Найти тему
Время Новостей

Аршавин предложил Путину создать российский аналог FIFA. Эксперты оценили идею

По мнению известного футболиста, спортивный симулятор сохранит интерес к футболу у детей и молодежи из России, которые увлечены компьютерными играми.

Российский футбольный симулятор

Бывший нападающий петербургского «Зенита» и лондонского «Арсенала» Андрей Аршавин после церемонии открытия «Игр будущего» в Казани обратился к главе государства Владимиру Путину с просьбой создать российский футбольный симулятор.

Как говорит футболист, идея российского аналога FIFA витала в воздухе давно. «Какая-то часть работы в этом направлении вроде бы ведется. Не знаю, что в итоге получится, но надеюсь, что все будет хорошо», — цитирует Аршавина «Матч ТВ».

По словам экс-нападающего, симулятор необходим для той части любителей спорта, которая предпочитает виртуальный мир. Он считает, что благодаря отечественному футбольному аналогу россияне смогут играть за свою национальную сборную, за команды премьер-лиги и за сборные регионов. В иностранных симуляторах такой опции сейчас нет.

-2

Фото: Vasyl Shulga/Shutterstock/Fotodom

О чем речь

FIFA — самая известная игровая серия в жанре «футбольный симулятор», которая включает более 30 частей, разработанных разными подразделениями американского издателя Electronic Arts. Первая из них вышла в 1993 году на приставках, в том числе восьмибитных, и ПК, продолжения выпускались ежегодно на всех актуальных игровых платформах.

В 2021-м франшиза вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая в мире серия спортивных компьютерных игр с общим тиражом более чем в 325 миллионов копий. Она также породила несколько ответвлений, к примеру, посвященных уличному футболу или работе футбольного менеджера.

Серия выпускалась в рамках лицензионного соглашения с Международной федерацией футбола (FIFA). В 2022 году было объявлено о завершении его действия, так что вышедшая в 2023-м новая игра получила название EA Sports FC 24.

Весной 2022 года разработчики выпустили обновление, удалившее из поддерживавшихся на тот момент игр на всех платформах российские клубы, стадионы и сборную страны (сами футболисты, как сообщалось, остались в пуле доступных игроков). В последующих частях российские команды не были представлены изначально.

По FIFA, как и играм многих других жанров, организуют киберспортивные турниры. К примеру, по последней «официальной» игре серии, FIFA 23, по данным ресурса Esports Earnings, меньше чем за год после ее выхода прошли 97 состязаний с совокупным призовым фондом почти 6,2 миллиона долларов.

Назад в прошлое

Как рассказал «Ямал-Медиа» независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко, разработка чего-то подобного FIFA — это глобальный стратегический проект. Производство каждой игры подобной серии стоит от 200 миллионов долларов, оценил он — и это не считая затрат на маркетинг. Сумма сопоставима с бюджетом гигантского завода. При этом многое решают не только деньги, но и накопленный студиями разработчиков за десятилетия колоссальный опыт.

«Замах интересный, инициатива хорошая, но в текущих условиях и с нашим опытом это практически нереально. Насчет киберспорта я могу сказать, что ни футбол, ни хоккей, ни другие классические виды спорта так и не смогли стать серьезными киберспортивными дисциплинами. Конечно, проводятся чемпионаты по FIFA, иногда она входит в топ игр каких-нибудь крупных годовых чемпионатов. Но по популярности не сравнится с Counter Strike или той же самой Dota даже близко».

Александр Кузьменконезависимый эксперт по видеоиграм

-3

Фото: Tinxi/Shutterstock/Fotodom

Эксперт отмечает, что пока самый главный отечественный продукт, буквально икона игростроения, правда, еще советского, — это «Тетрис». Уже прошло почти 40 лет с его выхода, но компьютерная головоломка пользуется актуальностью до сих пор. По словам Кузьменко, эта игра в мире стала частью «русского кода», не менее узнаваемой, чем матрешка и ушанка. С тех пор были и другие проекты, получившие определенную популярность за пределами страны, но никто пока и близко не приблизился к успеху «Тетриса».

«Конечно, были отличные нишевые игры — это и серия «Аллоды», и замечательный симулятор самолетов Второй мировой «Ил-2 Штурмовик» — потрясающая игра. Таких игр было много. Но более великой, чем «Тетрис», пока не видно».

Александр Кузьменконезависимый эксперт по видеоиграм

Долго, дорого, качественно

Разработка любого программного продукта, особенно компьютерной игры требует времени и больших вложений, особенно если это так называемые ААА-проекты, входящие в число высокобюджетных «флагманов» индустрии. На такую работу может уйти несколько лет, считает ведущий специалист центра развития цифровой экосистемы РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Акопян.

«Интерес к созданию отечественного спортивного симулятора, в частности футбольного, существует давно. Однако он все время сталкивается с объективной экономической реальностью, которая не позволяет реализовать проект и создать готовый продукт. Возможно, с поддержкой государства это наконец получится сделать».

Дмитрий Акопянведущий специалист Центра развития цифровой экосистемы РЭУ им. Г. В. Плеханова

Первое, что мешает процессу, по словам эксперта, — это серьезная конкуренция. Тяжело соперничать с двумя грандами, которые уже поделили рынок. Это серия FC — в прошлом та самая FIFA — от студии EA Sports и серия игр eFootball от японского разработчика Konami. В обеих представлены все самые известные мировые лиги, команды и игроки, они очень популярны у аудитории, и поэтому встает вопрос: а зачем пытаться создавать их аналог?

«Да, в них не представлено несколько крупнейших российских клубов. Но в целом экосистема такая, что она позволяет не замечать этот небольшой, по мнению большинства, недостаток и наслаждаться футбольным процессом».

Дмитрий Акопянведущий специалист Центра развития цифровой экосистемы РЭУ им. Г. В. Плеханова

Вторая проблема — очень узкий рынок сбыта. Если делать продукт, в котором будут представлены только отечественные команды, то за пределами России он интересен не будет. Соответственно, не будет и продаж. В самом лучшем случае проект сможет лишь окупить затраты — но, скорее всего, он окажется заведомо убыточным. Коммерчески его реализация может представлять интерес только в одном случае — это должен быть международный проект, который включит клубы и лиги из дружественных стран, говорит Акопян.

-4

Фото: Parilov/Shutterstock/Fotodom

В таком случае гипотетический симулятор будет более интересен для зарубежных игроков, а для России — потенциально полезен как инструмент внешнеполитической «мягкой силы», который поможет налаживать международные связи через через киберспорт, предположил эксперт.

«Имея такой продукт, в котором будут представлены Российская Премьер-Лига, МФЛ и остальные внутренние российские лиги, а также крупнейшие лиги дружественных стан: узбекская, таджикская, казахская и другие, — мы сможем сделать что-то интересное на международном уровне и, возможно, расширим рынки до такого уровня, что это наконец-то начнет приносить прибыль».

Дмитрий Акопянведущий специалист Центра развития цифровой экосистемы РЭУ им. Г. В. Плеханова

И в-третьих, очень тяжело создавать игровые продукты с нуля, когда нет собственной базы.

«У нас в стране не было такого опыта. Поэтому это будет долго, это будет дорого, это будет с большим количеством ошибок и багов на первых уровнях реализации продукции. Процесс растянется на несколько лет. Я думаю, что минимум три года. И по стоимости — меньше 20 миллионов долларов инвестиций в этот проект даже не нужно рассматривать. Скорее всего, смета реализации еще больше увеличится».

Дмитрий Акопянведущий специалист Центра развития цифровой экосистемы РЭУ им. Г. В. Плеханова

Эксперт уверен: сама по себе идея интересна, но, чтобы получить качественный и хороший продукт, нужно настраиваться на долгий срок. Помочь может и включение в команду разработчиков из-за рубежа, у которых есть опыт реализации подобных проектов.

-5

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

Отечественные разработки на мировой арене

Относительно срока появления интересных проектов согласен и начальник управления цифровой трансформации РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Начевский. Но, по его словам, это всего лишь вопрос средств и команды программистов — такие в России есть. Это показывают и игры от инди-студий, которые не становятся спортивными дисциплинами, но обладают уникальным сетингом, либо интересным сюжетом.

«В нашей стране есть ряд мероприятий и конкурсов, направленных на развитие игровой индустрии, как с точки зрения в целом киберспорта, так и с точки зрения геймдева. Рано или поздно в российской игровой индустрии симулятор футбола точно появится. Другое дело что в киберспорте уже есть такая дисциплина. В том числе и в фиджитал-играх есть футбол. Ребята играют в VOLTA, это примерный аналог мини-футбола».

Михаил Начевскийначальник управления цифровой трансформации РЭУ им. Г. В. Плеханова

В нашей стране очень развит потребительский рынок компьютерных игр, и мимо отечественных геймеров не проходят никакие мировые новинки. Новые российские проекты тоже в любом случае продолжат выходить, они также будут представлены в игровых дисциплинах, выразил уверенность Михаил Начевский.

«Российскому игроку приятно поддерживать соотечественников, как, например, с замечательной игрой Atomic Heart. Мы рады и гордимся, что такая игра есть. Люди в нее играют, скачивают дополнения, обсуждают. Бывает, что все рекорды бьют веселые проекты по типу «Русы против ящеров».

Михаил Начевскийначальник Управления цифровой трансформации РЭУ им. Г. В. Плеханова

«Мы будем играть и в отечественные, и в зарубежные игры, никто нас не остановит. Будем создавать и свои собственные. Российские разработчики уверенно себя чувствуют на мировой арене», — резюмировал Начевский.

Ранее мы сообщали, что подросток из США «прошел» «Тетрис» — хотя в игре нет концовки, юноша смог добраться до, предположительно, последнего уровня, на котором она просто прекращается из-за программных ограничений.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».