Если вы хотите успешно продавать товары на Wildberries, Ozon или других маркетплейсах и получать стабильную прибыль, то вам нужно в первую очередь разработать план действий и выбрать определенную стратегию, которой вы сможете придерживаться, двигаясь к своим целям. Все это невозможно сделать без определенных знаний. Здесь, как и в любой другой сфере, стоит изучить “матчасть” - т.е. разобраться в видах и категориях товаров.
Это основы, которые должен знать любой продавец маркетплейсов, чтобы формировать ассортимент своего магазина не стихийно, из всего подряд, что под руку попалось, а четко и целенаправленно.
Категории, о которых я сейчас расскажу, не совпадают с теми, которые вы можете увидеть в каталоге Вайлдберриз или Озон. Они позволяют разделить товары из любых ниш по видам, в зависимости от их особенностей и места в ассортименте.
Разделить товары можно по разным критериям, я использую в основном 2 классификации.
Вариант №1: по востребованности покупателями
- Товары постоянного спроса
Уже из названия понятно, что к этому виду относятся товары, которые люди покупают постоянно, вне зависимости от времени года, моды или политической обстановки. Такие товары - лучший вариант для новичков, с ними меньше всего заморочек при продаже.
Но даже если вы давно торгуете на маркетплейсах, все равно стоит включать такие товары в ассортимент: они сделают бизнес более устойчивым к кризисам, а прибыль более стабильной.
Как продавать такие товары?
Важно вывести карточку в ТОП и удержать позиции, чтобы покупатели шли именно к вам. Для этого задействуется целый комплекс мер, от проработки самой карточки до правильно выстроенной стратегии продвижения. Подробно обо всем этом я рассказываю на своем бесплатном онлайн мастер-классе Маркетплейсы 2024: быстрый старт на любой площадке. Да и в моем блоге вы найдете немало интересных и полезных материалов на эту тему.
- Сезонные товары
Сезонным товар считается, если спрос на него привязан к какому-либо периоду времени или событию. В другие периоды спрос на сезонные товары может снижаться в разной степени - на некоторые незначительно, а на некоторые падает практически до нуля, в зависимости от степени сезонности. Такие товары тоже можно включать в ассортимент, они дают хорошую прибыль в сезон, но их нужно уметь правильно, а главное своевременно продавать.
Для начала лучше выбирать товары с низкой сезонностью, т.е. те, спрос на которые хоть и снижается, но не пропадает совсем, чтобы вы не мучались с остатками, если по неопытности не успеете все продать.
Как продавать такие товары?
Готовиться к продаже сезонных товаров нужно задолго до начала сезона, ведь к этому моменту ваша карточка уже должна быть в ТОПе. В противном случае вы рискуете не успеть распродать товары.
- Трендовые товары
Самый опасный и сложный вид товаров, с ним я категорически не рекомендую связываться новичкам, да и опытным селлерам лучше не продавать их, если не умеете находить тренды за рубежом раньше, чем они выстрелят в вашей стране.
Дело в том, что у трендовых товаров очень короткий жизненный цикл, они круто продаются месяц-два, а потом спрос на них буквально обваливается и они становятся никому не нужно. Именно поэтому с ними легко уйти в минус. Прибыль получают только те, кто первыми начал продавать этот товар.
Как продавать такие товары?
Если вы видите, что товар продается везде и думаете: “Круто, мне тоже надо начать им торговать”, помните, что вы уже опоздали. В своем iТренинге Маркетплейсы 2024 я показываю, как искать трендовые товары за границей, чтобы успевать первым получать с них сверхприбыли, но даже в таком случае не стоит брать их за основу ассортимента. Они могут составлять небольшую его часть.
Вариант классификации №2: по задаче товара
- Товары-решения
Товары из этой категории помогают людям справиться с какой-то конкретной проблемой. Чаще всего это предметы, которые используются в быту, но вообще они могут относиться к любым категориям. Они могут быть сезонными, а могут пользоваться постоянным спросом.
Как продавать такие товары?
В первую очередь нужно учитывать высокий уровень конкуренции. Товары этого вида обычно всем знакомы и привычны, а значит, их много кто продает, в том числе, крупные компании. Стоит адекватно оценить свои ресурсы, просчитать варианты и подумать, сможете ли вы обойти конкурентов в выбранной нише или лучше посмотреть товары другого вида.
- ВАУ-товары
Если товары-решения помогают людям чем-то конкретным, то у вау-товаров назначение прямо противоположное - они в большинстве своем бесполезны, но дают покупателям яркие эмоции. Трендовые товары обычно входят в эту категорию.
Как продавать такие товары?
Продать вау-товар несложно, сложнее сделать так, чтобы человек его потом выкупил. Люди часто совершают подобные покупки на эмоциях, а потом “остывают” и решают отказаться от приобретения. Учитывайте это при выборе подобных товаров, посмотрите затраты на логистику, не хрупкий ли товар, какая у него упаковка, выдержит ли он поездки от покупателя к покупателю, покроет ли маржа такие расходы и т.д.
- Комбинированные товары
Это товары, сочетающие в себе преимущества первых двух видов. По сути, это товары-решения с ВАУ-эффектом. Например, магнитные щетк для мытья окон. Приспособлений для этого дофига, но магнитные щетки позволяют мыть окна сразу с двух сторон и очень выручают тех, кто боится высоты, но не может позволить себе робот-мойщик окон. Если найдете товары из этой категории, обязательно протестируйте их, они, как правило отлично продаются, как у новичков, так и у опытных селлеров.
Как продавать такие товары?
Здесь важно проверить качество товара и убедиться, что у него реально есть заявленные функции и он умеет то, что вы обещаете. В противном случае вы рискуете получить кучу негативных отзывов в свою карточку и остаться без продаж.
Вот и все категории, о которых я хотел вам сегодня рассказать. Подумайте о том, в каком соотношении хотели бы добавить их в свой ассортимент, с какими из них готовы работать прямо сейчас, а до каких предстоит “дорасти”. Придерживайтесь своего плана и у вас все получится!