Найти тему
Сосмыслом

Спектакль и концерт в одном флаконе: необычная "Метель" в Малом театре

Кажется, никто, кто знаком с пушкинской "Метелью" из повестей Ивана Белкина, не может не знать и о музыкальных иллюстрациях к ней, написанных композитором Георгием Свиридовым.

Музыка совершенно потрясающая: нежная и волнующая, когда рассказывает о странностях человеческих судеб; тоскующая, протяжная, когда разворачивает картину долгого снежного пути; или бодрая, словно взвихряющая снежные россыпи из-под копыт лошадей.

А сама история, рассказанная Александром Сергеевичем, просто фантасмагория какая-то, настолько она малоправдоподобна. И всё же сколько в ней жизненности, реальности того времени ...

Вот сколько можно сочинить об этой небольшой, в сущности, истории для театральной пьесы? В Малом театре соединили пушкинский текст и музыку Свиридова, и получился спектакль.

Мы давно хотели сходить на этот спектакль, и вот удалось это осуществить в середине февраля. Довольны ли были спектаклем? Вполне.

Здесь нет особых декораций, только что-то вроде белого помоста с широкими ступенями, как символ того зимнего пути, по которому в метель будет плутать Владимир в поисках церквушки, где его ждала Марья Гавриловна. И пути, который занёс Бурмина в ту самую церквушку, где он из озорства или просто замёрзший и потому равнодушный к тому, что происходит и неверящий в серьёзность происходящего, сыграет роль жениха и обвенчается с незнакомой ему девушкой. А по сторонам этого пути будут стоять маленькие, занесённые снегом, домики.

А за лёгкой завесью оркестр Малого театра играет чудесную музыку Свиридова, которая будет сопровождать рассказ по повести Пушкина. Именно рассказ, с сохранением всей прелести пушкинского слова. И рассказ этот будет вести Издатель, получивший рукопись для печатания и начавший её читать.

И вот перед ним, по мере прочтения, начинают оживать строки повести. Появляются герои: Маша, Владимир, позже Бурмин, сам рассказывающий странную историю его женитьбы, препятствующей союзу с полюбившейся ему Марьей Гавриловной. И хотя все герои ведут себя и говорят очень сдержанно, но за этой скупостью чувств скрываются и страсть, и трагедия, и грусть, и поступки.

А ещё здесь будет мальчик из детской студии при театре, который станет вроде связующего звена между Издателем и героями.

За этой новой формой Малый театр показал приверженность традициям: неторопливость и спокойность повествования, костюмы, соответствующие эпохе.

На фото: Издатель, герои, мальчик и дирижёр оркестра А.С.Мещеряков на поклонах.
На фото: Издатель, герои, мальчик и дирижёр оркестра А.С.Мещеряков на поклонах.

Сидели мы в левой ложе 1-го яруса №6, места на первом ряду. Видно и слышно с наших мест очень хорошо. А вот со второго ряда уже пришлось бы тянуть шеи, чтобы увидеть сцену, и то часть её. Поэтому, наверное, все вторые ряды лож были пусты. Хотя на каких-то спектаклях и эти ряды заполнены.

Вид на сцену с наших мест
Вид на сцену с наших мест
-3

А вы, друзья, пушкинскую "Метель" видели на сцене?