К этому роману с момента его первой публикации создано просто-таки невероятное количество рисунков. Но, несмотря на это, среди сотен, если не тысяч попыток визуализировать булгаковский шедевр, выделяются работы Павла Оринянского. Великолепный график, на которого большое влияние оказало творчество художников Одри Бердслея и Альфонса Мухи, создал незабываемые иллюстрации, которые точно отражают смысл и дух самого мистического произведения мировой литературы.
Многие поклонники «Мастера и Маргариты» называют иллюстрации Павла Оринянского лучшими из всех существующих. И для такой высокой оценки есть основания. Стоит только как следует взглядеться в эти потрясающие работы.
Художник начал создавать их 30 лет назад, и в 1995 году они были впервые представлены широкой публике на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне. Постепенно первоначальная «чёртова дюжина» доросла до четырёх десятков полноценных графических работ, в которых нашли своё воплощение все основные события романа.
Обратите внимание, что первосвященник Каифа похож на Валентина Гафта в этом же образе. К слову, в экранизации «Мастера и Маргариты» 1994 года актёр исполнил сразу три роли: напоминающего Берию «человека во френче», Каифу и, наконец, самого Воланда. Поэтому сходство, скорее всего, вряд ли случайно: исключительно характерная и запоминающаяся внешность Валентина Гафта - подарок не только для любого режиссёра, но и для художника.
Надо сказать, что для представителей искусства обращение к самому известному роману Булгакова всегда является вызовом. Очень сложно перенести такое сложнейшее и многоплановое произведение на экран, сцену или холст без потерь. Но Павел Оринянский относится к тем счастливчикам, кому это действительно удалось.
Стиль его иллюстраций изыскан, элегантен, рафинированно утончён и напоминает графические произведения Бердслея. В то время как особенности изображения женских персонажей и обилие декоративных деталей и орнаментов (особенно это хорошо видно по цветной обложке к роману) являются явной отсылкой к творческому наследию Альфонса Мухи.
Однозначным успехом Павла Оринянского можно назвать то, что всех изображённых им персонажей «Мастера и Маргариты» моментально узнает каждый, кто читал роман. Маргарита на его иллюстрациях показана не просто красивой женщиной, а настоящей королевой. И неспроста: в тексте Коровьев говорит о том, что её дальней родственницей была одна из французских монарших особ 16 века.
К сожалению, по правилам платформы здесь нельзя показать значительную часть иллюстраций. Но желающие могут без проблем найти эти рисунки в интернете (в том числе и сделанные в цвете обложки), чтобы насладиться мастерством автора в полной мере и ещё раз вспомнить бал в «нехорошей квартире».
Стоит отметить, что все иллюстрации сделаны настолько близко к тексту, насколько это вообще возможно. Часть из них выполнена в виде коллажей, напоминающих пошедшее глубокими трещинами разбитое зеркало, каждый осколок которого даёт своё отражение. И эта фрагментарность направляет внимание читателя, позволяя ему глубже погружаться в сюжет.
В 2021 году «Эксмо» выпустило роман «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями Павла Оринянского. Это подарочное издание, способное украсить любую библиотеку, до сих пор можно приобрести в книжных онлайн-магазинах.