Сложно писать в День защитников Отечества. В последние дни вокруг только и споров, стоит ли отмечать этот праздник в офисах. Одни говорят, что нужно поздравлять всех мужчин. Другие - что поздравлять надо тех, кто сейчас на передовой, а там и женщины есть. А что те, кто сидят в офисах, не имеют никаких прав на этот праздник... Ну, в общем. Я считаю, что и раньше с этим праздником было всё не так просто, а сейчас и подавно.
Поэтому в этот день хочу поговорить не про защитников, а про Отечество. И вот с какой стороны.
В Москве есть такая школьная олимпиада "Парки. Музеи. Усадьбы". Я про неё писала как-то год назад. Школьники, которые записываются на эту Олимпиаду, должны пройти как минимум 3 музея, один парк и одну усадьбу, выполнить там определенные задания и получить за это баллы.
Всего площадок, которые можно посетить в Москве и Подмосковье, - больше ста. Это и музеи, и галереи, и усадьбы, и парки, и лесопарки, и даже океанариум. Если пройти нужное число парков, музеев и усадеб, то получаешь благодарственное письмо. Если проходишь больше, чем надо, - статус "Победитель". Но этот статус ничего не даёт, ни в чем, кроме памятной бумаги, не выражается. Цель - познакомить школьников (и их родителей) с музейными и выставочными площадками столицы.
Сейчас у Сережи каникулы, и вчера мы с ним решили совершить марш-бросок, и за один день (или точнее сказать - вечер) посетить две галереи, расположенных на нашей ветке метро. И вот об этих галереях я и хотела рассказать.
Галерея на Шаболовке
"Галерея на Шаболовке" - несколько небольших помещений на первом этаже жилого дома. В одном помещении - галерея, там готовилась выставка картин (чьих - я не поняла), а в другом - экспозиция, касающаяся истории района.
А история занимательная. В 1920-х годах в районе нынешней Шаболовки (как раз там, где сейчас стоит знаменитая Шуховская радиобашня, с неё-то и началось освоение района) инициативные архитекторы затеяли строить (как это часто тогда бывало) "город-сад". Тем более, что Шаболовка была уже довольно оживленной улицей, и тут было несколько промышленных предприятий. На месте деревянных бараков и огородов начали строить образцовый квартал в духе социалистической утопии: роддом, школа нового типа, студенческое общежитие Текстильного института, первый в Москве дом-коммуна и крематорий — то есть вся жизнь человека должна была протекать тут упорядоченно — от рождения до смерти.
В "Галерее на Шаболовке" собраны не только свидетельства жизни начала 1920-х годов (мы с сыном долго искали "самоварную розетку", таким было первое задание, мы его сделали последним), но и фотографии разных лет и аудиозаписи людей, которые детьми жили в доме-коммуне. Экспозиция занимает всего один зал, но довольно разнообразная и душевная.
Но самое интересное, что следы идеалистической и авангардистской ранней советской архитектуры так и остались тут. Выходишь из галереи - и вот они, эти странные зигзагообразные дома, пятиэтажки. Очень похожи на дома, кстати, которые в Кемерове в центре, за кинотеатром "Космос", примерно те же даты строительства. Это Москва, не похожая на остальной город.
Галерея "Беляево"
Интересно, что про галерею "Беляево" я услышала от урбаниста Свята Мурунова, ещё когда жила в Кемерово. Свят "топит" за сообщества горожан, за идентичность городов. А вот галерея на м. Беляево - это как раз центр идентичности района. Тут жители могут больше узнать о районе и почувствовать его (и свои) "корни".
Тут тоже есть часть а-ля вернисаж, а есть - та самая экспозиция, посвященная истории района. Хоть история-то небольшая, всего лишь несколько десятилетий, но рассказана она с любовью. Да и мне ближе - и по времени, и территориально.
Очень трогательно писал о Беляево писатель Дмитрий Пригов. Он поселился в Беляево ещё на этапе самого начального строительства, когда многоэтажки подпирали деревенские дома, а к подъездам подходили коровы. Жена Пригова отказывалась ходить на остановку автобуса одна, потому что коровы бодались. А сам писатель с сыном гулял в брошенных яблоневых и вишневых садах (их остатки тут есть до сих пор) и называл себя "герцогом Беляево".
Тут есть улица Миклухо-Маклая, а кинотеатр "Витязь" назван в честь корвета, на котором тот самый Миклухо-Маклай ходил к дальним берегам. Тут в одном из домов на улице Профсоюзной жил на квартире Виктор Цой. Тут выросло не одно поколение москвичей. И тут на фото обычные многоэтажки сняты с такой любовью и такими красивыми, что я поняла, что существует урбанистический романтизм.
Возвращаясь к вопросу об Отечестве. Отечество же может быть большим, слово может подразумевать что-то максимально глобальное. А может быть Отечество и очень маленьким - одна улица, один район. И вот такие места, как две посещенные нами галереи, как раз этим и занимаются — ведут хронику маленькой Родины и её людей. Да, они небольшие, наивные, в спальных районах. Но они хранят память для тех, кому эта память важна.
Кстати, увидела статистику: 46% жителей Беляево живут в районе более 30 лет. И я в Ясенево такое наблюдаю: дети мои учатся в школах, где родители одноклассников являются бывшими одноклассниками нынешних учителей. То есть поколениями живут в одном месте. К этому можно относиться по-разному, но меня это греет. Это как раз бережное отношение к истории того места, в котором ты живёшь, в самом простом и понятном смысле. И мне самой, хоть я и не здесь родилась и выросла, очень интересно, каким был район раньше, когда впервые упоминался, как строился. Фотографии с новостройками Ясенево я собираю в одну папочку на компе.
К слову, историю города Кемерово, моего родного города, и вообще историю Кузбасса я знаю неплохо. В этом отношении в последние годы было сделано очень много, есть интереснейшие книги. Есть в Кемерово музей "Красная горка", который рассказывает о колонии американцев в Сибири (хотите, отдельно напишу об этих идеалистах?:)). А в Новокузнецке, гораздо более старинном, чем столица Кузбасса, есть Кузнецкая крепость. И там люди тоже знают и берегут свою историю. И на самом простом и бытовом уровне это замечательно.
В общем. Знай своё Отечество, человек:)
С праздником!