На Васильевском острове, в углу между 15 линией и набережной Лейтенанта Шмидта находится Успенская церковь. Внешний вид церкви также заслуживает внимания: когда наступает темнота и подсвеченное здание отражается в Неве, ее удивительная красота и величество словно удваивается.
В 1721 году началось строительство архиерейских подворий на Васильевском острове по указу Петра I. Здание на углу набережной было приобретено Троице-Сергиевым монастырем у семьи Нарышкиных. В середине XVIII века монастырь перенес свою главную резиденцию на реку Фонтанку и оставил после себя здание с домашней церковью Рождества Христова.
В 1756 году в “Санкт-Петербургских ведомостях” было размещено объявление о продаже этого здания. Более десяти лет дом сдавался в аренду только Академии наук, но покупателей не нашлось. В связи с этим 21 апреля 1766 года Екатерина II издаёт указ о передаче здания Псковской епархии.
Подворье Псковского архиепископского двора использовалось в основном для проживания архиереев-синодалов, прибывающих в Санкт-Петербург для участия в заседаниях. Доходы были небольшими, и было сложно контролировать деятельность из Пскова. В результате в 1854 году с согласия временного управляющего Псковской епархией, архиепископа Риги и Митавы Платона (Городецкого), Священный Синод взял управление подворьем под свой контроль. В обмен на это Псковский архиерейский дом с 1856 года стал получать ренту. Изменение управления не изменило экономическую ситуацию на подворье, и 23 августа 1872 года было принято решение о его продаже.
В 1875 году подворье перешло под контроль Киево-Печорской лавры (ныне оно является частью подворья Козельской Свято-Введенской Оптиной Пустыни). В 1894 году был проведен конкурс на строительство новой церкви и церковных сооружений. Победителем был признан проект В.А. Косяков.
Здание выполнено в стиле псевдорусской архитектуры. Архитектор обратился к византийскому наследию, которое оказало большое влияние на его творчество. В. А. Косяков сумел по-новому интерпретировать византийский стиль.
Храм, рассчитанный на две тысячи верующих, напоминает мемориальную церковь в Борке, построенную на месте аварии царского поезда Александра III.
На подворье были также построены конюшни, жилые дома и служебные постройки, а также обустроен сад. 18 декабря 1897 года митрополит Киевский Иоанникий провел церемонию освящения главного придела с хорами. В него временно установили иконостас из закрывшейся домовой церкви подворья. Звонница была расположена над притвором.
Роспись внутри храма была завершена в 1903 году. Над ее созданием работали московские художники Снегирев, Струнников и Яковлев, под руководством академика Федора Соколова. Существует предположение, что к созданию настенной росписи причастен Виктор Васнецов. Церковь была известна своими старинными иконами, которые были переданы из Киево-Печерской лавры.
Пятиглавый храм выполнен с использованием как кирпича, так и бетона. Его нижняя часть облицована серым гранитом, а верхняя - радомским песчаником. При строительстве гладкие части куполов были впервые в Санкт-Петербурге облицованы алюминиевыми листами. Пространство храма формируется системой пересекающихся арок, поэтому в церкви нет столбов.
Главный купол храма украшает рельефный орнаментальный узор, отделанный лепными гирляндами. Фасады кокошников декорированы цветными изразцами.
В храме ежедневно проводились службы, там была большая библиотека, но после Октябрьской революции все изменилось.
Сначала подворье стало обычной приходской церковью. В двадцатых годах из храма изъяли все ценности. Власть неоднократно пыталась закрыть церковь и передать ее в ведение завода “Метприбор”, однако передача так и не состоялась. Позже было принято решение снести здание, но прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. В ответ на это монахи, оставшиеся при церкви, и ряд активистов из числа прихожан были арестованы. Среди них был певчий хора Михаил Васильевич Гундяев, отец нынешнего Патриарха Кирилла.
В послевоенный период в храме устроили каток с искусственным покрытием - первый в Ленинграде. Помещение украсили портретами Ленина, советскими транспорантами и флагами. Несмотря на небольшую площадь, каток пользовался популярностью: с 1961 по 1967 год здесь тренировались многие известные фигуристы, включая Л. Белоусову и О. Протопопова, Т. Москвину и А. Мишина.
После того как в 1967 году открылся новый, более вместительный каток во Дворце спорта “Юбилейный”, некогда великолепный храм начал постепенно приходить в запустение. В здании разместился бассейн с баней, помещение стало использоваться для выращивания цветов на продажу и сдачи в аренду. Сырые стены никого не заботили, и признаки упадка с каждым годом становились все заметнее.
Лишь в 1991 году после передачи здания под управление мужского монастыря Оптиной Пустыни, подворье стало возрождаться. Первая служба после возвращения храма прошла в 1993 году, а в 1998 году на купол был установлен крест. К 2003 году восстановили иконостас и к 2013 году полностью отреставрировали церковь как снаружи, так и изнутри.
В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы находится святой крест, содержащий частицы животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и частицы мощей различных святых. Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников.
В храме хранится образ Божией Матери “Скоропослушница”, который был написан на Святой горе Афон. Этот образ является точной копией чудотворной иконы (фрески), находящейся в одной из старейших обителей на полуострове - монастыре Дохиар. Эта обитель входит в число десяти самых почитаемых святых мест Афона.
Список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.
В северном приделе храма находится живописная икона блаженной Ксении Петербургской - небесной покровительницы города.
Икона в подворье особенная, потому что в правом нижнем углу изображения находится частица первоначальной гробницы праведницы Божией Ксении из часовни Смоленского православного кладбища на Васильевском острове.
На куполе внутри храма изображен “Христос-Пантократор” в окружении херувимов и серафимов, а на “парусах” (так называются элементы купольного пространства) размещены образы четырех евангелистов.
Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, 27.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: