ПроАвтобизнес

Как мировой автоконцерн пытался нарастить экспортный потенциал России

Это был интересный прецедент в новейшей истории развития российского авторынка за последние два десятка лет. Тогда на волне прихода зарубежных автопроизводителей в Россию, французский Peugeot скооперировавшись с японским Mitsubishi решили построить в Калуге завод (ПСМА Рус). Японцы стали производить на нем кроссовер Outlander, а вот французы сделали большую ошибку.

Дело в том, что в нулевые годы на российском рынке сегмент автомобилей С-класса занимал более 30%. Здесь появились такие сильные игроки как Ford Focus, Skoda Octavia, Chevrolet Cruze, VW Jetta, Toyota Corolla, KIA Cerato, Chevrolet Lacetti и др. На этой «модной волне» французские маркетологи и посчитали, что Peugeot должен вывести автомобиль этого класса, и успех будет гарантирован. Но события потекли совсем по другому сценарию.

Локализованный Peugeot 408
Локализованный Peugeot 408

Два французских автомобиля Peugeot-408 и Citroen C4 не интересовали российских покупателей от слова совсем. Продажи были мизерными, никакими маркетинговыми ходами положение не удавалось выправить.

Причина же столь низкой популярности лежала на поверхности. На российский рынок буквально обрушился вал «народных иномарок» – автомобилей класса В+. Они сильно выигрывали в цене, и практически не проигрывали старшему классу С в размерах и оснащении. И вскоре выбор российского покупателя склонился в сторону локализованных Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, и позднее, отечественной Lada Vesta. Вот такой провал в РФ случился у французов из PSA (Peugeot-Citroen).

Peugeot-301
Peugeot-301

И если у партнера по заводу ПСМА Рус японского Mitsubishi дела шли блестяще, то у французского партнера из рук вон плохо. Была предпринята попытка вывести на российский рынок аналог «народных иномарок» модель класса В+ Peugeot-301, но и она оказалась неудачной. Этот автомобиль импортировался из Испании, поэтому, когда на рубеже 2014-2015 гг произошла девальвация национальной российской валюты этот нелокализованный автомобиль оказался с неконкурентоспособным ценником.

Но французы были в постоянном поиске и нашли пустующую нишу на российском рынке. Это фургоны и микроавтобусы. На конвейер завода ПСМА Рус в Калуге были поставлены коммерческие фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy, а также пассажирские микроавтобусы Citroen Space Tour, Peugeot Traveller.

На конвейере ПСМА Рус
На конвейере ПСМА Рус

Затем французы открыли для себя и впоследствии сделали ставку на коммерческие «каблучки», ниша которых на российском рынке фактически пустовала. Вскоре в России появились локализованные автомобили Peugeot Partner и Citroen Berlingo, позже Opel Combo. И при подписании специвестконтракта (СПИК) в 2019 году с российским правительством французы берут на себя обязательства глубокой локализации своих коммерческих автомобилей. В частности, организация производства легкого дизеля и коробки передач.

Коммерческий "каблучок" Peugeot Partner предназначен для малого и среднего бизнеса
Коммерческий "каблучок" Peugeot Partner предназначен для малого и среднего бизнеса

Таким образом, предстояло пройти путь от отверточной сборки на полный цикл, и затем на достаточно высокий уровень локализации. В ПСМА Рус говорили о 80%. Оборудование для выпуска «каблучков» перевозили из Испании. В свою очередь, там на испанском заводе наладили производство нового поколения французских «каблуков». И вот что интересно, на этом процесс трансферта оборудования в Россию не завершился.

Citroen Berlingo
Citroen Berlingo

Дело в том, что Stellantis одним из первых среди зарубежных автопроизводителей решился на выпуск в России дизеля и механической коробки передач, причем, даже для отправки их из России на экспорт.

Еще в январе 2021 году в России наладили производство легкового дизеля Peugeot HDi 1.6. в Калуге, здесь начали выпускать 95-сильную версию дизельного мотора с крутящим моментом 216 Нм. На ПСМА был произведен монтаж линии по выпуску двигателей. Оборудование для этой линии было поставлено из Китая.

Первый французский дизель в Калуге, произведенный на заводе ПСМА Рус
Первый французский дизель в Калуге, произведенный на заводе ПСМА Рус

А вот для производства механических коробок передач должно быть демонтировано оборудование и поставлено в Калугу из французского Валансьена, где у PSA свой завод. Причина такого переноса в том, что европейские автопроизводители переходят на электромобили, и освобождается оборудование по выпуску автомобилей с ДВС.

Но тут происходит интересная загогулина. В начале 2021 года на карте мировой автоиндустрии появляется новорожденный гигант под немного странным названием Stellantis. Эта транснациональная компания, образованная в результате слияния итальяно-американского автопроизводителя FIAT Chrysler Automobiles (FCA) и хорошо нам известной французской группы PSA.

В результате получается конгломерат из 14 марок. Американских Jeep, Chrysler, RAM, Dodge, итальянских FIAT, Alfa Romeo, Lancia, Maserati, французских Peugeot и Citroen, немецкого Opel и британского Vauxhall.

-8

Как и положено при аналогичных слияниях начинаются процессы оптимизации, рационализации и прочих перемен. И, казалось бы, небольшой по меркам Stellantis завод в Калуге находит свое место в корпоративной структуре автопроизводителя.

Неполучившийся экспортный "прорыв" российского автопрома - фургон FIAT Scudo
Неполучившийся экспортный "прорыв" российского автопрома - фургон FIAT Scudo

Его ориентируют на экспортное производство фургонов FIAT Scudo. По замыслу, автомобили, выпускаемые в Калуге, должны были поступать на европейские и иные рынки. Объем экспорта фургонов из РФ планировался на уровне 30 000 автомобилей в год. Вот такое возвращение FIAT в Россию готовил новый концерн Stellantis.

Но, как сказал в одном из давних интервью Wall Street Journal руководитель концерна Stellantis Карлос Таварес, за последние десятилетия автомобильная промышленность много раз подвергалась влиянию геополитики. Не стал исключением и 2022 год. Завод в Калуге остановился, планы выброшены в корзину.

А что сегодня?

Кто давно держит руку на пульсе авторынка помнят те времена, когда итальянский FIAT фактически соперничал с немецким Volkswagen на европейском рынке. Но те времена безвозвратно прошли и сегодня «большая итальянская тройка» даже на европейском рынке теряется не только среди новых брендов наподобие Skoda и Dacia, но и пришлых – Toyota, Hyundai, KIA и т.п. Под большой итальянской тройкой имеются ввиду марки FIAT, Lancia, Alfa-Romeo.

Кстати, следует вспомнить интересный эпизод примерно 10-летней давности, когда тогдашний руководитель немецкой Audi предложил продать немцам Alfa Romeo. Настолько котировался тогда этот бренд. А легендарный топ-менеджер FIAT Серджио Маркионне мечтал продать приносящий только убытки Alfa Romeo.

А что же сегодня? Удивительно, но среди всего многообразия семьи Stellantis, состоящего из 14 брендов, по итогам прошлого года, самым результативным оказался … итальянский FIAT. Да-да, не Peugeot, ни Citroen, ни американский Chrysler, а казалось бы, "загибающийся" в Старом свете FIAT. Его общий итог продаж составил 1,35 млн автомобилей.

Интересен вопрос, а за счет чего итальянец занял первое место в этом безумном конгломерате марок Stellantis? Оказывается, его успех стоит на трех китах, точнее трех рынках. Итальянский автопроизводитель только в Южной Америке продал 542 тысячи своих автомобилей, а его доля там достигла 14,5%. Наиболее высока его доля на домашнем итальянском рынке (12,8%), а также в Бразилии (21,8%), Турции (15,8%) и, внимание… Алжире (78,6%).

А вот из моделей самой популярной на домашнем рынке стала малютка FIAT Panda, в Бразилии наибольшим спросом пользовался пикап FIAT Strada, а в Турции и Алжире «народная иномарка» FIAT Tipo/Egea.

FIAT Egea популярен на турецком рынке
FIAT Egea популярен на турецком рынке

Все время посещает мысль, а что, если бы итальянский концерн в первое десятилетие нынешнего века сумел бы построить в России совместно с владельцем российского Sollers Вадимом Швецовым автозавод на 500 000 автомобилей в год, какой бы был расклад на российском рынке еще двухлетней давности.

Но с высоты прошедших лет мы знаем, если бы такой супер-завод появился в России, то, наверняка, сегодня это был бы неработающий актив, как заводы Volkswagen в Калуге, или Toyota в Санкт-Петербурге. И сегодня туда бы пытались завести какую-нибудь китайскую компанию.

Но сегодня на калужском ПСМА Рус, как известно, начата сборка первых Citroen C5 Cross из поставляемых Dongfeng комплектов. Насколько удачным окажется этот проект? Нам сегодня уже не до экспорта. Загрузить простаивающие мощности, нет актуальнее сегодня задачи.

-11

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz