Зимний день. Старая Москва. В простых санях везут женщину в черных богатых одеждах. Несмотря на то, что она закована в цепи, во взгляде читается бесстрашие и упорство. Демонстрируя непреклонность, она поднимает в воздух руку со старообрядческим двуперстием. Имя ей – Феодо́сия Проко́фьевна Моро́зова или, как прозвали ее в народе, – боярыня Морозова.
Суриков изображает переломный момент ее жизни:
Феодосию Морозову, принадлежавшую к самому родовитому русскому боярству, сидя в крестьянских санях, провозят в оковах по многолюдным московским улицам “на позорище”, чтобы затем заточить в Боровский монастырь, где она и закончит свои дни.
Морозова была ярой противницей реформ патриарха Никона и последовательницей протопопа Аввакума, духовного главы раскольнического движения на Руси в XVII столетии, за что и получила наказание.
Открытой непокорностью она вызвала гнев монарха и была отправлена в ссылку, помещена в земляную яму, в которой по приказу царя уморена голодом.
Неистовый пыл и горящие глаза боярыни, устремленные на икону в углу картины, контрастируют с морозным пасмурным днем.
Художник дает возможность зрителю будто бы лично присутствовать, быть втянутым в толпу зевак, провожающих боярыню взглядом.
Одни замерли в страхе и смотрят с испугом, других веселит происходящее, на их лицах ухмылки. Толпа изображена мастером живо, ярко, по-настоящему.
Поиски подходящих персонажей для натурного изображения длились долго. Суриков часами наблюдал за богомольцами, идущими в монастырь, ходил на базары, в лавки – смотрел на лица, выискивал типажи для картины. Все старания были не зря, ведь ему удалось создать эффект динамики, картина получилась живой.
В своей живописи Суриков умел воссоздать атмосферу минувших эпох, передать дух прошлого времени,делая это эффектно и колоритно.