Найти в Дзене

Похороненные за церковной оградой. История театра.

Курьёз, но в Средневековье актеров хоронили за церковной оградой, так как считалось, что у них нет души. В Европе это продолжалось до 18в, а в России до 19в. Прародителями театра можно считать римские Сатурналии, христианские мистерии и театр Комеди дель Арте, о котором можно прочесть тут⬇️ В античном театре роли могли исполнять уважаемые люди, театр не подвергался остракизму. В Риме роли на сцене играли рабы и вольноотпущенники, что снизило статус театра. Византийские представления при банях- действо непотребное. В Средневековье площадные театральные представления, скоморошество на потребу толпы, порицалось церковью как действо непристойное, а потому недостойное порядочных христиан. До XVIв театральные труппы скитались, как и трубадуры. В 1599г во Франции в парижском «Бургундском отеле» организовывают первую стационарную труппу. В этом же году и в Лондоне появляется стационарная труппа. Это уже не площадный театр. Театр начинает приобретать статус, покровительствовать актерам мо

Театральное представление в правление ЛюдовикаXIV.
Театральное представление в правление ЛюдовикаXIV.

Курьёз, но в Средневековье актеров хоронили за церковной оградой, так как считалось, что у них нет души. В Европе это продолжалось до 18в, а в России до 19в.

В античном театре по маскам издали был понятен персонаж.
В античном театре по маскам издали был понятен персонаж.

Прародителями театра можно считать римские Сатурналии, христианские мистерии и театр Комеди дель Арте, о котором можно прочесть тут⬇️

В античном театре роли могли исполнять уважаемые люди, театр не подвергался остракизму. В Риме роли на сцене играли рабы и вольноотпущенники, что снизило статус театра. Византийские представления при банях- действо непотребное.

Площадной театр-любимое развлечение низшего сословия Средневековой Европы, невзирая на запреты церкви.
Площадной театр-любимое развлечение низшего сословия Средневековой Европы, невзирая на запреты церкви.

В Средневековье площадные театральные представления, скоморошество на потребу толпы, порицалось церковью как действо непристойное, а потому недостойное порядочных христиан.

Первые стационарные театры выглядели так.
Первые стационарные театры выглядели так.

До XVIв театральные труппы скитались, как и трубадуры.

В 1599г во Франции в парижском «Бургундском отеле» организовывают первую стационарную труппу. В этом же году и в Лондоне появляется стационарная труппа. Это уже не площадный театр. Театр начинает приобретать статус, покровительствовать актерам модно. Сами труппы с этого времени называются в честь вельможного покровителя. «Слуги лорда-канцлера», «Слуги адмирала». Для театров выстраивают специальные здания.

Платье с плеча покровителя надевали невзирая от представляемой пьесы.
Платье с плеча покровителя надевали невзирая от представляемой пьесы.

Покровительство вельмож специфическое: они жертвуют свои наряды из бархата, парчи и роскошных тканей труппе или конкретному актеру.

Костюм-собственность актера, в нем он играет в пьесах, невзирая на историческую уместность или неуместность его.

Портрет ЯковаI Стюарт.
Портрет ЯковаI Стюарт.

С 1663г ЯковI Стюарт пишет указ, по которому только члены королевской семьи вправе покровительствовать актерам. Для актеров это еще более почетно: «Слуги принца Уэльского»-звучит!

Римский патриций в представлении костюмеров XVIIв
Римский патриций в представлении костюмеров XVIIв

Настоящую респектабельность театр приобретает в XVIIв при ЛюдовикеXIV, покровительствовавшем Мольеру, при котором театр отчасти начинает походить на современный. ЛюдовикXIV, как до этого и ЛюдовикXIII, обожал представления. Настолько, что в балете исполнял не только главную роль, но несколько второстепенных.

Театральное представление XVIIв
Театральное представление XVIIв

Началось все с балета, затем король увлекся, и дело дошло до театра. Театр вошел в моду.

Драма и опера при этом котировались гораздо выше, чем комедийный жанр. Только пьесы Гольдони исправили ситуацию.

Гардероб комедиантов составляли платья покровителей, порой гардероб стоил как вся труппа с тележкой и ослом в придачу. Вельможи расставались со своими платьями, отдав их актерам, и потом любовались на них из зала.

Театральное представление.
Театральное представление.

Кстати, наиболее вельможных посетителей рассаживали непосредственно на сцене в качестве дорогих декораций. Правда, актеров они видели со спины, зато самих вельмож видели все, пришедшие на представление. И слышно было прекрасно.

Театральные  костюмы для греческой трагедии.
Театральные костюмы для греческой трагедии.

Что касается сценического гардероба, то долгое время с ним особо не заморачивались в плане исторической достоверности. Костюмы не различались по эпохам. Греческие трагедии или библейские истории играли в платье по моде того времени. Так что древние греки ходили отнюдь не в туниках, а в панталонах и фижмах. Это же касалось и причесок, и всего остального. И вообще, главное в костюме все должно было услаждать взгляд, создавать красивую картинку.

Так что дровосеки и пастушки на сцене были порой одеты богаче некоторых придворных. Тем более, никто не требовал достоверной актерской игры, никаких «не верю!». Достаточно было встать в красивую позу и отчетливо продекламировать диалог, большего и не требовалось.

17в стал переломным для театра. На сцене появились не допускаемые до театрального действа женщины. До этого, начиная с греческих представлений, все роли играли мужчины. В роли женщин выступали юноши. И, да, Джульетту тоже играл симпатичный парень, а не девушка.

Маски Театра Дель Арте
Маски Театра Дель Арте

Впрочем, что касается итальянского уличного театра Дель Арте, там были роли для женщин: сметливой служанки и Возлюбленной. Но это являлось, скорее исключением. Тем более, уличный театр для толпы, а не для светских ценителей.

Сир Годфри Неллер "Портрет Элизабет Барри"
Сир Годфри Неллер "Портрет Элизабет Барри"

Первой английской актрисой считается Элизабет Барри(ок.1658-7ноября 1713г). Появившись на сцене в возрасте семнадцати лет в роли служанки в «Алкивиаде» Томаса Отуэя в 1675г, она играла столь плохо, что была уволена сразу же. Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер, заключил пари, что за полгода сделает из Барри превосходную актрису. Начав обучение, граф Рочестер обнаружил, что опекаемая начисто лишена музыкального слуха. Для компенсации этого недостатка, граф научил актрису вживаться в образ, превращаться в персонажа. И в сезоне 1680—1681 г Барри стала ведущей актрисой труппы Duke’s Company, выступая вместе с актёром Томасом Беттертоном. Причем она играла комедийные, драматические, трагедийные роли и воплотила на сцене более 100 персонажей.

Алексей Михайлович- первый русский театрал
Алексей Михайлович- первый русский театрал

В России первым «театралом», при котором в Московию пригласили «комедиальную» труппу был Алексей Михайлович. В его правление в Преображенском была построена «комедиальная хоромина» в 1672г. Здание представляло собой просторную палату, стены которой были обиты красным, а пол — зелёным сукном. Отдельной сцены не было: часть палаты отгородили «завесой». Первый спектакль декламировали на немецком языке, диалоги актёров переводил толмач. Первые роли играли приглашённые иностранные профессиональные актёры, второстепенные-обученные «московские природные иноземцы».

Курьёз: по всей видимости, царь не считал театральное представление достойным занятием. После спектакля он и сопровождавшие его бояре отправились в баню, где парились дольше обычного, смывая с себя грехи.

Но невзирая на это, царь вошел во вкус. По повелению царя театральные представления устраивались каждую неделю дважды, по понедельникам и четвергам до самой смерти Алексея Михайловича. Все бояре были вынуждены сопровождать царя, даже при отсутствии желания. Народ тоже всячески привлекали на представления. Даже царица и царевны были допущены и сидели в специальной «клети»-ложе.

Царь Фёдор Алексеевич, наоборот, разогнал актеров.
Царь Фёдор Алексеевич, наоборот, разогнал актеров.

Его преемник, царь ФедорIII, театр запретил, хоромину закрыл, актеров разогнал. Возрождение театра состоялось при ПетреI в 1702г. В Москве был учрежден Театр немецкой труппы. Пьесы играли тоже на немецком, непонятном народу, поэтому вскоре театр закрыли, а труппу перевезли к сестре царя, Наталье Алексеевне, у которой уже был собственный театр.

Чарлз Ванлу "Портрет Елизаветы Петровны"
Чарлз Ванлу "Портрет Елизаветы Петровны"

Расцвет театра произошел при Анне Иоанновне. При Елизавете Петровне, любившей театр, переодевания, травестии, произошло развитие светского театра. За непосещение театра царица, как ее батюшка за бороды и русское народное облачение, взымала штрафы. Сумма была весомой-100 рублей! Именно при Елизавете Петровне в театр стали допускать купеческое сословие, «лишь бы одеты были не гнусно».

Шибанов "Портрет ЕкатериныI в дорожном платье" 1787г
Шибанов "Портрет ЕкатериныI в дорожном платье" 1787г

ЕкатеринаI пошла еще дальше: в ее правление на театральные представления допускаются «гнусно одетый» люд из народа. Для них существует отдельный вход и места на галерке.

Российский феномен XVIIIв- крепостной театр. Начиная с правления Елизаветы, когда театр становится модным светским развлечением, все именитые вельможи- Юсуповы, Гагарины, Апраксины, Голицыны- имеют свои личные театральные труппы, набираемые из крепостных.

Аргунов "Портрет Николая Петровича Шереметьева"
Аргунов "Портрет Николая Петровича Шереметьева"

Наиболее известный театр Шереметьева. Собственно говоря, у Шереметьевых восемь театральных трупп в каждом имении.

Николай Петрович Шереметьев, относившийся к театру серьезно, привозил из Европы книги по искусству театра и театральные костюмы для представлений. В его ведении была собственная театральная школа, где обучали актерскому мастерству отобранных в имениях крепостных.

Аргунов "Портрет Прасковьи Ковалёвой- Жемчуговой" 1803г
Аргунов "Портрет Прасковьи Ковалёвой- Жемчуговой" 1803г

Известен исторический факт его женитьбы на Прасковье Жемчуговой(Ковалёвой), крепостной актрисе. И хотя граф дал вольную Прасковье Жемчуговой и её семье, и, вдобавок, сочинил легенду ее происхождения от плененного польского шляхтича Якуба Ковалевского, но разрешение на женитьбу не получил(по другой версии, АлександрI все-таки подписал разрешение). Такой мезальянс не был поддержан в свете, пару перестали принимать ко двору. На похороны обоих никто не пришел.

С XIХв театр приобретает респектабельность, а актерская профессия становится престижной. Но это уже другая история.

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки и комментарии приветствуются.