Гуляя по городским паркам, я обычно любуюсь природой, фонтанами или интересными скульптурами. И только приехав в центральный парк Калуги, невозможно пройти мимо храма, встречающего гуляющих прямо у входа. Я уже упоминала о нём, рассказывая о калужских церквях. Сегодня же хочу рассказать вам о Свято-Троицком кафедральном соборе подробнее. Он этого заслуживает.
Возводить каменный Троицкий храм начали в 1786 году. План и фасад собора были спроектированы Губернским архитектором И.Д. Ясныгиным. Сама императрица Екатерина II пожертвовала на строительство тридцать тысяч рублей. Свой вклад внесли именитые калужане Гончаровы, Небольсины, Черновы. Однако, Русско-шведская война, сомнения в правильности расчета конструкции купола - крупнейшего и по настоящее время безопорного купола в России диаметром около семнадцати метров, сгоревший при пожаре в Москве после Бородинского сражения первоначально заказанный иконостас, - всё это затянуло строительство на долгие годы. Величественный храм был освящен только в 1819 году.
Изначально четырехъярусную семидесятиметровую колокольню со зданием храма соединяла колоннада. В 1912 году её заменили на пристройку, в которой расположились хоры.
Что только не пытались разместить во внушительном здании собора в прошлом веке после его закрытия в 1926 году: Дом обороны, кинотеатр, кружки Осоавиахима, зверинец, эвакуационный пункт, склад, овощехранилище, спортивную школу и концертный зал. Дважды - в тридцатые годы и во время войны - его просто хотели взорвать. Но после проведения всех расчётов вышло, что разобрать завалы после взрыва и вывести весь мусор будет слишком затратно для городского бюджета. Только в 1991 году храм был возвращён Церкви.
К сожалению не сохранился первоначальный иконостас, который создавался по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова. После того, как в 1924 году было решено, что само здание не имеет художественной ценности, в Калуге просто не нашлось церкви, способной вместить в себя масштабный иконостас закрытого Троицкого собора. Его части перемещали по храмовым подвалам до тех пор, пока окончательно не утеряли.
Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами.
Я очень люблю храмы, стены которых расписаны фресками. Здесь можно ходить бесконечно, рассматривая сюжеты, выполненные в византийско-древнерусском стиле. Автор росписи - отец Александр (Казин). С высоты тридцати шести метров из-под купола на людей взирает лик Христа в золотом солнце, окружённом густыми лучами. Среди сюжетов есть и Ветхозаветная Троица в белоснежных одеждах, выписанная в круглом медальоне.
Храм является трехпрестольным. Его престолы освящены в честь живоначальныя Троицы, а также Тихвинской и Калужской икон Божией Матери. Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.
Честно говоря, прогулка по калужскому парку в этом году на пересменке между зимой и весной - испытание для по-настоящему сильных духом. Я была удивлена, что в месте, где гуляют родители с детьми, куда постоянно привозят туристов, дорожки труднопроходимы из-за льда и снежной каши. Но даже в таких условиях сюда стоит приехать, чтобы собственными глазами увидеть прекрасный и величественный Кафедральный собор Троицы Живоначальной.