Найти в Дзене

Огромная шляпа, роль петуха, сон в гробу и модные тенденции.

К XVIIIв в европейской театральной традиции закрепились привычные нам амплуа. Все роли исполняли мужчины. Актеры с эффектной внешностью, звучным голосом, темпераментом и «умеющие носить фрак», могли рассчитывать на амплуа героя. Актеры менее представительные и эффектные играли комические роли, к примеру «обманутого отца», что считалось менее престижным.   Границы амплуа до ХХв были довольно жесткими и актер играющий характерного персонажа даже старея, оставался в рамках комического или трагического персонажа. Это сказывалось на статусе и заработке. Трагические и драматические актеры зарабатывали больше комических, «герой» зарабатывал больше всех, на нем держался спектакль. К «героине» тоже предъявлялись требования: «рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук…Голос большой силы и диапазона..» И это еще не весь перечень. Когда на театральные подмостки вышли женщины, что раньше считалось аморальным, они отвоевали у юных актеров, ранее и

Шляпа "Весёлая вдова" авторства леди Люсиль Дав-Гордон.
Шляпа "Весёлая вдова" авторства леди Люсиль Дав-Гордон.

К XVIIIв в европейской театральной традиции закрепились привычные нам амплуа. Все роли исполняли мужчины. Актеры с эффектной внешностью, звучным голосом, темпераментом и «умеющие носить фрак», могли рассчитывать на амплуа героя. Актеры менее представительные и эффектные играли комические роли, к примеру «обманутого отца», что считалось менее престижным. 

 Границы амплуа до ХХв были довольно жесткими и актер играющий характерного персонажа даже старея, оставался в рамках комического или трагического персонажа. Это сказывалось на статусе и заработке. Трагические и драматические актеры зарабатывали больше комических, «герой» зарабатывал больше всех, на нем держался спектакль.

К «героине» тоже предъявлялись требования: «рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук…Голос большой силы и диапазона..» И это еще не весь перечень.

Когда на театральные подмостки вышли женщины, что раньше считалось аморальным, они отвоевали у юных актеров, ранее исполнявших женские роли, амплуа травести. Теперь хрупкие актрисы с менее отчетливыми формами начали играть детей, юношей, пажей и даже животных. В классической драматургии можно вспомнить Виолу из «Двенадцатой ночи» Шекспира.

Американская актриса Мод Адамс в роль Орленка.
Американская актриса Мод Адамс в роль Орленка.

К примеру, Мод Адамс , американская театральная актриса начала ХХв, соперница Сары Бернар, стала по настоящему знаменитой после исполнения Питера Пэна в одноименной пьесе Дж.Барри.

Мод Адамс в роли Питера Пэна.
Мод Адамс в роли Питера Пэна.

Курьез: прославилась Мод Адамс ролью.. петуха в бродвейской пьесе «Шантеклер».

Актриса Мод Адамс в роли петуха Шантеклера.
Актриса Мод Адамс в роли петуха Шантеклера.

А французская актриса Сара Бернар вышла за рамки и сыграла Гамлета, явно мужскую роль.

Сара Бернар в роли Гамлета, принца Датского.
Сара Бернар в роли Гамлета, принца Датского.

Она вошла в историю театра как исполнительница драматических ролей. Мадемуазель постоянно эпатировала общественность не только ролями. Отцом ее сына Мориса был настоящий принц Анри де Линь, в зрелые годы Бернар играла на сцене после ампутации правой ноги, возила с собой гроб и иногда спала в нем.

Сара Бернар, спящая в гробу.
Сара Бернар, спящая в гробу.

При этом именно Сара Бернар начала носить мужской костюм в качестве женского уличного наряда задолго до Марлен Дитрих.

Сара Бернар в качестве автора скульптуры в брючном костюме.
Сара Бернар в качестве автора скульптуры в брючном костюме.

Её наряды всегда вызывали повышенный интерес, она сотрудничала со многими кутюрье, внося собственные коррективы в их модели. После громкого успеха пьесы Сарду «Федора» в 1882г, где актриса играла главную роль, в моду вошли аксессуары «а-ля Федора», один из которых, широкополая шляпа не только продержалась до XXв, но попала в мужской гардероб и не выходит из моды до сих пор. 

Сара Бернар в шляпе "Федора" ,1880г
Сара Бернар в шляпе "Федора" ,1880г

После завоевания Европы, Сара Бернар отправилась завоевывать Америку с 42 кофрами нарядов, как своеобразный Посол моды. Предприимчивые американцы тут же предложили «купить ее имя» в целях рекламы.

Пудра "Сара Бернар" рекламный плакат.
Пудра "Сара Бернар" рекламный плакат.

Имя Сары Бернар и сыгранных персонажей носили пудра, конфеты, перчатки, булавки для галстуков. Реклама принесла денег больше, чем игра в театре! Эти деньги пошли на создание её собственной труппы в Париже.

Аксессуары со сцены проникают в моду. 

Леди Люсиль Дав-Гордон, о которой вы можете прочесть тут

имела свой модный дом с 1895г и с успехом одевала всех лондонских актрис. Работающие у нее девушки- манекенщицы получали уроки актерского мастерства. А показы моделей представляли собой сценки с репликами.

Шляпа от Мэри Видов фасона "Веселая вдова"
Шляпа от Мэри Видов фасона "Веселая вдова"

Для спектакля «Весёлая вдова» в 1908г леди Люсиль создала костюмы. В том числе шляпу, ставшую настолько популярной в 1908г, что все уважающие себя дома моды, шляпницы и модистки скопировали эту огромную шляпу. Шляпу, названную в честь спектакля «Веселая вдова» носили все.

Идею показа-спектакля подхватил Поль Пуаре. О нем вы можете прочесть тут

В 1913г Поль Пуаре выпустил свой показ «Минарет», с которым он объехал мир.

Некоторые манекенщицы модных показов- спектаклей ХХв впоследствии стали актрисами.

Разделение портных для аристократии и отдельно для актрис, бытовавшее раньше, становится неактуально. Так Жак Дусе шьет одновременно и для Вандербилдов, и для ведущих актрис. Жак Дусе (1853 - 1929) На фотографии: кутюрье в домашней одежде.

Жак Дусе в домашней одежде.
Жак Дусе в домашней одежде.

Долгое время в актеры шли представители небогатого класса. Что касается России, большею частью русская актриса или крепостная, или мещанка, или дочь незначительного чиновника, мелкого купца, или незаконнорожденная.

Театр считался непристойным занятием, а актеров хоронили за церковной оградой, вместе с самоубийцами, ворами и преступниками. 

В ХIХв театр приобретает статус респектабельности, а с начала ХХв актерская профессия становится настолько престижной, что в Англии дают дворянские титулы за заслуги на сценическом поприще.

  В 30г ХIХв появляется привычный нам термин «селебрити»-«знаменитость». Актрисы- объекты подражания, образец женственности, без социальных условностей. С этого времени буржуазия относится более благожелательно к желанию чад «пойти в артисты».

  В 1899г в Париже впервые называют улицу в честь актрисы -парижанки, композитора, певицы и актрисы -Mireille Hartuch, более известной как Мирей (1906—1996). И хотя ещё в 1867г в честь представителя театра Мольера была названа улица, Rue Molière, рю молье́р, ул. Мольера, но в честь актрисы до этого времени улиц не называли. 

  С этого времени актрисы начинают представлять и рекламировать модные наряды, аксессуары и товары роскоши(перчатки, меха, духи, шелковое белье, что не пристало рекламировать добропорядочным женщинам.

Реклама товаров с упоминанием  имени актрисы Джейн Хэдвиг
Реклама товаров с упоминанием имени актрисы Джейн Хэдвиг

Самые рискованные для рекламы товары, нижнее белье и косметика, ранее представленные в печатных изданиях отрисованными, теперь можно было увидеть на фотографиях вживую.

Косметика это непристойно. Добропорядочные женщины только припудриваются. Но благодаря актрисам помада понемногу проникает в женскую косметику к духам и пудре.

Журналы "The Theatre" и "Comedia Illustre" начала XXв
Журналы "The Theatre" и "Comedia Illustre" начала XXв

В журнале «The teatеr» публикует не только репортажи о театре. Отдельные статьи непосредственно о моде.

В журнале "The Theatre" публикуются статьи о модных тенденциях.
В журнале "The Theatre" публикуются статьи о модных тенденциях.

В журналах в качестве рекламы печатаются репортажи подготовки выхода на сцену: какой марки крем, какого портного одежда.

В «Харперс базар» в отдельной модной колонке, в «Нарядах, увиденных на сцене», подробно описывались платья из гардероба актрис. Выпускались открытки актрис в модных платьях. Публика пыталась копировать модели. 

Шляпа Шанель на обложке журнала "Comoedia Illustre" 1908г
Шляпа Шанель на обложке журнала "Comoedia Illustre" 1908г

В1908г в журнале «Комеди иллюстре», с материалами светской хроники, на обложке впервые опубликована шляпа Шанель, шьющей для дам полусвета и актрис. И именно это послужило толчком в ее карьере.

Скандальная фотография Билли Берк в желтой пижаме.
Скандальная фотография Билли Берк в желтой пижаме.

Сфотографироваться в пижаме в начале XXв было так же непристойно, как выйти на сцену голой. Актрисы могли себе это позволить в рамках роли или на постановочных фотографиях.

Актриса Билли Берк.
Актриса Билли Берк.

Одной из таких рисковых актрис была Билли Берк(Бёрк). Невзирая на эпатажность, она служила моделью для подражания. К примеру, актриса любила розовый цвет, считающийся неподходящим к ее рыжим волосам. Через год после воцарения на сцене Билли Берк рыжеволосым дамам со страниц журналов розовый цвет рекомендовался как наиболее подходящий к рыжему цвету волос.

Реклама с фотографиями Билли Берк.
Реклама с фотографиями Билли Берк.

Продолжение следует.

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки и комментарии приветствуются.