Русские единороги, генуэзские "орудия новой конструкции", английские не то селезни, не то драконы — дрэйки (drakes), мортиры и гаубицы с каморами Гомера. Все это — гладкоствольная дульнозарядная артиллерия, морская и сухопутная. Все эти орудия отличаются конической каморой. Так кто, когда и где ее придумал и внедрил?
Напомню: камора в дульнозарядном орудии — та часть ствола, куда помещается пороховой заряд. Может быть цилиндром, совпадающим по диаметру с основной частью ствола, и никак отдельно не выделяться, а может иметь весьма причудливую форму.
Сразу скажу — кто и когда изобрел коническую, в виде усеченного конуса с плоским или полусферическим дном, камору — неизвестно. Если не считать изображений орудий-камнеметов, у которых весь ствол был усеченным конусом, первое упоминание о таких орудиях имеется в описании осадного парка Морица Оранского в 1622 году в Северном Брабанте, в Нидерландах. Появление в Англии относится к 1625 году.
Здесь, как и в первичных источниках: "Пушкаре" (The Gunner) Нортона 1628 года и "Принципы военного искусства" (Principles of the art militarie) Хексама 1640, дрэйки описаны как легкие орудия, предназначенные прежде всего для картечи, для поля и для обороны лагеря. И имеющие калибр в 3-8 фунтов. У Нортона явно указана коническая камора "Taper bored in their Chambers", у Хексама просто камора "short chambred Drakes".
В 1626-27 году Джон Браун, литейщик короля Англии, предлагает для флота облегченные чугунные дрэйки. В 1627 году были отлиты и успешно апробированы 4 орудия. В 1828 году последовал заказ еще на 116 дрэйков, от полупушек до полукулеврин. Они пошли на вооружение десяти новых пинасов, "Львят" (Lion's Whelps), предназначенных для патрульной службы и борьбы с пиратами. Так началась история орудий с конической каморой на море.
За последующие десятилетия они завоевали популярность на английском флоте, отливались как в бронзе, в том числе для "Правителя морей" (Sovereign of the Seas), так и в чугуне. При этом моряки скоро захотели орудия с коническими каморами, однако не облегченные, а отлитые в тот же вес, что и традиционные, полномерные пушки. Это помогало бороться с более сильной отдачей дрэйков, разрушающей обычные морские станки и снижающей точность огня. Звездным часом их было вооружение нового, кромвелевского флота — было заказано и отлито более 1000 орудий.
Пример такого орудия - 18 фунтовая чугунная кулеврина, "iron culverin drake of 8 foote", в Форт-Нельсон, Англия.
Была отлита в 1652 году на домне в Хорсмордене, Кент. Установлена на английском судне "Оук" (голландской постройки, приз, 32 пушки), потерянном в сражении у Схевенингена в 1653 году, найдена рыболовным судном в 1984 году.
Однако с развитием кораблей линии дрэйки вышли из морской моды к концу 17 века. В Англии.
А вот в Италии, точнее в Венеции — напротив. В конце 17 века литейщик орудий Сигизмондо Альбергетти разрабатывает новый тип орудий для противостояния с крупнокалиберной турецкой артиллерией с каменными ядрами. Названы они были неоригинально - "пушки нового изобретения", "cannone di nuova inventione".
Это сравнительно короткие орудия калибров в 200 и 120 венецианских libbre sottili в 301,2 грамма, с коническими каморами с плоским дном. Основное же — они должны были стрелять бомбами. Как видно на рисунке, бомбы должны были быть не сферическими, а цилиндрическими с полусферическими оконечностями. Большие были предназначены для установки на галеры, меньшие, зато в большем числе — на корабли линии.
Также они были снабжены новыми прицельными приспособлениями и возможностью быстрой установки угла вертикального наведения. Альбергетти рассчитывал на стрельбу на дистанцию до 2 миль и подготовил соответствующие таблицы. В общем-то это было полным предвосхищением идей и Пексана, и Фишера. Но — не реализовавшимся в полной мере.
Орудия были отлиты. Два экспериментальных — из чугуна в Англии, последующие, серийные — из бронзы в Венеции. Первая серия включала 48 орудий. Однако венецианские капитаны не спешили пользоваться бомбами, во-первых, опасаясь их, а во-вторых, в первой серии было менее 60 бомб. Остальные снаряды были изготовлены той же формы из камня — сплошные чугунные были бы слишком тяжелы.
На практике, орудия могли поддерживать более высокий темп огня, чем традиционные, и имели не меньшую точность, однако требовали квалифицированного расчета и привычки капитанов. Последние предпочитали бой на привычных коротких дистанциях, и основная идея — бомба пробивает ближний борт противника и взрывается у дна или противоположного борта, как правило, не реализовывалась. Тем не менее орудия стали частью стандартного арсенала венецианских кораблей, как минимум, до середины 18 века. Они были задействованы только в войнах с Турцией, и интереса у основных морских держав не вызвали.
Вернемся же на сушу. А на ней орудия с конической каморой продолжали применяться именно в качестве легких полевых образцов. Цитируя "Учение и практика артиллерии..." Бухнера в русском издании: "Короткие полевые пушки суть те, которые утонены [отлиты тонкими] или с заостренными камерами [каморами]..." Напомню, что первое издание на немецком вышло в 1682 году, русский перевод в 1711.
Обратите, кстати, внимание, что дно каморы показано плоским.
В Росси коническую камору внедрили в 1706 году в 6-фунтовой мортирке, отливавшейся в вариантах одинарном и сдвоенном, их чугуна или бронзы. Причем монтировались они на одном лафете с 3-фунтовой пушкой. Из несерийных орудий в том же 1706 году в Киеве было отлито 5 легких (34 пуда) пудовых гаубиц с конической каморой.
В 1707 году появилась длинная (10-калиберная) гаубица с такой же каморой, но выпуск не превысил 10 штук.
Англия и Голландия продолжали применять на поле боя гаубицы, или, как они обозначены в "Мемориях..." Сен-Реми "мортиры, которые стреляют как пушки" с цилиндрическими каморами.
Одновременно, в тех же "Мемориях..." имеется и прямой источник вдохновения для русских "близнят" и единорогов, на который ссылается в своих записках Данилов, один из авторов систем. Говорит он вот об этом чертеже:
Но на самом деле, имеется и более интересный чертеж одиночной мортиры, и сопроводительный текст.
Сен-Реми сообщает, что мортиры такой формы были в порядке эксперимента отлиты в 1693 году в парижском Арсенале "неким флорентийцем" и успешно опробованы, причем стреляли дальше аналогов с тем же зарядом пороха.
Собственно, по утверждению Данилова, именно дальность стрельбы орудий с конической каморой "показалась" Шувалову, и она была внедрена как в "близнятах", так и в единорогах.
"Близнята" в альбоме "Новая артиллерия..." Шувалова:
Характерно спиленная торель — особенность их и единорогов первых выпусков.
Четвертьпудовый (10-фунтовая граната, 12-фунтовое ядро) единорог оттуда же.
Сдвоенные орудия оказались неудобны, а "одиначка", "близненок", то есть единорог, напротив, использовался с большим успехом. И стремительно начал эволюционировать по пути английских морских дрэйков - в сторону увеличения массы и длины ствола. Прежде всего, из-за все тех же проблем с отдачей и повышенной нагрузкой на лафет.
Подробно история эволюции русских сухопутных единорогов изложена в прекрасном исследовании К. Г. Игошина "О русском единороге. К вопросу о разработке и развитии единорогов как артиллерийской системы", так что повторять ее не здесь вижу смысла. Процитирую из него таблицу особенностей первых трех поколений единорогов, 18 века, которая как раз иллюстрирует тенденцию к удлинению ствола:
И до конца 18 века, гаубицы или пушки-гаубицы с конической каморой появились на вооружении многих стран Европы. И Турции.
Ну а дальше начинается 19 век, и темы других статей.
Основные источники: "Гонка больших калибров во время Первой Морейской войны и пушки нового изобретения Сигизмонта Альбергетти", Кандиани, 2011; "Пушка Содружества", Уилсон, 1988; "Единорог и пушки нового изобретения", Морин, 2011; "О русском единороге. К вопросу о разработке и развитии единорогов как артиллерийской системы", Игошин, 2021. Прочие источники данных и иллюстраций указаны в тексте.
Другие статьи на канале:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!