Нельзя судить книгу по обложке. Особенно когда она вам ровно ни о чём не говорит. Вот приходите вы в магазин, берёте с полки что-нибудь ну очень популярное - возьмём, например, недавно мной прочитанную "Ярмарку тщеславия". И что вы видите?
Скорее всего, этот вариант. По крайней мере, если вы заинтересованы в экономии средств и более-менее однородной цветовой палитре книг на ваших полках. Если вы уже знакомы с идеей романа, то обложка вас вряд ли смутит: на ней как будто изображена высокомерная эгоистка в окружении восхищённых созерцателей, всё как у Теккерея. Но попробуйте взглянуть на изображение отвлечённо, не привязывая его к сюжету. Кем ещё может быть эта девушка? Какие эмоции читаются на её лице?
Внимание, разгадка! На обложке "Ярмарки тщеславия" издательства АСТ изображена картина французского художника Огюста Тульмуша "Невеста поневоле" (или "Сомневающаяся невеста", ждём уточнения от знатоков французского). Она была написана в 1866 году, и проблемы её героини очень далеки от проблем Ребекки Шарп. Тульмуш изобразил, как две подруги уговаривают молодую девушку покориться судьбе и вступить в брак по расчёту, перспектива которого её явно не радует. Только девочка на заднем плане в восторге: свадьба, здорово ведь! С "Ярмаркой тщеславия" картину Огюста Тульмуша объединяет только эпоха: роман был впервые опубликован в 1847 году, то есть за 19 лет до появления "Невесты".
Так как же оформители выбирают изображения для обложки? Иногда оно создаётся специально, на основе сюжета книги. Порой какой-нибудь художник пишет картину под впечатлением от рыцарского романа давно минувших времён, и в XXI веке его творение встречается с собственной литературной основой, становясь для неё обложкой. Однако нередко читателя встречает уже существовавшая совершенно независимо от книги картина, подошедшая (по мнению издательства) к истории. Давайте посмотрим на несколько примеров книг, которые вы наверняка если сами не читали, то по крайней мере замечали в магазинах. Возможно, эти книги скрывают не одну, а целые две совершенно различные истории!
(для более увлекательного ознакомления рекомендуется играть в угадайку)
1. "О дивный новый мир", О. Хаксли
Не имею ни малейшего понятия, чем руководствовались оформители при выборе картины, но ассоциация между изображением и сюжетом выстраивается неплохо. Произведение Хаксли - это антиутопия о прекрасном мире, где все счастливы и ни у кого нет проблем. Как вам кажется, обложка отражает идею?
А теперь попробуйте угадать, кто является художником.
Вашему вниманию представляется картина Казимира Малевича "Спортсмены"! Интересный факт: картина и книга были закончены в один год.
Так как художник развивал теорию супрематизма, основной акцент сделан на цвет и симметричную композицию. Возможно, благодаря этому изображение и выглядит таким уместным на книге про обманчиво яркий и радостный мир. Кстати, обратите внимание: на обложке спортсменам обрезали головы. Заложена ли в это оформительское решение глубокая мысль? Можно только гадать.
2. "1984", Д. Оруэлл
С разбором этой обложки стоит познакомиться тем, кто пребывает в депрессии после прочтения самой книги. Это ещё одна антиутопия, но теперь уже по-настоящему антиутопичная: мрачное произведение про тоталитарный режим. А картина эта кисти... Нет, вы мне не поверите.
Винсент Ван Гог, "Башмаки". Кто-то подумает, что это те самые детские башмачки из самого короткого грустного рассказа Хемингуэя: "Продаются: детские ботиночки, неношеные". Нет, это не так.
Ван Гог написал множество картин с башмаками, так как, видимо, был ими сильно впечатлён. Удобные они, что ли, были... Исследователи всю голову сломали над тем, что побудило творца их изобразить: пытались взглянуть на вопрос психологически, социологически, эстетически. Кто-то даже считает, что это автопортрет художника - изображение его трудного жизненного пути, "неприкаянной жизни". Но на данный момент распространена точка зрения, что выпачканные ботинки просто были интересны Ван Гогу как объект для письма: складки, свет неровно падает, шнурки мятые. А оформители книги, должно быть, увидели в башмаках символ тяжёлого физического труда и материального недостатка. Что ж, на то это и импрессионизм - каждого впечатляет по-своему.
3. "Портрет Дориана Грея", О. Уайлд
Мне очень нравится эта обложка, хотя разгадать тайну её происхождения было сложнее всего. Для того, кто уже прочитал "Портрет", этот фрагмент картины отражает всю суть произведения; в то же время он не раскрывает загадку для тех, кто только взял книгу в руки. Однако атмосферу неизбежно ощутит каждый.
Наверное, не читавшие эту книгу догадываются, что глаз для обложки можно было взять практически с любого художественного полотна и даже с фотографии. Однако мы заморочились и всё-таки нашли первоисточник...
Ян ван Эйк, "Портрет мужчины в красном тюрбане". Если вы присмотритесь к глазу, то наверняка согласитесь: это тот самый, даже сомнений нет.
Вполне конкретный фрагмент вполне конкретной картины. Её создатель является одним из самых таинственных художников своего времени, а именно XV века. Даже представленная здесь картина имеет свою тайну: искусствоведы уже несколько веков думают над тем, является ли изображение автопортретом.
4. "Поющие в терновнике", К. Маккалоу
Последние две картины будут полегче и повеселее. К тому же, любители импрессионизма могут попробовать угадать художников!
"Поющих в терновнике" я сама только собираюсь прочитать, но уже немного знакома с сюжетом и немного удивлена жизнерадостности обложки. Посмотрите на яркие мазки, освещённую солнцем растительность и женскую фигуру с зонтиком и попробуйте вспомнить похожие картины.
Клод Моне, "Прогулка по утёсу в Пурвиле". К слову, тут можно заодно сыграть в "найди отличия". Сначала мне показалось, что на обложке книги изображена похожая картина, написанная кем-то другим. Но при внимательном рассмотрении можно заметить автограф импрессиониста в правом нижнем углу. Моне создал серию картин, и на книгу попала чуть менее известная.
Будем завершать статью картиной другого художника-импрессиониста, готовьтесь!
5. "Маленькие женщины", Л. Олкотт
По сравнению с этим художником, Моне редко изображал женские фигуры - во всяком случае, обычно они играют в его работах не первую роль. А вот создатель этого полотна очень их любил. Эта обложка очень повлияла на то, как я представляла себе героинь книги - вот только меня удивляло, почему на пианино играет блондинка Эми, а не темноволосая Бет. Теперь понятно, что картина создавалась совсем не на основе сюжета. Ну что, угадали художника?
Огюст Ренуар, "Девушки за фортепьяно". Кстати, Ренуар написал ещё как минимум две почти идентичные картины. Конкретно это полотно находится в музее Метрополитен, Нью-Йорк. Поедете - обязательно посмотрите.
Признаюсь, меня очень затянул квест-поиск картин с обложек! Если и вам понравилось это маленькое расследование, я обязательно опубликую продолжение - а пока отправляюсь за новыми идеями:)
Автор статьи: Даша Лысенко