Одним чудесным летним днем я побывала на выставке ювелира-эмальера Ильгиза Фазулзянова. Ювелирных произведений знаменитого мастера, от которых захватывало, дух было много. Но одно украшение особенно запало в душу. На полупрозрачном серо-белом камне были мастерски вырезаны два карпа. До сих пор помню ощущение тишины и тихого всплеска воды, который почти можно было услышать. Обрамление было хоть и красивым, но запомнился именно тот камень. И поскольку других авторов, кроме Ильгиза Ф. в описании указано не было, я ушла с выставки в полной уверенности, что автором подвески является сам маэстро (блики на витринном стекле не позволили как следует снять украшение)
Тем большим было мое удивление, когда спустя время я получила вот такое сообщение: "Здравствуйте, Александра! Прочёл Ваш замечательный отчёт о выставке "Эмоции. Магия". Проворонил... Было очень приятно прочесть про подвеску "туманное утро". Потому, что работа с камнем - моя. И, в общем, авторская. Ильгиз уже плясал от камня и, к сожалению, его перевернул, изрядно нарушив гармонию. Я несколько лет работал с ним; это было весьма интересно... Он прекрасный мастер и художник; увы - не РЕНЕ, но и на том спасибо! Ещё раз спасибо за статьи".
Автором его оказался мастер-камнерез Сергей Станкевич. И мастер не простой - его уникальная резьбу по камню находится в Эрмитаже и Оружейной Палате. И я очень хочу познакомить вас с его искусством.
__________________________________________________________________________________________
"Квакша и тыква" - флакон; материал - калифорнийский жад (везувиан-гранатовая порода), глаза из агата на золотой подложке, пробка притертая с хвостиком из зелёного золота с бриллиантом и демантоидами...) (листайте вправо)
Сергей родился в самом сердце Петербурга - в Доме Учёных на Миллионной (тогда Халтурина). Когда-то Дом был дворцом великого князя Владимира Александровича. Родители Сергея ( и их родители) были геологами и палеонтологами, бабушка работала с И. А. Ефремовым. Возможно от их советского романтизма у будущего мастера и родилась любовь к Камню.
________________________________________________________________________________________
"Это был эксперимент - получится ли сделать основу броши полностью из нефрита с небольшим весом. В общем, получилось. К сожалению, нефрит оказался не того качества - когда его добывают с помощью "отпалки" - взрывом, он начинает трескаться в тонкой резьбе... Но сделал. Хотелось, чтобы в одной броши поместился весь мир - хоть частично, но удалось. В итоге её купил у меня Эрмитаж (хотя страшно не любит покупать у автора). С. Станкевич (листайте вправо)
В семье все отлично рисовали ( бабушка Сергея даже пыталась поступить в Академию Художеств, но не прошла из-за происхождения). Да и прапрабабушка - Элеонора Александровна Лансере - была сестрой знаменитого скульптора. В общем, уже с детства руки маленького Сережи сами тянулись что нибудь сделать...
__________________________________________________________________________________________
Черепаха вырезана из витимского нефрита, коготки - из золота, глаза - опал, Находится в Эрмитаже (листайте вправо)
Начитавшись Джеральда Даррелла, будущий камнерез с детства мечтал стать зоологом, что и осуществил в результате, закончив ЛГУ по индивидуальной программе "научного художника". Параллельно с учёбой работал в Зоологическом институте, в общей сложности 10 лет. А после университета пытался поступить в Мухинское училище, проучившись на подготовительных курсах пару лет. Не поступил, как говорит сам Сергей - к счастью...
Работа в институте дала понять, что любовь к природе не то же самое, что занятие наукой. Спасали экспедиции, институтские или сторонние геологические. В конце 80-х институт стал загибаться, и тут появилась компания единомышленников, стремившихся возродить Петербургскую школу камнерезного искусства. Компания называлась "Пластика в Камне"...
__________________________________________________________________________________________
Колье "Сова" - дымчатый кварц, цветные и бесцветные бриллианты, патинированное серебро, разноцветное золото. Таких колье Сергей Станкевич сделал три - два из них были проданы Ювелирной компанией Помельникова, где камнерез какое-то время работал, третье купила лично у мастера Доминик Рокморель - Голицына. Идея украшений была вдохновлена Лаликом... (листайте вправо)
Когда Сергею было 4 года, его родители развелись. Они уехали из Дома Учёных, отправив мальчика жить к бабушке с дедушкой в Лазаревское. Дом был в двух шагах от моря, и в трёх - от гор и леса. Сергей жил там до школы, а потом проводил в Лазаревском каждое лето. С двоюродной сестрой они ходили по бесконечным пляжам, руслам горных рек, собирая всякие камешки и окатыши из стекла, соревнуясь друг с другом...
_________________________________________________________________________________________
Фиалка была сделана в 96-м году. Цветок выточен из монгольского агата, который Сергею Станкевичу подарил замечательный человек, геолог, искусствовед, журналист - Борис Давидович Эфрос - светлая ему память... Идея была в том, чтобы совместить относительную функциональность, композицию цветов Фаберже и стилистику Ар - Нуво. Соединить в единое целое металл и камень. И попытаться вдохнуть жизнь...
Так в жизнь мастера вошли камни и волшебная горная природа. Они постоянно сопутствовали ему по жизни. Ещё в школе Сергей стал вырезать животных из пирофиллита, арагонита, змеевика - в подарок разным хорошим людям. В Университете, не смотря на то, что учился и работал, он находил время делать из камня всякую живность. Да и в шаге находился Эрмитаж - неиссякаемый источник вдохновения!
__________________________________________________________________________________________
Черепаху из халцедона Сергей Станкевич доделывал. Автор её - Вячеслав Цветков - ученик Левенталя. Он вырезал всю форму и наткнулся на газово-жидкое включение в Агате ( на фото его можно увидеть). А при наклонах пузырёк газа двигался. Вячеслав побоялся его вскрыть, и доли миллиметра ловил уже Сергей
Когда в 89-м появилась "Пластика в Камне", жизнь мастера изменилась.
Из зоологии он ушел, поглощённый творческим поиском в среде единомышленников. К сожалению "Пластика в Камне" прожила недолго - несколько выставок, некоторая известность и на этом все... Тогда Сергей и замечательный резчик по камню и ювелир Саша Левенталь устроили свою мастерскую. Сразу появились ученики и жизнь продолжилась.
Мастерская меняла места и в результате на какое-то время прибилась к Ювелирной фирме Помельникова. Там Сергей Станкевич начал серьёзно осваивать работу с металлом. Благо Эрмитаж оставался под боком, а там проходили семинары, конференции и другие возможности повысить квалификацию. Там родилось немало интересных работ, большая часть которых кануло бесследно, не оставив даже фотографий...
С чудесным Носорогом из цитрина (глазки бриллиантовые) была связана одна история.
Как-то к Сергею Станкевичу через знакомого обратилась пара весьма сомнительных личностей с просьбой сделать носорога строго определенного размера. Он просьбу выполнил, и носорога сделал. А личности забирать заказ отказались. Сейчас "Носорог" находится в Эрмитаже (листайте вправо)
Сергей Станкевич показал мне много своих работ. С каждой из них связана история, порой не менее удивительная, чем сама работа. О них я расскажу в следующий раз.
Почему Ильгиз Фазулзянов умалчивает о том, что в соавторстве с ним работают и другие мастера, причем не менее талантливые, для меня загадка. Было бы еще как-то понятно (хотя и столь же странно), если бы он только начинал создавать свои изделия. Но мастер, достигший всех мыслимых и немыслимых высот.....Не объяснимо...
Был еще один случай. После моей статьи о выставке Ильгиза Ф. "Эмоции. Магия" мне написал один читатель, и спросил - кто делал каменного Фавна (он был одним из экспонатов выставки) (листайте вправо)
Я ответила - Ильгиз и делал (мастер работает с разными материалами, и владеет различными сложными техниками). На что читатель возразил, что Фавна вырезал его друг-камнерез, а Ильгиз лишь приобрел работу, и дополнил её эмалью.
Я сразу связалась с Софией, которая работает в мастерской Ильгиза, и задала ей вопрос про Фавна. Она заверила меня, что фигурку совершенно точно резали в их мастерской.
Все вроде так, но после истории с подвеской "Туманное утро" у меня появились сомнения - а так ли было на самом деле с появлением Фавна в мастерской Ильгиза Фазулзянова?....
Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Приглашаю всех в мой магазин "Лепесток клевера" на Ярмарке Мастеров!