Найти в Дзене

"Когда вернулись домой, то дома уже не было, его разобрали на блиндажи, только погреб..."

Александр Семенович Даньшин был одним из тех, кого позже будут называть "дети войны". Когда фашисты заняли Подгорное, парню было всего четыре года. Отец ушел на фронт с первых дней войны, и мать воспитывала детей одна. Что-то он помнил сам, что-то рассказывали позже такие же дети, как и он сам. Что-то рассказывала мать, вспоминая некоторые моменты с особой тревогой.

"Когда немцы заняли село, они сразу объявили всем об обязательной эвакуации. Приехало несколько крытых машин, но всем места в них не хватило. Машины уехали в неизвестном направлении и больше этих людей никто и никогда не видел. Да и машины второй раз не приезжали. Тем временем, вдали все отчетливее слышался гул канонады, который все нарастал и нарастал. Когда уже стало совсем громко, мы, вместе с другими родственниками, укрылись в погребе".

Что это были за машины, можно только догадываться. Но, у фашистов была распространена практика, когда в оккупированный населенный пункт приезжали так называемые "газвагены", в которых людей увозили якобы в эвакуацию, и больше их никто и никогда не видел.

-2
"Когда мы сидели в погребе, бомбили вокруг так, что спасу не было, все кругом гремело. Потом вдруг все внезапно затихло. Когда еще было не совсем темно, я выглянул из погреба на улицу. Прямо перед погребом стоял солдат. Я помню только, что он похлопал меня по спине и дал какие-то витаминки. Мать потом рассказывала, что чуть с ума не сошла, когда увидела это, потому что солдат оказался немецкий. Я тогда прибежал обратно и всем раздал эти витаминки".
-3
"На следующий день чуть не потерял мать. Она, вместе со своей сестрой, пробрались обратно в дом, чтобы забрать ценные вещи и кое-какую одежду. Но их увидели немцы, находившиеся рядом, и решили, что они цыганки. Мама со своей сестрой обе были темноволосые и кудрявые. Их уже хотели расстрелять, как пришел офицер и потребовал у них документы, а затем приказал отпустить. Правда все вещи, которые были с собой, у них отобрали. После этого случая, мы на улицу из погреба больше не вылезали, а питались только тем, что было из заготовок внутри".
-4
"В скором времени наверху снова стали стрелять. Стреляли очень долго. После того, как немцев выбили, нас всех эвакуировали уже наши солдаты, потому что бои здесь продолжались и позиции переходили из рук в руки. Ну а когда немцев уже окончательно выбили из Воронежа, мы вернулись домой. Правда обнаружили, что дома больше нет, его разобрали на блиндажи, остался только лишь один погреб. По соседству других домов тоже не было, какие взорвали немцы при отступлении, а какие разобрали. В общем, никакой крыши над головой у нас уже не было. Поэтому и решили перебраться в город, где начали уже заново обживаться..."

Читайте также:

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов