В коллекции документов Альберта Пика находится напечатанное на машинке исследование Курта Лерке, который, вероятно, известен коллекционерам благодаря своим работам и иллюстрациям к немецким водяным знакам ценных бумаг, о различных вариантах исполнения контрольных номеров. Она по-прежнему представляет интерес и сегодня, особенно для специальных коллекционеров и исследователей, потому что, хотя и не всесторонне, она, тем не менее, интенсивно изучает различные типы контрольных номеров и дополнительных знаков (числовые знаки и звёзды), а также содержит две графические таблички.
Если Лерке имеет в виду каталоги, то это каталоги доктора Арнольда Келлера 1950-х годов, относящиеся к различным срочным денежным знакам (например, серийным и "ходячим" чрезвычайным денежным знакам).
Таким образом, можно предположить, что Альберт Пик получил и использовал исследование для составления "каталогов Келлера" Лерке, отредактированных Карлом Симсеном, которые были переизданы в издательстве "Battenberg" в 1970-х годах.
Возможно, это исследование также послужит вдохновением для коллекционеров в будущем присмотреться к нему повнимательнее и, таким образом, обнаружить в коллекции варианты, на которые до сих пор почти не обращали внимания.
В своём исследовании Лерке использует распространенный в то время термин контрольная цифра с аббревиатурой KZ (Kontrollziffer). Примерно с 1980-х годов, не в последнюю очередь из-за исторически обременительной аббревиатуры KZ, термин контрольный номер все чаще заменялся аббревиатурой KN (Kontrollnummer).
Если даже при большом разнообразии шрифтов и цветов их трудно точно различить, то при многообразии форм, которые имеет контрольная цифра, называемая здесь для краткости KZ, это просто невозможно. Даже длительные исследования никогда не дадут полного результата по этому вопросу, если не считать того факта, что всегда доступна только часть общего материала. Таким образом, представленное здесь исследование может привести только примеры разнообразия, которое, несомненно, покажется читателю удивительным, если он взглянет на две графические панели. Они нарисованы с пятикратным увеличением, чтобы все различия были четко видны.
В таблице 1 впервые представлен наиболее распространенный тип KZ, который по форме цифр можно было бы назвать "нормальной формой". Две различные основные формы обозначены как Тип I и Тип II, как указано в каталогах. Основным отличием обоих типов, то есть их наиболее существенной отличительной чертой, являются цифры 2, 7 и 5. На Тип цифры изогнутые, на Тип II — прямые сверху и у основания. Также следует отметить, что встречаются оба типа — "узкий" и "широкий", т.е. цифры расположены близко или далеко друг от друга. Как видно из таблицы, при узкой форме цифры всегда уже, чем при широкой. На Тип II они, как правило, шире, чем на Тип I.
Цифры 2 и 7 по своей форме являются надёжной отличительной чертой этих двух типов, но в цифре 5 уже иногда обнаруживаются различия. Конечно, его можно рассматривать как характеристику только вместе с другими. Цифра 4 является лишь условным отличительным признаком. На Тип I, широкой формы, она открыта, но в остальном обычно закрыта сверху, то есть на Тип I, узкой формы, и на Тип II.
Если бы это было всё, то можно было бы считать, что различать формы контрольных цифр не так уж и сложно. Но — как и в случае с самыми разными формами письма, здесь также есть много разновидностей, отличающихся от "нормальной формы", а именно смешанные формы. Здесь начинаются трудности, потому что здесь вышеупомянутые характеристики применимы лишь в очень ограниченной степени. Здесь начинаются варианты, количество которых не ограничено. В таблице 1 приводится несколько примеров этого.
На примере Нёрдлингена показана контрольная цифра с обозначениями № со звёздочкой, цифры которого очень похожи на блочный шрифт. Приведённые ниже примеры с чёрточками также имеют сходство с блочным шрифтом. Знак "№" сам по себе имеет необычную форму, сильно отличающуюся от примеров, показанных позже. Один раз он выделен жирным шрифтом с мелкими тонкими цифрами, другой раз — более мелким шрифтом с цифрами того же размера.
Декоративную цифру "Vegesack", форма которой встречается редко, следует назвать красивой, тем более что по своему характеру она хорошо сочетается с внешним видом. Контрольная цифра (форма III), выполненная "Westerholt", — это уже курьез. KZ имеет высоту 5,4 мм, а 5 — только 4,6 мм. Вероятно, она использовалась в качестве замены сломанной цифры в числителе, когда не было подходящего числа 5.
На примере "Jarmen" показаны четыре различные формы контрольных цифр первого издания. I имеет цифры нормальной формы типа I и восьмилучевую звезду. II имеет обычный тип цифр в форме гладкого разреза с открытым 4, но в остальном он похож на обычный тип II. III похож на II, но снова закрыл 4. Таким образом, эти две формы уже являются правильными смешанными типами, обратите внимание на цифру 5. IV соответствует III, но перед номером есть маленькая звездочка, нарисованная справа в I. Обозначение I-IV по каталогу.
Таблица 2I впервые демонстрирует одну особенность. Выпуски Эшвеге за 1918 и 1919 годы показывают любопытные контрольные цифры. Что ж, на самом деле это не так, а всего лишь кажущийся KZ.
В качестве последнего примера показан городской выпуск. Здесь KZ обозначен заранее напечатанной цифрой, которая не принадлежит нумератору. Обычный четырёхзначный KZ бывает либо 3,5 мм в высоту, широкий, либо 3,7-3,9 мм в высоту, узкий. Здесь следует ещё отметить, что размер цифр в KZ во многих случаях неоднороден. Поскольку пальцы аппарата подвижны, их отпечаток, естественно, неравномерный, сильный или более слабый, и поэтому в большинстве случаев влияет на разницу. Здесь, в Кале, четырёхзначный KZ с номерами, превышающими 9999, теперь имеет одну из цифр 1-7, предварительно напечатанную. Предположительно, для всех значений они встречаются, предварительно напечатанная цифра имеет тот же размер, что и KZ (не нарисована), или она меньше или больше, соответственно. Знак "№" имеет одинаковый размер и форму на всех имеющихся купюрах. В примерах показаны KZ 3,9 мм с предварительно напечатанным 1 размером 3,6 мм и KZ 3,5 мм с предварительно напечатанным 7 высотой 3,9 мм, при этом последняя цифра цифр не прорисована. — Особо следует упомянуть также шестизначный KZ, который отличается от остальных. Она имеет сразу несколько особенностей в одной не представленной здесь купюре, 50 пфенниговой, под номером 074553, 4 мм в высоту, широкой формы, 7 имеет форму типа I, но ширина 4 соответствует типу II. Кроме того, любопытно, что цифры 07 расположены на расстоянии 3,5 мм друг от друга, а между 7 и 4 — даже 4 мм. Расстояние между четырьмя последними цифрами составляет 3,75 мм каждая, считая от центра цифры до центра цифры. Так что в этих цифрах скрыты самые разные вещи.
Здесь также следует упомянуть первое берлинское издание, в котором, помимо шестизначного KZ, есть ещё строки с предварительно напечатанными цифрами. Для этого необходимо внести корректировку в каталог. Строка с А должна иметь семизначное значение KZ, что уже противоречит указанию в предисловии, что существуют только шестизначные числительные. На самом деле это тоже неправда. В этой серии также была безупречно напечатана первая цифра, как это показано на настоящих купюрах с 0 1 2 3. Однако, как и в случае с берлинцами, в большинстве случаев они кажутся очень чистыми и поэтому ничем не примечательными. Но измерительная лупа ясно показывает, что предварительно напечатанные цифры 2 и 3 имеют круглое точечное окончание, а цифры печатного станка — нет. Таким образом, форма отличается от формы других цифр, например, 4 (всегда закрытых) или 5, что указывает на то, что они напечатаны заранее.
В дополнение к предыдущим замечаниям здесь следует упомянуть исследование Требница с рисунком на табличке 6 [имеется в виду каталог].
Наибольшее разнообразие в KZ демонстрируют номерные знаки, из которых на табличке 2 представлена небольшая подборка из 18 штук. Кроме того, зритель сможет заметить, что все примеры контрольных номеров, показанные ранее, имеют другую форму. Охватить всю совокупность форм просто невозможно. Что касается рисунка, следует отметить, что здесь частично было отклонение от пятикратного увеличения. Все рисунки были выполнены одинакового размера, чтобы иметь больше возможностей для сравнения. Для читателя, который захочет сравнить формы, назовём места их происхождения: Нёрдлинген — формы 1 и 2, Эрфурт — 3, Лебежун — 4, Лакау — 5, Эбинген — 6, Гемюнден — 7, Котбус — 8, Деггендорф — 9, Эрфурт и Франкенхаузен — 10, Тондерн — 11, Гольдап и Ильзенбург — 12, Лассан — 13, Глюксбург — 14 и 15, Айзенах — 16, Флёха — 17, Эрфурт — 18.
Для коллекционера в каталоге могут быть указаны только основные отличия. Но как их назвать так, чтобы коллекционер мог их правильно найти? Формы 1 и 2 можно обозначить как узкие и широкие, начиная с перпендикуляров, а формы 6 и 3 — как узкие и широкие, но масштабом будет общая ширина. Но как отличить 2 и 3? 2, если рассматривать перпендикуляры, шире, но снова уже по общей ширине, чем 3. Это четыре формы, похожие друг на друга, но простое указание на различие невозможно. Аналогично обстоит дело с формами 4, 8 и 9. Буква N является "наклонной", но это очень разные формы, в которых, тем не менее, практически невозможно указать разницу, за исключением специальных форм для этого, 5 и 7. 5 можно обозначить как "толстый", а 7 — как "блочный".
Эти примеры уже показывают, что точные различия в обычном каталоге исключены. Их можно издавать только в специальных изданиях. Каталог может содержать только основные формы, семь из которых можно чётко различить без особого труда. Это избавляет коллекционера от многих хлопот, но даёт специалисту свободу действий в его стремлении к исследованию. Таким образом, каталог может принести что-то вроде:
- I № [наклонный] крутой — формы 1, 2, 3, 6
- II № [наклонный] — формы 4, 8, 9. 5 и 7 с добавлением толщины соответственно, "блочный тип"
- III № [прямой] — формы 13, 14, 15
- IV Nr [наклонный] — формы 10, 11; форма 12 с добавлением типа блока
- V Nr [прямой] — форма 16
- VI NR [прямой] — форма 17
- VII Nr [Fraktur] – форма 18
Относительно III следует ещё заметить, что между точкой и тире в «о» нет никакой разницы, так как в печати они часто получаются неясными. Для чёрточки в № может быть использован блочный тип No.
Из всего многообразия признаков, встречающихся в форме звёздочек и т.п. на KZ, показано 17 примеров. Чаще всего встречаются шестилучевые звёзды форм с 1 по 6. Здесь каждую из трёх форм можно назвать маленькой или большой, соответственно, но не более того. Различия между 1 и 2 или 3 и 4, "плотными" и "светлыми", вероятно, хорошо видны на чертеже, но между ними есть ещё много вариантов! Часто примерами Нечкау являются восьмилучевые звёзды, как показано на рисунках 13 и 15. Разница в размерах часто бывает неясной, различение возможно только между светом и плотностью. В Нечкау также можно найти редкую пятилучевую звезду. Он похож на форму 10, то есть полностью чёрный. Размер соответствует форме 11, диаметр 4,5 мм. Положение — двумя остриями вверх, одним вниз. Звезда находится на расстоянии около 9 мм от KZ. Он рассчитан как 17 на 10. Пятилучевая звезда, выпущенная в Эйзенахе, неизвестна.
Все остальные формы встречаются реже. Звезда 7, шестиугольная с ярким центром, встречается в Ашерслебене и Потсдамской солдатской серии, но здесь она используется только в качестве слепого оттиска.
Формы с 8 по 11 можно найти в Бадце, они уже немного выходят за рамки обычного.
Указанной здесь пятилучевой звезды не существует. Это та же звезда, что и 10, за исключением того, что здесь выбит левый зубец. Соединение пятилучевой звезды с шестилучевой звездой (17 и 10) уже показывает совершенно различную конструкцию обеих форм. Форма 10 также находится в положении стоя, т.е. острием вверх и вниз, как в случае с Jarmen. Розетку 12 можно найти в Целле, цветок 16 — в Магдебурге.
Следует отметить ещё несколько особенностей. В Бохуме перед печатью KZ высотой чуть менее 4,5 мм находится квадратный блок со стороной 5 мм. Аналогично обстоит дело с серией Ауэрбаха от 1.7.21. На KZ 3 мм перед KZ находится блок высотой 3,7 мм, который находится на обрамлении и обычно имеет слабую печать. При некотором воображении по внешнему виду этого слабого отпечатка можно прочитать букву А. Купюры с A (сколько?) существуют в США по указаниям коллекционеров. Серия, к слову сказать, имеет KZ на I (гладкой бумаге) также с предварительно напечатанным 1 (= миллион) на 3 и 4,5 мм. 1 при этом уже находится в середине обода из-за ширины контрольной цифры.