Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Как выглядели на балах кавалергарды? Не так, как Андрей Болконский, увы

То есть кавалергарды не появлялись на балах в белых мундирах. Но Андрей Болконский и не служил в Кавалергардском полку в 1810-м году. А в каком полку он служил? Неизвестно.

Толстой не пишет об этом. Нарядил Андрея в белое, потому что ему так захотелось. Чтобы они с Наташей красиво и гармонично смотрелись.

Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Наташа и Болконский танцуют.
Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Наташа и Болконский танцуют.

Эти белые мундиры мы видим буквально везде, во всех фильмах, где герои – гвардейские офицеры, а действие происходит в первой трети 19 века.

И, если речь идёт о кавалергардах, то у них, действительно, был белый парадный мундир. Его надевали в торжественных случаях…

Но только не на балы и светские рауты.

Портрет Николая Леонтьевича Дубельта в кавалергардском мундире, 1837 год.
Портрет Николая Леонтьевича Дубельта в кавалергардском мундире, 1837 год.

Бальной формой кавалергардов (а также офицеров лейб-гвардии Конного полка) был красный вицмундир.

У кавалергардов он имел чёрный бархатный воротник, такие же обшлага и выпушку фалд. Подкладка и отвороты фалд были белыми, металлический прибор (шитьё) – серебряный.

У конногвардейцев отделка красного вицмундира была синей, а шитьё золотым.

К бальной форме надевали белые лосины и белые штиблеты

Бальный вицмундир офицера кавалергарда. Фото из свободных источников.
Бальный вицмундир офицера кавалергарда. Фото из свободных источников.
Бальный вицмундир офицера конногвардейца. Фото из свободных источников.
Бальный вицмундир офицера конногвардейца. Фото из свободных источников.

Из моего любовно-исторического романа «Ведьмины цветы»:

«В этот вечер он был в парадно-выходной кавалергардской форме – в белых панталонах и красном мундире фрачного покроя, с отделкой черного бархата и серебряным шитьем. Его темные волосы красиво изгибались над высоким лбом, проницательные серые глаза смотрели ласково и немного лукаво»…

Когда я начала писать этот роман, я и сделала такое открытие. Я очень придирчива к деталям. Ну и поинтересовалась офицерской формой. Залезла на военно-исторический форум и пришла в лёгкий шок, узнав, что кавалергарды не красовались на балах в белом.

Хотя красный вицмундир с чёрно-серебристой отделкой, по-моему, смотрится не хуже.

Портрет штабс-ротмистра Кавалергардского полка Ивана Семеновича Храповицкого. Неизвестный художник, 1809, Эрмитаж.
Портрет штабс-ротмистра Кавалергардского полка Ивана Семеновича Храповицкого. Неизвестный художник, 1809, Эрмитаж.
Сергей Петрович (1787 – 1812) Воейков, поручи кавалергардского полка.
Сергей Петрович (1787 – 1812) Воейков, поручи кавалергардского полка.

А кто же блистал на балах в белых вицмундирах?

Офицеры кирасирских полков. На начало 19 века таких полков у нас было два. Один из них находился под патронажем вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Павла Первого), насколько я знаю.

Из моего романа «Письмо императрицы»:

«Высокий темноволосый мужчина в белом, расшитом серебром парадном офицерском мундире с малиновой отделкой, тщательно закрыл за собой двери, а затем повернулся в сторону Наташи. И в тот же миг она почувствовала, как в лицо ей бросилась вся кровь. Она сразу узнала этого человека, хотя прошло больше пяти лет с тех пор, как она в последний раз видела его. Наташа уже стала надеяться, что они не увидятся никогда»…

На картинке ниже есть бальная форма кавалергарда и кирасира.

Форма офицеров начала 19 века.
Форма офицеров начала 19 века.

Пояснение к картинке:

1. Генерал тяжелой кавалерии.
2. Старший (генеральский) адъютант, штаб-офицер Малороссийского кирасирского полка.
3. Обер-офицер Лейб-гвардии Кавалергардского полка в красном вицмундире (при бальной форме)
4. Обер-офицер Лейб-кирасирского Ее Величества полка в вицмундире.
5. Штаб-офицер Лейб-гвардии Конного полка в темно-зеленом вицмундире.

Портрета офицера в кирасирской бальной форме я, увы, не нашла.

Попался лишь такой портрет 1840-х. Но здесь, видимо, парадный мундир, а не вицмундир.

Хотя и на бальной форме кирасиров, как я прочитала в одном исследовании, с 1813-го года воротник и обшлага стали светло-синими с серебряным шитьём. (автор – Станислав Анатольевич Малышев, заведующий музеем истории войска Западного военного округа).

Пущин Всеволод Павлович, полковник (а затем и генерал) Кирасирского полка Ея величества, 1840-е годы.
Пущин Всеволод Павлович, полковник (а затем и генерал) Кирасирского полка Ея величества, 1840-е годы.

Тут, конечно, вопрос: а в чём принципиальное отличие этих парадных мундиров и вицмундиров?

Я не специалист по военной форме, моя тема – женская мода:) Поэтому скажу по-простому…

У бальных вицмундиров имелись сзади длинные фалды. Как у фрака, что носили гражданские. А у парадных мундиров сзади было всё коротко. И появляться на балах и раутах в таком виде (грубо говоря – светить задницей, обтянутой лосинами) было неприлично.

Портрет князя Льва Александровича Чернышева в мундире кавалергардского полка, 1851 год.
Портрет князя Льва Александровича Чернышева в мундире кавалергардского полка, 1851 год.

Но вернёмся к Андрею Болконскому. Что же за костюм у него?

Да ни то ни сё. «Условно-кавалергардский якобы колет, только с длинными фалдами», как выразился один из исследователей.

Или вот как пишет об этом историк Станислав Малышев:

«к сожалению, в нашем кино с советских времен по сей день существуют фантастические белые мундиры наподобие офицерских колетов кавалергардского и л.‑гв. конного полков с красным воротником и обшлагами, с серебряным или золотым шитьем... но с длинными фалдами. Здесь, очевидно, смешались представления о колетах этих двух полков и о бальных вицмундирах кирасир».

Кстати… Раз Толстой не указал полк, в котором служит Андрей… То было бы логично одевать его в фильмах в бальный вицмундир кирасира. Раз именно они появлялись на балах в белом.

Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Андрей на балу
Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Андрей на балу

«Настоящая и ненастоящая королева»… Ещё раз о кино по роману «Королева Марго».

«Слишком утомительно. Я отказываюсь!»… Как трудно раздеть даму Прекрасной эпохи.

Платье Наташи. Каким оно должно быть и чем вдохновлялся Толстой, когда его описывал?