И вот еще одна история связывает воедино двух выдающихся людей, живших в Москве конца девятнадцатого – начала двадцатого века: художника и архитектора, гения стиля модерн Федора Осиповича Шехтеля и банкира, предпринимателя и общественно-политического деятеля Павла Павловича Рябушинского.
Не далее как вчера я упоминал обоих, хотя второй из них в той заметке участвовал лишь косвенно, можно сказать «в эпизодах и массовых сценах».
Это здание в Большом Путинковском переулке, в паре шагов от храма Рождества Богородицы, о котором я писал минувшим летом, – яркий и очень характерный образец рационального модерна.
Его строительство пришлось на 1907-1909 годы. И те, кто привык, что Шехтель – это непременные башенки, сложные объемы и обилие изящного декора, в первый момент могут не поверить, что...
...И это – тоже творение Федора Осиповича
Серьезное, взрослое творение зрелого Федора Шехтеля.
Глядишь на него, и создается впечатление, что все здание, весь его несущий массив, почти касающийся красной линии улицы – лишь обрамление для двух его гигантских, в три этажа, арочных окон.
А сами окна, часто и дробно «расстеклованные» и переплетенные тонкими рамами, словно олицетворяют ритм фасада и его облицовку мелкой керамической плиткой. Такой вот неожиданный, взаимопроникающий сам в себя фрактал (5 фото).
Да и само здание, выстроенное специально для издательства и типографии газеты «Утро России», будто бы напоминает газетную вырезку: гладкое, лаконичное, внушительное и авторитетное (5 фото).
А еще оно как бы побуждает более серьезно и пристально взглянуть...
...Кем же таким был Павел Павлович Рябушинский?
В первую очередь, слыша эту фамилию, многие сразу вспоминают особняк Степана Рябушинского, его родного брата, построенный Федором Осиповичем на Малой Никитской улице. Некоторые и не знают, что у «того» Рябушинского был еще и брат. Да еще и старший... старший из восьми сыновей и пяти дочерей.
Из Рогожских старообрядцев-поповцев, сын фабриканта Павла Михайловича Рябушинского, окончивший с золотой медалью Московскую практическую академию коммерческих наук, сонаследник и соуправитель «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями».
Женатый дважды, однажды разведенный вопреки традициям старообрядчества. В первом браке произвел на свет сына, которого тоже назвал Павлом. Но спустя шесть лет оставил жену и сочетался с другой, уже имевшей от первого брака троих детей. Вторая супруга родила еще двоих – дочь Анну и сына Сергея. Но Сергей умер в детстве.
Успешный, талантливый бизнесмен.
Однако, кроме коммерческой деятельности его влекла и деятельность политическая.
Летом 1905 года Павел Павлович принял участие во внепартийном Торгово-промышленном съезде, где выступил одним из оппонентов достопамятного Николая Александровича Найденова, против законовещательной Думы и за полноценный парламент.
Вошел в состав Бюро по подготовке грядущего Всероссийского торгово-промышленного съезда, став одним из ярких лидеров оппозиционной группы капиталистов. Выступал за создание «Умеренно-прогрессивной партии» демократического толка. А позднее сделался членом ЦК «Союза 17 октября», откуда перешел в Партию мирного обновления.
А в 1907 году...
...Приступил к изданию «Утра России»
Правда, газета просуществовала всего лишь месяц, после чего ее закрыли власти.
В 1909 году Рябушинскому все-таки разрешили возродить «Утро», и как раз к этому времени Федор Осипович Шехтель достроил здание в Большом Путинковском.
В нем разместились издательство и типография. А сама газета сделалась своеобразным рупором торгово-промышленного союза и Прогрессивной партии.
В 1913-1914 годах архитектор Павел Александрович Заруцкий расширил здание, пристроив со стороны двора дополнительный типографский корпус (7 фото).
А этот барельеф на фасаде типографии появился после революции, где-то между 1918 и 1920 годами. Тогда, когда газету Павла Рябушинского за антибольшевистское и антисоветское содержание уже закрыли окончательно.
Рябушинский, потерпев политическое поражение, да еще и страдая от туберкулеза легких, который тщетно пытался вылечить в Крыму, в 1919 году эмигрировал во Францию, где и скончался в 1924-м.
А в здании в Большом Путинковском переулке теперь печатали газету «Рабочий» (или «Рабочую газету»), в которой в двадцатые годы подвизался репортером Михаил Афанасьевич Булгаков.
В тридцатые годы здание снова решили перестроить. Но ограничились тем, что пробили дополнительные окна и надстроили сверху.
(3 фото)
В девяностые годы здесь устроили казино, что тоже не шло творению Шехтеля на пользу. Но в начале двухтысячных, во время реставрации, зданию вернули прежний облик. Надстройку над редакционным корпусом сломали, а лишние окна заложили и восстановили историческую вывеску на аттике.
Сейчас здесь располагается многофункциональный культурно-развлекательный центр «Дом Шехтель» с ресторанами, мини-отелем, магазинами, бутиками и студией звукозаписи.
А еще это объект культурного и исторического наследия федерального значения.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!