В наставлениях некоторых священников можно услышать такую фразу: "Женщина должна равняться на Богородицу". На практике этот совет куда труднее. Ведь если скажем, я следую моде, желаю нарастить себе ресницы или ногти, то должна подумать в первую очередь: "А сделала бы так Богородица или нет".
Как сказал батюшка Владимир Головин: "Слова сильные, по еЕвангельски сильные. И Богородица как никто другой слова Господа: "Будьте совершенны как Отец наш Небесный" выполнила. Для женщины Она - самый сильный пример. А мы живем в предании Богородицы и нам передавание этого образа служит ориентиром. Вряд ли бы, конечно, Она красила ногти. Хотя как мне кажется сделать нет ничего предосудительного.
Во времена Ветхого Завета тоже была своя мода. Даже среди праведников можно вспомнить образ Давида. Сложно представить себе мужчину, который был бы с серёжками, бусами, браслетами на руках и ногах. А так тогда ходили все цари.
И у них подол был длинный с большими кистями. И на Востоке женщина украшала своё тело рисунками хной. Так было в Иране, Северной Африке, у арабов. Словом своего рода тату. И это все считалось красивым, нормой. Даже в библейской книге есть свидетельства, что женщины украшали себя именно так. И все это считалось добрым образцом.
Хотя, конечно, трудно представить Богоматерь с накрашенными ногтями.
Я вот, когда моей дочке было 13-14 лет, советовал быть такой яркой, чтобы сто молодых людей призналось ей в своих чувствах. Зачем?
Может я говорил так и не правильно. Но мне казалось, что так она из всех выберет одного единственного на всю жизнь. А потом она будет стараться быть такой, какой захочет муж. Уже потом во внешнем виде женщина должна ориентироваться на мужчину. В этом я даже вижу некоторое смирение.
Если для мужа это имеет значение, то лучше прислушаться к нему. Это тоже в какой-то степени схоже с образом Богородицы. То есть сделать так, как хочет избранник. Но здесь я говорю о нормальных здоровых мужчинах, православных, среднестатистических, у которых правильные, а не странные понятия о красоте.
Я однажды сказал своей супруге, по которой стал замечать, что она огорчается из своего увядающего внешнего вида. А я ей в ответ: «Я тоже не молодею».
Мы легли, обнялись.
Я говорю: "Слушай, ягодка моя, скажи, мы с тобой прожили почти 40 лет. И в радости вместе, и в горе вместе, и дети, и внуки есть, и больные, и здоровые вместе, и в богатстве, и в бедности. Да мне сейчас золотой тебя не надо. Вот если на утро, не знаю, что случится, и ты без ног и без рук будешь, мне другой не надо. О чем разговор?"
И вот после этого она даже брови перестала красить. Она и это стала делать для меня потому, что поняла, что для меня не внешнее главное. И успокоилась. Так что нужно ориентироваться на желания мужа.
На свой внешний вид важно смотреть глазами мужа. Для меня моя жена красавица всегда. И когда кур кормит, и когда в Церковь идёт.
Очень интересная фраза у апостола Павла есть:
И не только перед мужем. Ничто не портит женщину, как злое лицо. С ним самый лучший макияж и самая лучшая прическа не поможет. В Евангелии от луки есть опять же ее слова: "Сделайте, как он скажет".
В Евангелии вообще очень мало о ней говорится, только кратко, скудно, косвенно. Поскольку-постольку.
Богородица всегда в тени. Ее никогда нет на первом месте.
Но почему то именно она стала матерью сына Божьего?
Потому что из всех женщин она поднялась на высоту духовную выше всех. Ни до нее, ни после ни у кого такой высоты уже не было. И она всегда в тени, она нигде себя не выставляет, хотя понимает, какой тайне послужила. Она понимает свое величие. А как она произнесла свои слова, мы не знаем. Мы только знаем, что там ни тени гордости не было. Все со смирением делала. Она родила Бога, отдала Его в жертву, была свидетельницей Его смерти, хоронила Его истерзанное тело.
Она даже в горе себя не выставляла, не голосила. А ведь и врагу не пожелаешь хоронить сына в самом расцвете, в 33 года. Но там в Евангелии и слова не написано, чтобы она рыдала. Там этого нет. Там стояла гробовая тишина. Даже в горе Она была в тени. Это потрясающий пример.
Мы в Евангелии не встречаем информацию о том, что Господь воскресший явился лично ей. Но мы помним, что при Воскресении и при пришествии Святого Духа она присутствовала. Это потрясающее женское смирение, которое ее сделало способной быть матерью Бога, а теперь - матерью фактически всего крещенного человечества.
В Псалтыре написано: "Главная красота внутри Неё". А главная красота Божьей матери ее невыразимое смирение. Причем это не значит что Она была запугана. Когда Ей грозила смерть, Божья Матерь не боялась, не бежала, не пряталась. Не падала в обмороки, не закатывала истерики. Она была в первом ряду со Христом. Но как будто Ее и не было. И нет. Ее будто не замечаешь. Вот какое смирение.
Богоматерь - это эталон для женщины.
Она очень красивая была. Почему Лука начал иконы писать? Люди издалека шли, чтобы только увидеть ее, потому что вера, любовь к Богу покрывала ее. И, пожалев людей, она, по преданию, позволила Луке писать иконы.