Теневой крестовый поход — одна из самых запоминающихся страниц Ереси Хоруса… ну, это и без меня известно. Как правило, при упоминании арки ТКП и Империум Секундус на память приходят первым делом «Не ведая страха» и «Забытая империя», но в этой арке есть и малая форма. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о повести «Славные» за авторством Роба Сандерса.
«Славные» — это 19-я рота Ультрадесанта под командованием капитана Эфона. После атаки XVII легиона на Калт Славные остаются на планете в числе контингента Ультрамаринов для обороны и противостояния Несущим Слово. Разумеется, они не одни, в повести «засветится» в том числе и Рем Вентан, но эпизодически.
Об этой повести писать нелегко: она очень эмоционально тяжелая. По стилистике изложения она продолжает манеру «Не ведая страха» — уникального романа, стоящего в Ереси особняком. Сандерс не только подхватил эстафету рассказа в настоящем времени, обеспечивая «погружение» читателя в события, но и в какой-то мере делает то же, что и Абнетт: передает атмосферу безнадеги, когда тысячи Ультрамаринов пытаются организовать оборону, отбросить Несущих Слово, защитить гражданских, и все это — одновременно, и все это — практически без связи друг с другом, без надежды на подкрепления, отрезанными от снабжения, в разбитых доспехах, раненые, с ограниченным боекомплектом, тающими на глазах боеприпасами. А самое ужасное — то, что им приходится драться с теми, кого они считали боевыми братьями. Кузенами. Родней.
Друзьями.
Вся книга состоит из боевок. Но не болтерпорно, нет. Через боевки мы видим и характеры, и души, и сам дух Ультрамаринов; через них же автор ставит довольно острые моральные и этические вопросы. Выстраивая фабулу, Сандерс не делает так, как многие авторы: не выбирает одного героя, которому нужно победить или всех, или определенного злодея, хотя мотив личного противостояния в книге очень силен. У него сражаются все, сражаются здесь и сейчас, сражаются по-разному, реалистично, применяя разные военные приемы и хитрости, устраивая засады, предугадывая действия врага — иногда верно, иногда нет, делая ошибочные ходы и разыгрывая блестящие гамбиты, используя подручные средства. Это сражения в аркологиях. То есть почти как уличные бои, но с учетом того, что боевые действия ведутся под землей, среди складов продовольствия, за грузовой транспорт и телепорт. Ультрамарины показаны не как летящие вперед на крыльях Кодекса Астартес с мечами наперевес, а как грамотные солдаты, умеющие и в военную хитрость, и в планирование, и в снабжение. Несущие Слово — хотя их постоянно называют «негодяями», «безумными», «одержимыми» (то и понятно: их показывают глазами Ультрамаринов) — также проявляют себя именно как грамотные военные. Что ж, бойцы обоих легионов прошли одну и ту же школу, имеют одинаковую подготовку. Вот только Несуны — бессовестные читеры. Нет, чит-код IDQDD у них не срабатывает, но демоны дают им дополнительные возможности.
Для тех, кому важен хэппи-энд: в этой повести он японский, «всеумерли». Готовьтесь навернуть стеклища по самое не хочу. Впрочем, я верю в читателя — мы все знаем, что такое «гримдарк». Но если зачастую авторы убивают персонажей, которые только для этого и вводятся, потому что главных героев им жалко, то Сандерс поступает по-иному. Один за другим гибнут персонажи, которые успели нам полюбиться. Фактически, в повести есть существенный элемент слэшера. Но нужно понимать, что слэшер — это «чудовище охотится за людьми», а космодесантники, по сути, чудовища с обеих сторон, только Ультрамарины хорошие, а Несуны плохие. И охота тоже идет с обеих сторон.
«Хорошесть» Ультры, как и «отрицательность» Несунов, показана реалистично. То есть в лице Славных перед нами нормальные люди с нормальной мотивацией и нормальными в таких обстоятельствах реакциями. Разве что более устойчивые к ПТСР (который их все равно догоняет) и покрепче физически. У них бывают срывы. Они допускают ошибки. Но у них есть приказ — защищать Калт; Славные это и делают.
Что же до Несущих Слово, то они показаны глазами Ультры — то есть как враги с непонятными мотивами. Собственно, Ультрамарины всю дорогу, продолжая сражаться и гибнуть, пытаются понять, что произошло и чего добиваются их «родственнички», — и не понимают. Момент, который в свое время очень хорошо рассмотрели Грэм Макнилл в работах о Тысяче Сынов и Крис Райт — в работах о Гвардии Смерти, в этой повести не так педалируется, но все же прописан: Несущие Слово считают себя поднявшимися на новую ступень, ставшими лучше, в то время как со стороны видно, что союз с демонами сделал их чем-то мерзким.
Интересный (очень драматический!) эпизод — использование грузового телепорта, которое приводит к трагическим последствиям.
Важная часть сюжета — тема преданного братства. Эфон в какой-то мере одержим борьбой с Куртой Седдом. Во флешбэках дается полная предыстория их отношений. Это действительно была дружба, Курта Седд спас жизнь Эфону, и ничто не предвещало его военных преступлений на Калте. Разница между Эфоном и Седдом показана, по сути, через главную ошибку Эфона. Да, капитан 19-й отчаянно сглупил, играя в неуместное благородство. Но и это — ошибка хорошего человека. А вот Седд утратил все светлое, что в нем было.
При всей мрачности и гримдарковости повесть довольно страшная, но не безнадежная. Потому что добро в ней — не бессильная жертва, а зубастые на практике и подкованные в теории Ультрамарины. И Сандерс ухитряется через многочисленные эпизоды гибели парней в синем показать: как ни сильны демоны, но братство все же сильнее.
Художник: joazzz2