Найти тему

Знаки мансей. Перевал Дятлова. - 3

Оглавление

Предыдущая часть:

Так вот, почему я уверен в том, что катпос, заснятый дятловцами на фото, сделала не "группа Андрея Анямова" (Андрей Анямов, Константин Шешкин и два племянника Анямова, Николай и Андрей) в конце января 1959 года, когда они "охотились" в верховьях Ауспии и Лозьвы, а какая-то другая группа мансей?

Потому, что, во-первых, этот катпос явно не совсем "свежий" - к моменту, когда его увидели и засняли дятловцы 29 января, он уже успел немного потемнеть. То есть этот катпос был сделан значительно раньше появления у него дятловцев (вероятно, осенью или зимой 1958 года).

Во-вторых, как мы выяснили, на этом катпосе две тамги идентичны - то есть их оставил какой-то манси-отец и его сын. А в "группе Андрея Анямова" сына Анямова не было - были два его племянника, Николай и Андрей. И у них либо уже были свои тамги, отличные от тамги Андрея Анямова, либо еще были тамги их отцов, также отличные от тамги Андрея Анямова.

Наконец, в-третьих, я просто знаю, какая тамга была у Андрея Анямова, и его тамги на этом катпосе нет. Откуда мне известно, какая тамга была у Андрея Анямова?

Родовая тамга Анямовых

Дело в том, что тамга рода Анямовых, вообще говоря, хорошо известна: она представляла собой букву "Т". И манси-мужчины из клана Анямовых, когда они обзаводились своей семьей и хозяйством и своей тамгой, просто добавляли к тамге своих отцов и к этой родовой ("базовой") тамге Анямовых свои дополнительные элементы (какие-нибудь "черточки" или "палочки").

Так, в Пермском крае есть Вишерский заповедник, и в нем, в городе Красновишерске, есть небольшой музей. И в этом музее даже есть отдельный стенд с родовыми тамгами мансей, и среди них - один из знаков тамги Анямовых: буква "Т" с вертикальной палочкой слева (см. Фото 1 и ссылку ниже). А на одном дереве тамгу Анямовых (не совсем точно) даже нарисовали красной краской (см. Фото 2 ниже).

Фото 1. Один из знаков тамги Анямовых на стенде в музее Вишерского заповедника.
Фото 1. Один из знаков тамги Анямовых на стенде в музее Вишерского заповедника.
Фото 2. На дереве справа - тамга Анямовых.
Фото 2. На дереве справа - тамга Анямовых.

Кроме того, в уже упоминавшемся ранее неоднократно отчете группы Карелина (см. ссылку ниже) есть рисунок знаков тамги некоторых манси, из разных мансийских родов - очевидно, эти тамги Карелин зарисовал со слов Александра Прокопьевича Бахтиярова, когда группа Карелина во время похода останавливалась на ночь в юрте Бахтиярова. И среди этих знаков тамги есть две тамги Анямовых - "базовая", родовая, в виде буквы "Т", и фамильная, кого-то из мансей из клана Анямовых - в виде буквы "Т" с горизонтальной линией над ней (см. Фото 3 ниже).

Парунин Алексей. Отчет о зимнем походе Iii категории трудности по Северному Уралу сборной группы в феврале 1959 г. (Карелин В.Г.)
Фото 3. Рисунок из отчета Карелина. Две тамги Анямовых (родовая и фамильная) выделены красным прямоугольником.
Фото 3. Рисунок из отчета Карелина. Две тамги Анямовых (родовая и фамильная) выделены красным прямоугольником.

Фамильная тамга Андрея Анямова

Так вот, в материалах "уголовного дела", как известно, есть протокол допроса Андрея Анямова - его прокурор Темпалов допросил 23 марта 1959 года (см. ссылку ниже). И на трех страницах этого протокола, в четырех местах, Андрей Анямов - в качестве своей "подписи" - нарисовал свою тамгу (см. Фото 4 ниже).

Допрос свидетеля Анямова
Фото 4. Протокол допроса Андрея Анямова. В четырех местах Анямов поставил в качестве "подписи" свою фамильную тамгу.
Фото 4. Протокол допроса Андрея Анямова. В четырех местах Анямов поставил в качестве "подписи" свою фамильную тамгу.

Андрей Анямов не говорил по-русски (или говорил очень плохо), и поэтому его допрос проводился в присутствии Григория Курикова (родного брата Степана Курикова), который служил "переводчиком". И Григорий Куриков в протоколе этого допроса, как "переводчик", также в двух местах поставил свою тамгу.

Впрочем, я полагаю, что в одном месте (во 2-м) эти знаки тамги поставили не Анямов и Куриков, а прокурор Темпалов: в трех других местах Анямов нарисовал свою тамгу черными чернилами, и его тамга очень неровная (видимо, он опасался, что его все-таки "привлекут к ответственности" за участие в убийстве дятловцев, и когда он рисовал свою тамгу во время допроса, у него немного дрожали руки). А в этом месте тамга Анямова (как и Курикова) очень ровная, и она нарисована синими чернилами - такими же, какими Темпалов записал весь остальной протокол. Видимо, Темпалов перед допросом "забыл" (или не захотел) попросить Анямова и Курикова поставить свои "подписи" в этом месте (о том, что они "несут ответственность за дачу ложных показаний"), и поставил в этом месте их знаки тамги сам, уже после допроса (благо сделать это было нетрудно).

Но если мы посмотрим на эти знаки тамги, которые Анямов нарисовал в протоколе допроса, то нетрудно заметить, что они мало похожи на другие тамги рода Анямовых (см. Фото 5 ниже). Совсем не похожи. Почему? У Андрея Анямова была какая-то особая тамга, сильно отличная от знаков тамги других представителей рода Анямовых?

Фото 5. Тамга Андрея Анямова в протоколе допроса совсем не похожа на тамги рода Анямовых.
Фото 5. Тамга Андрея Анямова в протоколе допроса совсем не похожа на тамги рода Анямовых.

Нет, дело не в этом. Просто Андрей Анямов, когда он рисовал свою тамгу на страницах протокола допроса, "перевернул" ее на 90 градусов. Точнее сказать, повернул он, конечно, не саму свою тамгу, а страницы допроса, когда он рисовал на них свою тамгу. И если мы повернем его тамгу на 90 градусов вправо - она примет вполне узнаваемый вид тамги рода Анямовых (см. Фото 6 ниже). Очень похожий на тот, что на Фото 1 выше - только у тамги Андрея Анямова добавлена еще одна вертикальная "палочка" в правой части его тамги.

Фото 6. Если повернуть тамгу, нарисованную Андреем Анямовым в протоколе допроса, на 90 градусов вправо - она примет хорошо узнаваемый вид тамги рода Анямовых.
Фото 6. Если повернуть тамгу, нарисованную Андреем Анямовым в протоколе допроса, на 90 градусов вправо - она примет хорошо узнаваемый вид тамги рода Анямовых.

Зачем Андрей Анямов, когда он рисовал свою тамгу в протоколе допроса, повернул страницы допроса на 90 градусов и тем самым исказил свою тамгу? Очевидно, он это сделал по подсказке прокурора Темпалова или тех советских "товарищей", которые "проконсультировали" его незадолго до допроса. И сделал он это именно для того, чтобы его тамгу в протоколе допросе было сложно "опознать".

Дело в том, что в "дневнике Зины Колмогоровой" есть тамга Андрея Анямова - только не на том рисунке с катпосом, который мы рассмотрели ранее, а на двух других рисунках (см. Фото 7 ниже).

Фото 7. В "дневнике Зины Колмогоровой" есть тамга Андрея Анямова на двух рисунках (выделены синими прямоугольниками).
Фото 7. В "дневнике Зины Колмогоровой" есть тамга Андрея Анямова на двух рисунках (выделены синими прямоугольниками).

И тем, кто занимался фальсификацией "следствия" и фабрикацией "уголовного дела", было важно, чтобы кто-нибудь не опознал эту тамгу в "дневнике Зины" как тамгу Андрея Анямова. И не задался вопросом, как и почему тамга Андрея Анямова вдруг оказалась на двух рисунках в "дневнике Зины". В самом деле, ведь спецпрокурор Ахмин в какой-то момент заинтересовался, по чьему следу шли дятловцы - не по следу ли Андрея Анямова (см. ссылку ниже)? И если бы тот же Ахмин (или кто-то другой) сопоставил тамги, оставленные Андреем Анямовым в протоколе допроса, с тамгами на рисунках в "дневнике Зины", у него вполне мог возникнуть такой вопрос. А такие вопросы тем, кто занимался сокрытием подлинных причин и обстоятельств гибели дятловцев, были совсем не нужны. И чем больше в этой истории было путаницы и неясностей - тем для этих советских "товарищей" было лучше.

Катпос на дереве

Таким образом, тамга Андрея Анямова присутствует на двух рисунках в "дневнике Зины". И как и почему она там появилась - мы рассмотрим несколько позже, когда перейдем к анализу этих рисунков.

Но вот на катпосе на дереве, заснятом дятловцами на фото, тамги Андрея Анямова нет. И на рисунке этого (или очень похожего) катпоса в "дневнике Зины" ее тоже нет (см. Фото 8 ниже).

Фото 8. Катпос на дереве и в "дневнике Зины". Тамги Андрея Анямова на них нет.
Фото 8. Катпос на дереве и в "дневнике Зины". Тамги Андрея Анямова на них нет.

А значит, этот катпос на дереве сделала не "группа Андрея Анямова" в конце января 1959 года - его сделала какая-то другая группа мансей-охотников, в другое время (несколько раньше), и Андрея Анямова в этой группе в это время не было. В самом деле, если бы этот катпос сделала "группа Андрея Анямова", Андрей Анямов уж наверняка оставил бы на катпосе свою тамгу - ведь он, вместе с Константином Шешкиным, был старшим в этой группе.

И "группа Андрея Анямова" в конце января-начале февраля 1959 года оказалась в районе Ауспии и верховьев Лозьвы вовсе не для охоты. Ну, то есть эта группа вышла в конце января 1959 года из Суеватпауля действительно именно на охоту. Но когда они подошли к пещере на Лозьве, где-то между Ушмой и 2-м Северным, и обнаружили пропажу их идола (см. ссылку ниже) - их планы резко изменились.

И у этой "группы Анямова" началась уже совсем другая "охота" - "охота" на дятловцев, которые, как были убеждены эти мансюки, и похитили у них из пещеры их идола. И им было уже не до лосей и росомах. И уж тем более не до того, чтобы рисовать на деревьях катпосы со своими тамгами.

Продолжение: