Все персонажи классической советской кинокомедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» крайне колоритны. От недотёпистого Семён Семёныча Горбункова и блистательного альфонса Геши до зловещего Шефа. Но есть среди них один персонаж, который не просто колоритен, а прямо-таки архетипичен. Это бдительная управдом Варвара Сергеевна Плющ, сыгранная великолепной Нонной Мордюковой. Она выглядит прямо-таки воплощением не по уму инициативной бюрократии в её советском домовом изводе. Однако верна ли эта эмоциональная оценка?
Варвара Сергеевна выглядит как типичная молодящаяся советская женщина в возрасте (косметика, укладка волос, платья вместо строгого делового женского костюма), однако в её поведении есть несколько интересных моментов. Прежде всего, она и в самом деле отличный организатор. Даже, не побоимся этого слова, эффективный менеджер. Вспомнить только эпизод с лотерейными билетами. Она мгновенно придумывает новую инициативу по распространению этих билетов среди жильцов её дома и так же мгновенно изобретает санкцию для тех, кто откажется их брать («отключим газ», ведь все домовые коммуникации контролируются ею же, управдомом).
В данном конкретном случае это «деловая» инициатива в кавычках, но ведь и с реальными проблемами она скорее всего справляется столь же быстро и эффективно, иначе не смогла бы работать на этой должности. Такие люди весьма ценятся руководством. Именно поэтому она может себе позволить не быть вежливой и вообще не стремиться наладить контакт с «подчинёнными», каковыми она воспринимает жильцов. На них она только давит, что весьма характерно для руководителей такого склада. Единственным исключением среди жильцов был главный герой, Семён Семёныч, с ним она вела себя весьма дружелюбно, чуть ли не заигрывала. Но получив почти незамаскированный отлуп после возвращения этого примерного семьянина из заграничного вояжа, она полностью изменила своё отношение к Горбункову.
В её слежке за Семён Семёнычем явно прослеживается личная обида. Вот она, знойная женщина, ещё совсем не старая, к нему всем сердцем, а он не оценил… Во всяком случае о возможной любовнице Варвара Сергеевна говорит жене Горбункова не скрывая злорадства. Мол, муж твой, уже может быть и не твой. Миг величайшего триумфа Варвары Сергеевны наступает, когда её предсказание сбывается и ей в руки попадает записка о свидании в гостинице. Очень характерный момент — в распахнувшейся в интимный момент двери гостиничного номера уже падающий без сознания от эмоций и снотворного в бокале Горбунков видит не только саму Варвару Сергеевну и свою супругу, но и прочую домовую общественность, которую мстительная управдом привела с собой в качестве свидетелей морального падения Семён Семёныча.
Свою победу над некогда симпатичным ей, а теперь ненавистным старшим экономистом «Гипрорыбы» Варвара Сергеевна хочет закрепить проведением общественного судилища, но тут вмешивается советская милиция и ломает ей весь кайф. В краткой, но экспрессивной беседе с неизвестным, оказавшимся милиционером, Варвара Сергеевна демонстрирует своё знание воровской фени. Откуда оно у примерной советской общественницы? Вспомним хотя бы управдома Буншу из другой комедии того же Гайдая, который оказался абсолютно беспомощным против вора Милославского. Вот в лице Варвары Сергеевны этот преступник явно получил бы достойного соперника… а может, так оно и было? Может, раньше Варвара Сергеевна была как-то связана либо с преступностью, либо борьбой с ней?
Вот мы и добрались до тайны личности Варвары Сергеевны. Прежде всего, почему в таком возрасте, с её-то энергией и организаторским талантом, она всего лишь управдом, а не, к примеру, замдиректора какого-нибудь завода или завсектора в Горкоме? Что помешало ей сделать карьеру в партийных органах? Вместе с тем, явной вины перед советской властью у неё нет, иначе на руководящую должность, хоть и невысокого ранга, её бы никогда не поставили. Кто же она в таком случае? Какая зловещая тайна запятнала её трудовую биографию?
Сравним её с тем же Буншей. Прежде всего, Бунша один, кроме жены у него нет никаких помощников. А вот с Варварой Сергеевной ходят два человека пенсионного возраста, причём не всегда одни и те же. Неизвестно, сколько всего советских старух и стариков работают на неё. Невозможно не обратить внимания на то, как ловко и привычно она командует этими людьми. Как и то, насколько эффективной оказалась её слежка за Горбунковым. Отсюда можно сделать простой вывод — и управление подчинёнными, и организация слежки (в которой она участвует лично, не полагаясь на свою команду) для Варвары Сергеевны — привычное дело.
Таким образом, либо Варвара Сергеевна работала «в органах», либо напротив, возглавляла банду. Её поведение подчёркнуто советское, так что проще было бы поверить в первый вариант, но в таком случае её реакция на документ милиционера была бы совсем иной. Люди, узнав в ком-то коллегу, обычно радуются, а на лице Варвары Сергеевны видна неприкрытая злоба. Более вероятен вариант её криминального прошлого. В какой-то момент она попалась, сдала всех и стала «сотрудничать с администрацией», то есть стучать на других бандитов. Начальство оценило её рвение и после выхода на свободу помогло ей устроиться на эту должность. В таком случае показная супер-советскость вполне объяснима, Варвара Сергеевна таким образом демонстрирует искренность своего перехода на сторону властей и полный разрыв с бандитским прошлым.