Предыдущая часть:
Таким образом, выдающиеся способности этого незаменимого "следопыта", Степана Курикова, объясняются очень просто: он в нужное время (по команде из "штаба поисковых работ") "находил" только то, что сам же в этом месте и "положил", или то, что видел, как "положили" другие.
1 марта, по поручению товарищей Масленникова и Неволина, он соорудил фальшивый "лабаз" в верховьях Ауспии, а 2 марта он его "нашел". 13 февраля он помогал чекистам устроить всю эту инсценировку, а 27 февраля он "нашел" тело Игоря Дятлова. Игорь Дятлов из троих, - кого чекисты прикопали вдоль русла притока Лозьвы, по направлению от палатки к Кедру, - ближе всех находился к Кедру (в 250-300 метрах от Кедра). Как там оказался Степан Куриков? Очевидно, он поднимался от Кедра по притоку Лозьвы к палатке и к вертолетной площадке - чтобы встретить в этот день, 27 февраля, товарища Масленникова и другое начальство. То есть утром 27 февраля Степан Куриков был там, у Кедра.
И был не один. Из показаний того же Слобцова: "Могу отметить, что у кедра, под которым были обнаружены трупы Дорошенко и Кривонищенко, я видел, как манси Бахтияров нашел в снегу 8 руб. денег купюрами в 5 и 3 руб". Что это был за Бахтияров (их ведь много было)? Видимо, это был Тимофей Григорьевич Бахтиров - он совершенно точно принимал участие в "поисковых работах" (см. документы по ссылке ниже) и прибыл из Суеватпауля вместе с Куриковым и Неволиным. И тогда же, утром 27 февраля, Степан Куриков и подобрал у Кедра свой пояс, который он там оставил 13 февраля. И поэтому когда чуть позже на перевал прибыл прокурор Темпалов со следователем Коротаевым и другие поисковые группы - никто из них там этого пояса уже не нашел.
И "настил" Степан Куриков "нашел" (и "нашел" очень точно) по той же причине. Как я покажу далее, дело было вовсе не в "дорожке" из веточек, которая вела к "настилу": просто Куриков помогал чекистам 13 февраля закапывать дятловцев, и он точно знал (и хорошо помнил), где они закопали тела и "настил". Вот для этого его и привлекли к этим "поисковым работам" - чтобы он, по отмашке из "штаба", показывал, где и что там закопали чекисты.
Незаменимый консультант
Но и это еще не все! Когда чекисты прибыли на перевал 13 февраля для своей инсценировки, сориентироваться на местности им помогал Степан Куриков. Но ведь когда чекисты в этот день прибыли на перевал, у них уже должен был быть определенный "план" всей этой инсценировки: где поставить палатку, кого, куда и в какой позе положить, где закопать "настил". Чекисты не могли там заниматься "импровизацией". По мелочам - может быть. Например, решение оставить "след мочи" у палатки чекист, который руководил там всей этой инсценировкой, мог принять уже и на месте - чтобы показать, что палатка, которую они поставили на склоне, была "жилой", и что кто-то из дятловцев оставил там этот "след". Это было не очень умное решение (с мозгами у чекистов было плохо): ведь понятно, что никакой "след мочи" за месяц (если допустить, что этот "след" оставил кто-то из дятловцев 1 февраля) сохраниться там никак не мог (максимум - пару недель).
Но во всем остальном никакую "импровизацию" чекисты там себе позволить не могли. И поэтому возникает вопрос: а как они составили такой план? Откуда, например, чекисты знали, что в этом ручье есть такой камень - с небольшим порогом-водопадом - на котором они "распластали" тело несчастной Люды Дубининой? Узнали об этом камне, когда были на перевале в первый раз, 3-5 февраля? Но вряд ли там была в это время какая-то полынья: если ее не было в начале мая, то в начале февраля ее там тем более быть не могло.
Очевидно, о том, что там есть такой камень, им рассказал тот, кто опять же очень хорошо знал эту местность. И кто консультировал чекистов, когда они придумывали свой план инсценировки. И этим "кто-то" опять же мог быть только мансюк.
- У одного туриста, Люды Дубининой, ваши мансюки всю грудь разбили своей колотушкой. Нет ли там какого-нибудь камня, о который она могла бы так сильно "удариться"? - поинтересовались чекисты у этого консультанта-мансюка. И он им рассказал про этот камень.
Братья Куриковы
Естественно, все мансюки прекрасно знали, что дятловцев убили их сородичи-мансюки. Это было очень серьезное событие в их жизни, а новости у них распространялись очень быстро.
Я просто напомню одну историю. В начале марта манси Григорий Куриков - родной брат Степана Курикова, депутат горсовета Ивделя - зашел в местную ментовку, по каким-то своим делам. А дежуривший там мент, некий Горбушин, взял и спросил Курикова: "Как думаешь, почему туристы погибли?" Григорий Куриков жутко перепугался и (в стиле обычного "мансийского вранья") начал рассказывать, что дятловцев убили какие-то пятеро остяков (хантов), которые живут отдельно от манси у горы и с которыми они почти не общаются.
Менты доложили об этом сообщении Курикова "выше по инстанции", и началась проверка. Вот что сообщил сам этот мент Горбушин (Лист 228):
"В начале марта 1959 года я находился в дежурке милиции и в это время шел разговор, что погибли туристы. В дежурке сидел вернее подошел один манси фамилию его не знаю но говорили, что это Куриков а как зовут – не знаю. Курикова спросили, как могли погибнуть туристы. Куриков сказал, что около святой горы, где эта гора находится он не сказал, живут пять человек остяков. Они как дикари, не дружат ни с манси и не с русскими людьми. В г. Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того что они туристы хотели взойти на святую гору или из-за того что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются. Куриков высказывал только предположения свои, а как получилось на самом деле он Куриков не знает. Но ранее Куриков этих дикарей остяков видал, но давно несколько лет тому назад. Где гора находится святая, Куриков не знает. Но еще утверждаю, что Куриков высказывал свое предположение. Он это сказал так как мы вели разговор, что нашли мертвых туристов и спросили манси Курикова как это могло получиться. При этом разговоре был работник милиции Панов".
Но, конечно, эту историю - когда Куриков немного "проговорился" и "сказал лишнего" - вскоре тут же "замяли". Так, сам Григорий Куриков, когда его допросили (уже официально, "под протокол") 23 марта, начал лепетать обычную для мансюков "песенку": ничего не знаю, ничего не слышал и т.д. (Лист 232):
"По русски я понимаю хорошо. Расписываюсь только по мансийски. Я лично не думаю, чтобы кто либо из манси напал на русских туристов, так как этого никогда не было. Я бы всё равно узнал бы от манси, кто напал на туристов и этим интересуюсь. Но никаких причин нападать манси на туристов не имеется. Молебная гора я точно знаю находится в верховьях р. Вижай и там никто ни летом ни зимой не живут. Молебную гору ни кто не охраняет. Русским людям разрешается ходить туда. О том что около молебной горы живут пять манси или другой народ не манси, которых боятся манси я лично этого не говорил нигде в том числе и в милиции. Таких людей манси чтобы не ходили в Ивдель нет у нас. Каких либо людей посторонних, манси не знали у нас в районе не имеется. Мы бы знали о постороннем народе, т. как охотничают манси и встретили бы кого-нибудь. Таких манси, чтобы плохо относились к русским не имеется у нас в районе. Отчего и как погибли туристы я совершенно не знаю, как это могло получиться".
"Большой начальник, однако!"
Степан и Григорий Куриковы в убийстве дятловцев участие не принимали. Но оба они, конечно, прекрасно знали, что это убийство совершили их сородичи-мансюки.
Более того, я полагаю, что именно Степан Куриков и сообщил властям об этом убийстве. Почему я так думаю? Во-первых, потому, что Степан Куриков был не только шаманом, но и депутатом областного совета. Подчеркну это: не горсовета Ивделя, как его брат Григорий Куриков, а депутатом Свердловского областного совета. То есть он как бы представлял всех мансюков Свердловской области. И при этом далеко не всем мансюкам понравилось, что их сородичи совершили это убийство. Нет, не потому, что они были такие "добрые", а потому, что они прекрасно понимали, что это убийство может сильно осложнить отношения всех мансюков с советской властью и с местным немансийским населением. И в первую очередь, это не понравилось Степану Курикова - так как он понимал это лучше других и чувствовал себя ответственным за всех мансюков.
А во-вторых, Степан Куриков проживал в Суеватпауле. И там же проживал Андрей Анямов со своими племянниками - которые, как я полагаю, принимали участие в убийстве дятловцев (четвертый участник этой группы "охотников", Константин Шешкин, проживал в юртах Пелыма). И поэтому Степан Куриков был одним из первых, кто - от самих Анямовых - узнал об этом убийстве. И тут же доложил об этом местному (партийному) начальству.
Вы скажете, что вряд ли Степан Куриков мог так поступить? Почему же? Во-первых, он таким образом пытался вывести из-под (возможного) удара всех мансюков. А во-вторых, похожая история случилась с ним несколько позже.
Я напомню некоторые сведения из воспоминаний следователя Коротаева:
"Степан Куриков, шаман. Я там 4 года проработал, поэтому приходилось с ним контактировать неоднократно. Это порядочный, честнейший человек. Кстати, депутат областного совета у нас был. Такой ходок, знаток тайги был, что такой факт: Елизавета Михайловна Трошина, депутат, едет на поезде, а он на лыжах шпарит и является быстрее её в облсовете. Он оказал помощь в смысле поимки и доставки этих манси".
И далее:
"А он был честный человек, приходилось мне расследовать дело в отношении его сына, он убил в Бурмантово, так он привел своего сына и сказал: вот убийца, судите. Я такого за 40 лет работы не встречал, чтобы отец сына-убийцу привел".
То есть Степан Куриков помогал задерживать мансюков, а чуть позже - когда его сын грохнул (якобы случайно, на охоте) своего дружка-мансюка (кого-то из Анямовых), Куриков тут же сдал своего сына ментам (тому дали условный срок).
Поэтому что же удивляться тому, что Степан Куриков, узнав о том, что Анямовы (с Шешкиным) убили дятловцев, тут же побежал доложить об этом начальству. И, естественно, когда чекисты вскоре после этого (вероятнее всего, 4 февраля) вылетели на перевал, они прихватили с собой и Степана Курикова. И, очевидно, он же, Степан Куриков, потом и консультировал чекистов, когда те приступили к разработке своего сценария "картины трагедии". И 13 февраля, когда чекисты снова полетели на перевал, чтобы устроить там свою инсценировку, они снова прихватили Курикова.
Вот поэтому он и ходил там с такой хитрой, важной и загадочной рожицей (см. Фото 1), что чувствовал себя очень важным и незаменимым человеком, который был посвящен в большую "государственную тайну" и понукал не только мансюками, но и всеми этими глупыми студентами и солдатами: "Большой начальник, однако!"
Продолжение: