс тяжёлые потери, но роль отвлекающего манёвра сыграл на отлично. А русско-прусские войска уже опрокинули прикрывающие Париж корпуса Мармона и Мортье и вышли прямо к столице. 30 марта после кровопролитного штурма русские и пруссаки захватывают Беллвильские высоты и Монмартрский холм. Здесь идеальная позиция для артобстрела города. Русский царь шлёт соответствующий ультиматум:

  • Я прикажу остановить сражение, если Париж капитулирует. В противном случае к завтрашнему вечеру вы не узнаете своего города!

В два часа ночи 31 марта капитуляция подписана. Перед рассветом в полках большое оживление: солдаты чистят амуницию, отбеливают ремни, натирают пуговицы, нельзя же уронить себя перед парижанами! С рассветом вступили в город. И хотя входила союзная армия (русские, прусаки, австрийцы), верховодил всем российский император. Его статная фигура на белом коне Эклипсе - кстати, подаренном Наполеоном в Тильзите в 1807-м! - приковывала всеобщее внимание. "На передней лошади едет император в голубом кафтане..."

«…Наконец мы в Париже. Море народу… Все кричат: «Да здравствуют русские!..» Государь, не боясь, среди волн народа остановился у полей Елисейских… Народ был восхищен, а мой казак, кивая головой, говорил мне: «Ваше Благородие, они с ума сошли...».
«Русские в Париже в 1814 году» К. Н. Батюшков.

Помимо обыкновенных приспособленцев, восхищались приходом союзников конечно же противники Наполеона. Кто-то из явных роялистов крикнул русскому императору:

  • Мы Вас так давно ждали, Ваше Величество!

Александр с истинно византийским изяществом ответил:

  • Доблесть ваших войск задержала меня!

Ну и конечно не могли не обращать на себя внимания казаки, башкиры, калмыки - истинные дети дикой России. Впрочем, оказавшиеся в целом совсем не страшными. Парижане и парижанки скорее с интересом наблюдали, как станичники устроили на набережной Сены стихйную пляжную зону (Милонова на них не было!).

Наполеон не успел на выручку столицы. Разгадав намерения противника, он мог только воскликнуть:

  • Великолепный манёвр! Никогда бы не подумал, что кто-то из союзных генералов на такое способен!

Своих противников никогда не стоит недооценивать...

Тема не закрыта. Продолжение следует...