То есть кавалергарды не появлялись на балах в белых мундирах. Но Андрей Болконский и не служил в Кавалергардском полку в 1810-м году. А в каком полку он служил? Неизвестно.
Толстой не пишет об этом. Нарядил Андрея в белое, потому что ему так захотелось. Чтобы они с Наташей красиво и гармонично смотрелись.
Эти белые мундиры мы видим буквально везде, во всех фильмах, где герои – гвардейские офицеры, а действие происходит в первой трети 19 века.
И, если речь идёт о кавалергардах, то у них, действительно, был белый парадный мундир. Его надевали в торжественных случаях…
Но только не на балы и светские рауты.
Бальной формой кавалергардов (а также офицеров лейб-гвардии Конного полка) был красный вицмундир.
У кавалергардов он имел чёрный бархатный воротник, такие же обшлага и выпушку фалд. Подкладка и отвороты фалд были белыми, металлический прибор (шитьё) – серебряный.
У конногвардейцев отделка красного вицмундира была синей, а шитьё золотым.
К бальной форме надевали белые лосины и белые штиблеты
Из моего любовно-исторического романа «Ведьмины цветы»:
«В этот вечер он был в парадно-выходной кавалергардской форме – в белых панталонах и красном мундире фрачного покроя, с отделкой черного бархата и серебряным шитьем. Его темные волосы красиво изгибались над высоким лбом, проницательные серые глаза смотрели ласково и немного лукаво»…
Когда я начала писать этот роман, я и сделала такое открытие. Я очень придирчива к деталям. Ну и поинтересовалась офицерской формой. Залезла на военно-исторический форум и пришла в лёгкий шок, узнав, что кавалергарды не красовались на балах в белом.
Хотя красный вицмундир с чёрно-серебристой отделкой, по-моему, смотрится не хуже.
А кто же блистал на балах в белых вицмундирах?
Офицеры кирасирских полков. На начало 19 века таких полков у нас было два. Один из них находился под патронажем вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Павла Первого), насколько я знаю.
Из моего романа «Письмо императрицы»:
«Высокий темноволосый мужчина в белом, расшитом серебром парадном офицерском мундире с малиновой отделкой, тщательно закрыл за собой двери, а затем повернулся в сторону Наташи. И в тот же миг она почувствовала, как в лицо ей бросилась вся кровь. Она сразу узнала этого человека, хотя прошло больше пяти лет с тех пор, как она в последний раз видела его. Наташа уже стала надеяться, что они не увидятся никогда»…
На картинке ниже есть бальная форма кавалергарда и кирасира.
Пояснение к картинке:
1. Генерал тяжелой кавалерии.
2. Старший (генеральский) адъютант, штаб-офицер Малороссийского кирасирского полка.
3. Обер-офицер Лейб-гвардии Кавалергардского полка в красном вицмундире (при бальной форме)
4. Обер-офицер Лейб-кирасирского Ее Величества полка в вицмундире.
5. Штаб-офицер Лейб-гвардии Конного полка в темно-зеленом вицмундире.
Портрета офицера в кирасирской бальной форме я, увы, не нашла.
Попался лишь такой портрет 1840-х. Но здесь, видимо, парадный мундир, а не вицмундир.
Хотя и на бальной форме кирасиров, как я прочитала в одном исследовании, с 1813-го года воротник и обшлага стали светло-синими с серебряным шитьём. (автор – Станислав Анатольевич Малышев, заведующий музеем истории войска Западного военного округа).
Тут, конечно, вопрос: а в чём принципиальное отличие этих парадных мундиров и вицмундиров?
Я не специалист по военной форме, моя тема – женская мода:) Поэтому скажу по-простому…
У бальных вицмундиров имелись сзади длинные фалды. Как у фрака, что носили гражданские. А у парадных мундиров сзади было всё коротко. И появляться на балах и раутах в таком виде (грубо говоря – светить задницей, обтянутой лосинами) было неприлично.
Но вернёмся к Андрею Болконскому. Что же за костюм у него?
Да ни то ни сё. «Условно-кавалергардский якобы колет, только с длинными фалдами», как выразился один из исследователей.
Или вот как пишет об этом историк Станислав Малышев:
«к сожалению, в нашем кино с советских времен по сей день существуют фантастические белые мундиры наподобие офицерских колетов кавалергардского и л.‑гв. конного полков с красным воротником и обшлагами, с серебряным или золотым шитьем... но с длинными фалдами. Здесь, очевидно, смешались представления о колетах этих двух полков и о бальных вицмундирах кирасир».
Кстати… Раз Толстой не указал полк, в котором служит Андрей… То было бы логично одевать его в фильмах в бальный вицмундир кирасира. Раз именно они появлялись на балах в белом.
«Настоящая и ненастоящая королева»… Ещё раз о кино по роману «Королева Марго».
«Слишком утомительно. Я отказываюсь!»… Как трудно раздеть даму Прекрасной эпохи.
Платье Наташи. Каким оно должно быть и чем вдохновлялся Толстой, когда его описывал?